Современные информационно-коммуникационных технологии и их роль в общеобразовательной школе

Разделы: Общепедагогические технологии

Ключевые слова: ИКТ, ИКТ-технологии


Данная статья описывает информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), которые сегодня используются в образовательной среде. Излагаются основные задачи, решаемые при помощи внедрения в процесс образования ИКТ. Приведены положительные и отрицательные стороны данного вида технологий в связи с их популяризацией. Обосновываются требования к современному педагогу и его компетентности в вопросах ИКТ в связи с требованиями к современному уроку, одним из которых является применение информационно-коммуникативных технологий. Также описывается информационная образовательная среда современной школы и рассказывается о возможностях применения ИКТ в проектной деятельности субъектов образовательного процесса.

Требования к современным выпускникам изменились и в соответствии с ними школа должна дать знания по основным предметам и сформировать качества личности необходимые для жизни в новых условиях информационного общества:

  • развитые творческие способности;
  • самостоятельность мышления;
  • чувство личной ответственности за результат своей работы.

Современное общество не стоит на месте, развиваясь и прогрессируя абсолютно во всех сферах нашей жизни. Что неизбежно влечет за собой появление большого количества информации, которую хранить в своей голове или записывая «от руки» на бумаге невозможно. Информация - это багаж знаний, передаваемый людьми из поколения в поколение, каждый раз обновляя, перерабатывая и дополняя. Современному человеку приходится постоянно пополнять и совершенствовать свои знания [1].

С развитием компьютеризации образование вышло на новый уровень. Этому способствует получение информации из различных источников, из любой точки мира. На сегодняшний день имеется много источников для получения информации и главным, а так же доступным и, незаменимым, на сегодняшний день является интернет. Сеть охватывает глобальное пространство, а компьютерные технологии, дают возможность предоставить информационное обеспечение каждому желающему.

Имея свободный доступ к электронным ресурсам (архивам, библиотекам, базам данных, хранилищам), каждый человек может черпать знания, при наличии подключения к сети Интернет. Всемирная паутина дает возможность использовать и другие широко распространенные ИКТ-технологии, эффективные при получении новых знаний:

  • онлайн-уроки,
  • тесты,
  • олимпиады,
  • курсы,
  • конференции,
  • консультации.

ИКТ являются незаменимым помощником при дистанционном обучении (общение педагога и обучаемого на расстоянии, сохраняя все компоненты учебного процесса). В режиме онлайн или используя электронную почту, участники образовательного процесса обмениваются информацией, что обеспечивает беспрерывный процесса обучения [1].

Большим источником получения знаний для современных школьников являются электронные образовательные издания. Они распространены в глобальной сети и могут храниться и передаваться на съемных носителях. Индивидуальный подход к такому материалу дает глубокое понимание и восприятие самостоятельно изученного материала и проверке своих знаний.

В контексте личностно ориентированной модели применения ИКТ выступает как эффективное средство развития творческих способностей учащихся, способствует формированию мотивации к потреблению контента, циркулирующей в нем, как инструмент обработки и анализа знаний, организации самостоятельной учебно-исследовательской деятельности учащихся [2].

С образования в школе начинаются знания. Как гласит пословица: «Ученье - свет, а не ученье - тьма». Что значит быть образованным человеком? Это значит жить полноценной жизнью, это быть человеком, уверенным в себе и своих возможностях, разносторонним, и приносить пользу обществу. Развитие компьютеризации, появление новой техники, информация и знания теперь доступны всем.

Внедрение новейших технологий, информатизация и компьютеризация на данный момент являются неотъемлемой частью образования и образовательного процесса в целом. Таким образом, «образование» и «информационно-коммуникационные технологии» становятся на одну ступень в получении знаний.

Внедрение ИКТ в образовательный процесс изменило все стороны жизни современной школы. Изменилась роль ученика, который становится активным участником учебно-воспитательного процесса, и партнёром учителя. Учебный процесс строится таким образом, чтобы информационно-коммуникационные технологии дополняли, а не заменяли общение учителя с учениками.

Практическая реализация личностно-ориентированного подхода с помощью ИКТ в процессе обучения требует предметно-ориентированных средств. ИКТ - это не только объект для изучения в школе, а инструмент для создания учебной информационной среды (ИОС) в классе.

Основными ресурсами, необходимыми для существования и правильного функционирования информационной среды современной школы, относятся:

  • технические ресурсы;
  • учебно-методические ресурсы;
  • кадровые ресурсы.

Информационно-образовательная среда в школе создается для того, чтобы обучающийся смог получить новые знания, научился активно их применять на практике, легче социализировался и адаптировался к постоянно меняющемуся миру.

Цель формирования информационно-образовательной среды школы главным образом связана с основными целями учебного процесса. Но также, есть и обратная связь: процесс информатизации существенно влияет на цели общего образования. Такая взаимозависимость отражается в выработке новых требований к современной школе.

Участниками учебного процесса в общеобразовательном учреждении являются обучающиеся, педагоги и родители (законные представители) обучающихся. Новая информационно-образовательная среда в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования образовательного учреждения обязана обеспечивать:

  • информационно-методическую поддержку процесса обучения;
  • планирование процесса образования и обеспечения его соответствующими ресурсами;
  • мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса;
  • мониторинг здоровья обучающихся;
  • современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления данных;
  • дистанционное взаимодействие всех участников процесса образования;
  • дистанционное взаимодействие школы с другими организациями социальной сферы: учреждениями дополнительного образования детей, здравоохранения, учреждениями культуры, досуга, спорта, обеспечения безопасности жизнедеятельности, службами занятости населения.

Итак, можно сделать вывод, что информационно-образовательная среда, имеет достаточно сложный состав. Она имеет в своем составе область из ресурсов внутренней, школьной локальной сети, в которую включены автоматизированные рабочие места учителя и руководителя, школьная медиатека, цифровые лаборатории, творческие мастерские. При этом, личная ИОС каждого участника процесса образования, является частью целостной ИОС образовательного учреждения [2].

Информационно-коммуникационные технологии в образовании - это методы и приемы сбора, передачи и хранения информации, взаимодействия между педагогом и обучаемым, как в прямом, так и в обратном порядке в системе современного образовательного процесса.

Компьютер является важным устройством в применении ИКТ, без которого применение данных технологий было бы просто невозможно. Для должного использования персонального компьютера (ПК) на уроках, на нем должно присутствовать все необходимое программное обеспечение. Также значительную роль для качественного интерактивного обучения играет и сопутствующее оборудование: мультимедийная доска, колонки, проектор и др.

Соответствующее оснащение дает возможность предоставлять информацию наглядно, и доступнее донести до обучающихся с помощью:

  • презентаций,
  • слайд-шоу,
  • таблиц,
  • видео- и аудиозаписей.

При этом необходимый материал, при зрительном восприятии усвоится быстрее и в большем объеме. Применение мультимедийной доски позволит сделать урок более интересным и красочным, а так как мозг ребенка легче воспринимает информацию, предоставляемую в увлекательной форме, учебный материал будет воспринят с легкостью и прочнее отложится в памяти.

Внедрение ИКТ в школе требует от педагога владение простейшими навыками в этой сфере и умения применять их на практике. Педагог должен стремиться овладевать всевозможными знаниями в использовании информационно-коммуникационных технологий в своей профессиональной деятельности, для того чтобы сделать процесс обучения более увлекательным и доступным для обучающихся.

У любого преподавателя сегодня есть в распоряжении большое количество возможностей применения в учебном процессе средств ИКТ: информация из сети Интернет, словари и справочники, электронные учебники, программы, презентации, различные виды коммуникации - форумы, чаты, электронная почта, блоги, вебинары, телеконференции. Это способствует, актуализации содержания обучения, быстрому обмену информацией между участниками образовательного процесса. А также стимулирует учителя к самообразованию, творческому развитию.

В современном мире педагогу мало быть только пользователем, необходимо постоянно повышать свою компетентность в области ИКТ, которая является его профессиональной характеристикой и составляющей его педагогического мастерства. Существует двухуровневая модель информационно-коммуникационной компетентности учителя:
1) функциональная грамотность (подготовленность к деятельности):

  • умение использовать компьютерные программы обработки текстовой, графической, числовой, видеоинформации, звуковой;
  • навык работы в сети Интернет;
  • владение сопутствующим оборудованием (сканер, принтер).

2) деятельностный уровень (реализованная деятельность) - эффективное и систематическое использование функциональной грамотности в сфере ИКТ в учебном процессе для достижения высоких результатов.

Подуровни:

  • внедренческий - включение в процесс обучения специализированных медиаресурсов, разработанных в соответствии с требованиями к содержанию и методике учебного предмета;
  • творческий - разработка собственных электронных средств учебного назначения.

Именно реализованная деятельность может привести к качественным изменениям результатов системы образования.

Повышение информационно-коммуникационной компетентности педагогов необходимо осуществлять в рамках каждого учебного заведения. Имеются разные курсы повышения квалификации, проекты, которые позволят педагогам научиться использовать информационные технологии в своей деятельности. Особую роль играет методическое сопровождение применения ИКТ, обобщение и распространение педагогического опыта в этой области (проведение мастер-классов, семинаров, вебинаров).

Важным условием эффективного и систематического использования ИКТ в учебном процессе для достижения высоких результатов является потребность и готовность учителя к проведению уроков с использованием ИКТ, внутренняя мотивация, осознанное перенесение полученных теоретических знаний и практических навыков в педагогическую деятельность, применение готовых мультимедийных программ в образовательном процессе, пользование социальными сервисами, общение в сетевых сообществах, создание и использование в учебном процессе собственных простейших и имеющихся программных продуктов, образовательных сайтов [3]

Новое поколение школьников активно интересуется сферой мультимедиа-технологий. Использование детских презентаций на уроке значительно повышает мотивацию детей, особенно самих авторов. Создание мультимедийных проектов уже стало привычной формой урочной и внеурочной деятельности. Вовлечение учащихся в проектную, а так же исследовательскую деятельность с использованием ИКТ способствует закреплению важных понятий, воспитывает культуру речи, обеспечивает условия для проявления творческого начала. Подобный вид работ дает детям возможность принимать участие в конкурсах, творческих проектах школьного, областного, районного и всероссийского уровней. Старшеклассниками делаются видеофильмы, ролики для важных событий и мероприятий. В детском объединении ведут диагностику успеваемости, оформляют рейтинг по активной жизненной позиции классных коллективов, активно работает пресс-центр, результатом которого являются выпуски школьных газет и литературных альманахов, печатают буклеты, рисунки, плакаты, открытки.

В наше время конкурентоспособность выпускника на рынке труда в большинстве зависит от его умения овладевать новыми технологиями, способности привыкать к изменяющимся условиям труда. Начальной образовательной технологией, поддерживающей актуальный подход в образовании, можно назвать метод проектов, а также ИКТ.

Проектная деятельность с активным применением ИКТ - это один из методов, ориентированный на выработку самостоятельных исследовательских навыков, помогающий развитию творческих способностей и логического мышления, совмещающий знания, полученные в процессе учебного процесса и приобщающий к определенным жизненно важным трудностям. Важность метода проектов для педагогов объясняется, прежде всего, необходимостью самостоятельно определять профессиональные задачи и цели, обдумывать способы их реализации и не просто так, один из параметров нового уровня образования - умение проектировать.

Метод проектов - образовательная техника, которая дает возможность создавать естественную среду для формирования обучающихся ИКТ компетентностей. ИКТ компетентности, которые выражаются в овладении учащимися определенными наборами методов деятельности, дающие возможность человеку понять ситуацию, достичь результатов в профессиональной и личной жизни в условиях определенного общества легли в основу формирования компетенции личности. Под компетенцией принято понимать готовность субъекта эффективно организовывать внешние и внутренние ресурсы для постановки и достижения целей.

ИКТ компетентности формируются в процессе работы над проектами, поиске материалов, подготовке презентаций, а также в ходе самих презентаций научных проектов. В связи с этим формирование ИКТ компетентностей зависит от всего образовательно-культурного положения, в котором живет и развивается обучающийся. Проектный метод получил в наше время широкое распространение в обучении. Его можно использовать во всех школьных дисциплинах, где решаются крупные по объему задачи, приоритетно для учащихся среднего и старшего звена [4].

Учащиеся получают удовольствие, чувство удовлетворения от результатов труда, которыми могут воспользоваться другие обучающиеся для обучения. Чем больше востребованность результатов их труда, тем с большей ответственностью и старанием дети выполняют работу. Данный метод показывает высокую эффективность, снижение перегрузки и увеличение творческого потенциала учащихся. В основе метода проектов положена идея о направленности учебной и познавательной деятельности обучающихся на результаты, которые получаются при решении теоретически или практически важных проблем. Подобные технологии могут получить более качественный уровень при использовании информационных технологий, мировой сети Интернет, сетевых компьютерных систем.

Особенность технологии заключается в том, что она помогает формировать у обучающихся коммуникативную, информационную компетентности и навык разрешения проблем (так как главным условием реализации метода проектов является умение обучающихся отвечать на трудные вопросы с помощью проекта).

Чтобы стимулировать интерес ученика к освоению новых компьютерных технологий, необходимы методы, которые создают ситуации новизны и актуальности исследуемых вопросов. Важным фактором мотивации обучения выступает связь содержания проектной деятельности с жизнью, осознание общественной и личной значимости освоения информационных технологий учениками в проектной деятельности.

Использование ИКТ в проектной деятельности обучающихся открывает новые дидактические возможности для педагога, связанные с «оживлением» и визуализацией материала, наглядным изображением тех явлений и процессов, которые нет возможности показать другими способами.

Применение информационно-коммуникативных технологий в проектной деятельности учеников имеет ряд положительных сторон:

  • предметная область осваивается более глубоко и детально;
  • совершенствуется навык поиска и обработки информации из различных источников с целью выработки первичных идей и формулирования лучшей идеи, проведения исследований в процессе выполнения проекта;
  • возможность сопровождения процесса самостоятельной исследовательской работы обучающихся при работе над проектом;
  • вырабатываются умения и навыки решения типовых практических задач в выбранной предметной области;
  • совершенствуется умение анализировать и принимать решения в нестандартных проблемных ситуациях;
  • развивается способность к определенным видам деятельности;
  • появляется возможность провести учебно-исследовательский эксперимент с моделями изучаемых объектов, процессов;
  • осуществляется контроль и оценка уровня знаний, умений, навыков и способов действия.

На всех этапах выполнения проекта можно использовать пакет программ Microsoft Office, которые являются достаточно простыми и понятными в использовании, но при этом помогают представить материал более наглядно и живо.

  • Текстовый редактор Word.

Данная программа дает возможность: создать текстовый документ в электроном виде, вставлять в него рисунки, отсканированные фотографии, форматировать графические изображения и сам текст. Благодаря текстовому редактору Word ученик или педагог может создавать практически любые электронные или печатные документы для проекта: рекламный проект, дизайн-спецификацию, меню, страницы о решении аналогичной проблемы в прошлом, будущем и настоящем, листы опроса для анкет, информацию о традициях. Создавать простые документы в Word легко с помощью стандартных шаблонов. Таким способом, можно выполнить звёздочку обдумывания воплощения замысла проекта.

Программа Publisher.

Благодаря программе Publisher стало доступным создавать публикации для печати: бюллетени, плакаты, буклеты и многое другое. Предоставляемые шаблоны публикаций возможно оформлять в соответствии со своими предпочтениями и требованиями проекта.

Табличные процессоры или электронные таблицы (Excel).

Электронные таблицы являются незаменимыми при обработке статистических данных. Используя это офисное приложение, можно создавать любые графики и диаграммы в ходе изучении тем, в которых фигурируют количественные показатели (определение себестоимости изготавливаемых изделий, экономические расчеты, выявление путей повышения конкурентоспособности; расчет количества продуктов и стоимости блюда, учет расходов и доходов; поиск конкретных путей ее уменьшения, расчет заработной платы, семейного бюджета и т.д.).

Диаграмма или сводная таблица даст возможность наглядно показать на экране или бумажном носители числовую информацию, что поспособствует лучшему пониманию слушателями сути проекта.

Сложные и красивые изображения можно создать с помощью графических редакторов Раint, СогеlDraw, которые достаточны просты в своем использовании. Данные программы пригодятся во время оформления материалов проекта, при моделировании каждого этапа работы над проектом. Также, можно к защите проекта подготовить буклеты, рекламу, объявления, приглашения.

Представить продукт проекта можно с помощью компьютерной презентации.

Программа PowerPoint дает возможность строить диаграммы и графики, создавать динамические изображения, иллюстрированные слайды и совершенно любые материалы для презентации. Слайды просматриваются на экране персонального компьютера, либо интерактивной доске с помощью медиа проектора. Также, можно демонстрировать слайды в Web-сети или при подключении нескольких интерактивных досок. В программе PowerPoint имеются готовые шаблоны, которыми можно воспользоваться при создании своей презентации. В программе можно найти маркированные текстовые слайды, организационные диаграммы, таблицы, графические объекты и инструменты для рисования.

По результатам защиты проектов обучающимися из презентаций можно создать банк данных и использовать их, как наглядные пособия, при дальнейшем изучении предмета. При подготовке презентаций ученик или педагог может почувствовать себя и режиссером, и сценаристом, и художником. Что способствует развитию творческих возможностей автора. Демонстрация слайд-фильма сопровождается пояснениями. В презентацию также можно включать различные звуки, звуковые эффекты и анимацию.

Одним из этапов работы над проектом является подготовка к публичной защите проекта. В учебно-методической литературе защиту проекта зачастую называют презентацией, которая подразумевает не только четкое доказательное обоснование выбранного метода решения проблемы, полученного результата, а также яркое, эмоциональное, интересное ее изложение, которого можно добиться, используя ИКТ. В связи с этим форма презентации может быть разной и зависит больше от полученного продукта. К защите проекта необходимо готовиться, так как она имеет строгий временной регламент (6-8 листов текста).

На завершающем этапе работы над проектом также можно применить современные компьютерные технологии. После того как будет определено место и дата защиты необходимо определить программу и сценарий публичной защиты, распределить задания творческим группам. Проверить и настроить всю необходимую компьютерную технику, оформить пригласительные билеты, составить аннотаций на проекты и выпустить программы их публичной защиты. Подготовить раздаточный материал\ и бланки оценки проектных работ [4].

Утверждение порядка мероприятия. Генеральная репетиция публичной защиты проектов.

Использование ИКТ имеет как отрицательные, так и положительные стороны. Поэтому необходимо так выстроить учебный процесс, чтобы можно было максимально использовать все положительные стороны:

  • создать максимальный уровень интерактивности между всеми участниками учебного процесса (учителем, учеником) и материалом;
  • постоянно совершенствовать учебные стили и взаимодействия;
  • обеспечить системность в организации учебного процесса.

Также, выделяется ряд положительных моментов использования информационно-коммуникационных технологий при индивидуализированном подходе к процессу обучения:

  • применения компьютеров в обучении - это постоянный и объективный контроль;
  • формируются навыки практической работы с любым техническим оборудованием с помощью компьютерных тренажеров;
  • углубление теоретических знаний и применение их в практической работе;
  • упрощение управления учебным процессом с помощью применения современных компьютерных технологий и технических средств;
  • реализация в обучении справочно-информационных, коммуникативных, конструкторских, мультимедийных функции;
  • развитие личности ученика и его адаптация в мировом информационном пространстве;
  • индивидуализация обучения.
  • развитие критического мышления;

Применение современных средств ИКТ в образовательном процессе может привести также к некоторым негативным последствиям, в числе которых следует отметить ряд отрицательных факторов психолого-педагогического характера, а так же негативное влияние средств ИКТ на физиологическое состояние и здоровье обучающихся, в особенности младших школьников. Расширение информационного потока и увеличение количества получаемой информации и темпов учебных действий, неизбежно приводит к эмоциональным перегрузкам. Следовательно, у многих школьников, проявляются частые эмоциональные возбуждения.

Еще одним негативным последствием информатизации учебного процесса можно отметить тот факт, что с целью экономии сил учащиеся заимствуют из сети Интернет уже готовые проекты, решение задач, сочинения, что стало на данный момент уже привычным фактом, не способствующим увеличению эффективности воспитания и обучения. Из-за большого объема информации, предоставляемого множеством средств информатизации возникает отвлечение внимания учащегося.

Таким образом, из всего вышесказанного, информационно-коммуникационные технологии в образовании следует классифицировать по области методического назначения на:

  • Обучающие (получение знаний, навыков, обеспечение достаточного уровня усвоения материала).
  • Тренажеры (проверка своих знаний, отработка навыков, практика).
  • Информационно-поисковые и справочные (поиск необходимой информации).
  • Демонстрационные (визуальное восприятие необходимой информации).
  • Имитационные (замена моделью реального объекта, достаточно точно описывающую реальную систему).
  • Лабораторные (возможность проводить эксперименты и опыты).
  • Моделирующие (составление модели объекта).
  • Расчетные (автоматизация расчетов, формул и др.).
  • Учебно-игровые (учебный процесс представляется в виде игры).
  • Задачи, которые педагог может решить с помощью ИКТ:
  • усовершенствовать организацию урока и повысить свою индивидуальность в обучении;
  • повысить интерес и продуктивность к самостоятельной подготовке учеников;
  • повысить мотивацию к обучению;
  • на практике отработать все преимущества использования ИКТ;
  • повысить мотивацию к обучению и получению новых знаний;
  • активизировать учебный процесс;
  • привлекать учащегося к исследовательской деятельности;
  • обеспечить гибкость обучения.

Занятия и проектная деятельность с применением ИКТ вызывают здоровый интерес у учащихся. Школьники становятся активными участниками образовательного процесса, что выражается в увеличении количества вопросов, которые задают дети, а также в поиске ответов на трудные вопросы. Большее количество учащихся, изъявляет желание самостоятельно подготовить дополнительную информацию по теме урока. Для подготовки урока с использованием ИКТ необходимо больше времени, чем на обычный урок, но это нельзя назвать минусом, так как такие занятия значительно эффективней обычных.

В итоге хотелось бы сказать, что кроме огромного количества плюсов применения ИКТ в школе, есть и недостатки, а самым важным из них является возможность использования сторонних материалов, которые можно выдать за свои, так называемый - плагиат. Использование готовых рефератов, решебников, докладов и так далее, понижает эффективность и качество обучения. Из этого следует, что использовать современные компьютерные технологии необходимо с пользой и обдуманно.

К использованию информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения учителям надо подходить творчески, не злоупотребляя и соблюдая все санитарно-гигиенические требования. Использование информационно-коммуникационных технологий в современной школе влечет за собой множество вопросов, на которые надо искать ответы, чтобы формирование информационной грамотности участников образовательного процесса было не тернистым и мучительным, а творческим, результативным и целеустремленным. Так же необходимо помнить, что компьютерные технологии - это лишь инструмент, который никогда не заменит живое слово учителя и непосредственное общения учителя с классом. Сейчас современный педагог, работая с молодым поколением, готовит его к жизни в новом информационном обществе, следовательно, сам должен идти в ногу со временем и совершенствовать свои знания и умения. Уровень успешности педагогов в изучении новых технологий и методик зависит в большей степени от стремления к познанию нового, преданности профессии, заинтересованность в самообразовании.

Также необходимо применять ИКТ как рядовых уроках, так и для решения творческих задач, при подготовке проектов, исследовательских работ. Для этого существует большое количество программ, которые доступны для всех участников образовательного процесса.

В школе на занятиях с детьми необходимо использовать только компьютерную технику, имеющую санитарно-эпидемиологическое заключение о безопасности для здоровья детей и отвечающую все нормам здоровье сберегающим технологиям. Эффективным урок с использованием ИКТ является только при соблюдении режима учебных занятий.

При регулярном использовании компьютерных технологий наблюдается позитивное влияние на качество знаний и интерес к предмету.

Итак, компьютерные технологии помогают педагогу в современной школе сделать работу на уроке и внеурочное время интересной, повышают мотивацию ученика, ускоряют подготовку к уроку и приносят удовлетворение своей работой.

Список использованных источников

  1. Норенков, И.П., Зимин, А.М. Информационные технологии в образовании. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2004. - 321 с.
  2. Яковлев, А.И. Информационно-коммуникационные технологии в образовании / А.И.Яковлев// Информационное общество. - 2001. - Вып.2. - С. 33-38.
  3. Удот, М.С. Цифровые образовательные ресурсы как способ повышения эффективности урока // Научно-методический сборник № 2. - Пермь, 2010. - С. 42-47.
  4. Вылегжанина, Е.А., Мальцева, Н.Н. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе // Актуальные задачи педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. - С. 3-6.