Программное содержание:
- Познакомить детей с назначением русской печи и домашней утвари, прививать интерес к народному фольклору; учить использовать в своей речи пословицы и поговорки, закреплять знание русских народных сказок, умение отгадывать загадки.
- Обогащать словарный запас детей, формировать грамматически правильный строй речи, умение поддерживать непринужденную беседу, отвечая на вопросы воспитателя.
- Воспитывать патриотизм, уважение к русским традициям, истокам русской культуры.
Словарная работа: посиделки, самовар, чугунок, ухват, печь, сундук, сковородник, утюг, глиняный горшок.
Предварительная работа:
- Беседа по темам: «Без печи хата не хата», «Устройство печи», «Печная утварь».
- Чтение русских народных сказок.
- Рассматривание иллюстраций с изображением предметов быта и домашней утвари.
- Заучивание пословиц и поговорок.
- Знакомство с народными играми, песнями, частушками.
Атрибуты: ведра, макет печки, чугунок, глиняный горшок, ухват, костюмы в русском народном стиле.
Ход занятия
Ребята входят в стилизованную деревенскую избу.
Хозяюшка: (воспитатель в народном костюме)
Здравствуйте!
Мир вам, гости дорогие!
Вы явились в добрый час -
Встречу теплую такую
Я готовила для вас.
Хлебосольством и радушьем
Знаменит родной наш край
Здесь для вас и сказки русские
И медовый каравай.
Приглашаю вас к себе в гости. Проходите в избу мою.
Знаете ли, ребята, куда вы попали? А попали вы в далекое прошлое.
Эта комната называется - изба. Посмотрите, как в ней чисто, на столе все прибрано, в избе тепло. Тепло вам у меня?
А вот о чем мы сегодня с вами поговорим, вы узнаете, отгадав загадку:
Летом стоит,
Зимой горит,
Пасть открывает,
Что дают - глотает (печка)
Ответы детей: (Печка, когда ее истопят, в избе становится тепло)
- Правильно, ребята. Сегодня мы с вами будем говорить о русской печи.
Она занимала очень важное место в доме. Люди отзывались о печи, как о живой, поэтому немало существует русских народных сказок, в которых упоминается о русской печи. Назовите их. («По щучьему веленью», «Гуси-лебеди», «Волк и семеро козлят», «Жихарка» и др.)
Хозяюшка: Затрещит мороз, завоет ветер, а у печки тепло и уютно. Обращались люди к печке, как к живой:
Ребенок:
Ой, ты печка, сударыня,
помоги нам боярыня
Ты свари, испеки и спаси
В дом богатства принеси.
И в нашей избе печка имеется.
- Не зря в народе поговорки и пословицы о печке складывали.
Кто помнит, какие?
- Печь - нам мать родная;
- Без печи хата - не хата;
- Добрая то речь, что в избе есть печь.
- Печь- всему голова
- Матушка печка- горячее сердечко
- Что есть в печи- все на стол мечи
- В холодной печи- не пекут калачи
- Когда в печи жарко - тогда и варко.
- Печка - наше солнышко.
Хозяюшка: Почему люди ласково обращались к печке, называли ее матушкой? Для чего нужна печь в избе?
Дети: Печка обогревала жилище людей, лечила, на печке можно было сушить одежду и даже в печке мыться, а еще она была деревенской кормилицей, в ней и хлеб пекли и еду готовили.
Хозяюшка: Ребята, а вы знаете стихи о том, как печка людям помогала?
Дети рассказывают стихи о русской печке.
1.
Рады видеть вас у печки
Без нее мы как без рук
В ней и жарить, в ней и парить
И зимой с ней как весной
2.
Русской печки нет добрее,
Всех накормит, обогреет,
Варежки сушить поможет,
Деток спать она уложит.
3.
В доме каждому нужна
Печки добрая спина.
С русской печкой нам не грустно,
А тепло всегда и вкусно.
- Ребята, вы знаете, что печи делали из разного материала - камень, кирпич, глина. Если печь делали из камня, то она называлась как? (каменная). Из глины? Из кирпича? А сейчас, какие есть печки? (газовая, электрическая, микроволновая)
Но печь не будет настоящей, если сложить ее неправильно. А укладывал печь - печник.
Хозяюшка: Ребята, давайте мы с вами рассмотрим печку и узнаем, из каких частей она состоит и для чего они предназначены.
- Печку всегда располагали напротив окна. Как вы думаете, почему?
- Правильно, ребята. Раньше не было электричества и помещения освещались лучинками. Хозяйке нужно было видеть, что делается внутри печи. Потому что там она готовила еду.
- В печи устраивалось большое устье, перед ним площадка - шесток, на котором ставили все, что приготовилось в печи (Слайд презентации)
Хозяюшка: Встанет поутру хозяйка и начинает растапливать печь. А вы знаете как топят печку?
Дети: Чтобы истопить печку, нужны дрова. Самые лучшие дрова - березовые, да дубовые. От них и тепла больше и дыма меньше.
Хозяюшка: Дрова должны быть сухими, поэтому раньше их складывали для просушки в высокие колодцы.
Хозяюшка: А что хозяйка в печку ставит, кто из вас, ребята, знает?
- Ребята, подумайте, какую же посуду можно ставить в печь, чтобы она не горела, а пища была вкусной?
Загадка:
«Он как круглая кастрюля
Он чумазый, не чистюля.
Где там, в печке уголек
Кашу сварит…»
Дети: Чугунок.
Хозяюшка: Конечно, же чугунок, что можно было готовить в чугунке?
Дети: В чугунке готовили рассыпчатые каши и ароматные щи.
Хозяюшка: Как же можно было достать из печи горячий чугунок? Здесь был нужен другой помощник.
Слушайте про него загадку. «Чугунок был очень рад, что схватил его…»
Дети: Ухват.
Ребята рассматривают ухват.
Хозяюшка: Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие чугунки со щами и вкусной кашей.
Давайте мы попробуем справиться с чугунком и ухватом.
Хозяюшка: Но не только в чугунке готовили пищу в старину. У чугунка был соперник. Угадайте, кто?
«Книзу узок, вверх широк, это глиняный ….»
Дети: Горшок.
Хозяюшка: Как в старину люди использовали горшок?
Дети: Горшок был сделан из глины. В горшке варили супы, каши, кипятили воду, тушили мясо, хранили крупу, муку, масло.
Попробуем перенести горшок ухватом
- А противни с хлебом вытаскивали вот такой лопатой деревянной. Помните, как в сказке о Жихарке, Лиса хотела его посадить в печь на такой лопатке?
- В каждой печке есть задвижка. Она закрывается после того, как печка протопилась, чтоб сохранить тепло в избе.
- Ребята, а все предметы русской печи хранятся в отверстии под печкой (подпечье)
- Ребята, а еще у печки есть верхняя часть, где можно погреться с мороза, поспать, высушить обувь, носки, рукавички. (Это лежанка)
- Печка была еще и волшебным целителем, на ней лечились старики, больные. Лечила печь своим удивительным теплом.
Ребята, предлагаю поиграть в русскую народную игру «Ворон»
Дидактическая игра «Прошлое и настоящее»
- Я буду вам называть предметы из прошлого, а вы - из настоящего времени. *Русская изба - современный каменный дом;
- Старинный утюг - электрический утюг;
- Веник - пылесос;
- Лошадь- машина;
- Лавка - диван…
Появляются Дед и Бабка (Куклы би-ба-бо)
Дед: Испеки мне старая пирожок
Бабка: Не буду я печь, старая я стала, устала очень
Дед: Ну, испеки пирожок.
Хозяюшка: Ребята, давайте поможем деду и бабке испечь пирожок
Дети с радостью соглашаются помочь бабушке и дедушке, рассаживаются за столы и начинают лепить пирожки из теста с различными начинками.
Хозяюшка: Ребята, какие замечательные пирожки у вас получились, давайте положим их на противень и поставим в печку выпекаться.
Ребята намазывают противень маслом и выкладывают на него пирожки, а потом 1 ребенок ставить пирожки в печь.
Хозяюшка уточняет, что ребята нового узнали на занятии.
Заключительная часть
- Ребята, о чем мы сегодня говорили? (о русской печке)
- Чем топили печь?
- В какой посуде готовили в печи? (чугунок, глиняный горшок)
- Чем доставали чугунки, глиняные горшки?
- Чем доставали противни с выпечкой? (деревянной лопатой)
Вот как много нового вы узнали. Скажем спасибо нашим гостям и тебе, печь-Кормилица.