Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цель: организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению рассказа А.П.Чехова «Белолобый».
Задачи:
- формировать умение отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения, обогащать словарный запас учащихся, познакомиться с термином аллегория;
- развивать умение аргументировать свою точку зрения, развивать способность полноценно воспринимать художественный текст, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- воспитывать интерес к чтению произведений А.П.Чехова, обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления о мире, роли материнского инстинкта в жизни животных, воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Планируемые результаты образования:
- Предметные: выразительно читать произведение, объяснять поведение героев, дать характеристику характеров героев, определить своё отношение к персонажам, определять основную мысль произведения.
- Личностные: оценивать поступки людей и животных, уметь высказывать своё отношение к прочитанному, выражать свои эмоции.
- Метапредметные УУУД
- Регулятивные: самостоятельно оценивать правильность выполненных действий, выполнять учебные действия.
- Познавательные: ориентироваться в учебнике. Находить ответы на вопросы в тексте, осознанно и произвольно строить речевые высказывания.
- Коммуникативные: аргументировать собственную позицию, выслушивать мнение партнёра в паре и в группе.
Тип урока: технология смыслового чтения.
Образовательные ресурсы:
- В.Ю.Свиридова Литературное чтение, 4 класс, 2 часть.
- Презентация к уроку.
- Компьютер, проектор.
- Памятка 1. «Портрет главного героя», 2. «Как составить синквейн».
План урока
I. Мотивирование к учебной деятельности
Улыбнитесь, друзья,
За работу пора.
Работы вам успешной,
Дружной, вдумчивой, интересной.
II. Актуализация знаний и постановка учебной задачи
На доске слово Белолобый
- Прочитайте слово, которое записано на доске. Давайте поработаем с этим словом. Какое существо может так называться? (Конь, котёнок, бык щенок и др. варианты).
- Какими словами можно охарактеризовать это существо? (Ответы детей).
- Хотели бы вы узнать, кто такой Белолобый?
- Мы будем сегодня читать рассказ, который называется «Белолобый», его автор А.П.Чехов.
- Предлагаю поставить цели, которые мы должны достичь к концу урока. Продолжите предложения.
Продолжить знакомство с творчеством….. (А.П.Чехова)
Прочитать и проанализировать… (рассказ «Белолобый)
- А ещё мы попробуем понять авторский замысел рассказа, что хотел нам сказать автор своим произведением. Познакомимся с литературным приёмом - аллегория.
III. Работа с текстом во время чтения
1. Первичное чтение учителем и хорошо читающими детьми.
- Понравился рассказ?
2. Размышление над прочитанным по вопросам.
- Почему А.П.Чехов назвал свой рассказ Белолобый?
- Как вы объясните значение этого слова «белолобый»?
- А как считает автор? В начале урока вы выдвинули предположение правильно?
Вспомним, что такое рассказ?
Рассказ - небольшое по объему произведение. В основу рассказа положено одно важное событие. Читатель ничего не знает о прошлом и будущем героев. В рассказе один главный герой или два, а остальные - действующие лица.
3. Определение главных героев и действующих лиц рассказа.
Работа в паре.
- В парах ответьте на вопросы:
1. Какие персонажи есть в рассказе?
2. Без кого не могло состояться повествование рассказа?
3. Значит они ________ герои.
4. Назовите действующих лиц рассказа. Заслушивание ответов.
4. Словарная работа.
- Ярка - молодая овца.
- Хлев - помещение для скота.
- Зимовье - место, жильё, где зимуют люди, животные.
- Слега - толстая жердь.
5. Работа над образом волчицы
- В какое время года происходит действие?
Выборочное чтение.
- Найдите и зачитайте описание волчихи. (Дети читают стр. 29).
- Какие слова, показывают, что автор понимает заботы волчихи и её трудности, что он очень хорошо знает её повадки особенности поведения.
- Докажите, что волчица не просто хотела кушать, а была зверски голодна.
- Какие чувства вызывает у вас волчица?
- (Волчица вызывает у нас чувство жалости.)
- Чехов написал о волчице так, что нам становится жаль, мы сочувствуем волчихе. Волки - это хищники. Но волчица у нас вызывает не злобу, а чувство жалости.
- Удалось ли волчице попасть в хлев? Докажите словами из текст. (Дети читают стр. 30).
- Что почувствовала волчица, когда «волокла» свою добычу?
Зачитайте. (Дети читают стр. 31- 32)
Расскажите, что почувствовала волчица, когда поняла, что в зубах у неё не ягнёно, а щенок?
- Зачитайте, что она про него подумала. (Дети читают стр.33)
6. Работа над образом Белолобого.
Выборочное чтение.
- А почему рассказ назван "Белолобый"?
Белолобый - главный герой, на его действиях держится весь рассказ. Он виновен в неудачной охоте волчицы.
- Найдите описание щенка в тексте. (Дети читают стр.32,34)
Физминутка
- Итак, наш герой встретился с волчатами. Проследите по тексту, как это произошло.
(Дети читают стр.33-34)
7. Анализ поступков героев.
- Как ведёт себя волчица?
- Почему она разрешила играть своим детям со щенком?
-Кто наблюдает за игрой малышей? А ещё кто?
- Зачитайте строки из текста. (Чтение из текста с.34-35)
- А.П.Чехов показывает нам, что даже природа принимает и одобряет игру малышей.
- Какое принимает решение волчиха?
(Она захотела его съесть)
- Почему она этого не сделала, найдите строки в тексте. (Чтение из текста стр.35)
(Белолобый - это детёныш, а волчица - мать. Это и не даёт ей съесть щенка. Она мать!)
- Почему во второй раз волчиха потерпела неудачу на охоте? Зачитайте эти строки. (Чтение из текста стр. 36)
- Почему сторож Игнат и странник обвиняют щенка в глупости?
- Найдите диалог сторожа и странника. Прочитайте. (Дети читают стр. 37)
Справедливы ли их вывод о щенке?
- Нет. Они не стали разбираться в том, что происходило, им было так удобно думать.
8. Знакомство с литературным приёмом.
- Автор, наделяет ее человеческими эмоциями и переживаниями. Пишет о ней, как о человеке. Зачитайте глаголы, подтверждающие, которые подтверждают наши слова. (Думала, вспоминала, помнила, соображала)
- А как ведёт себя щенок?
(Белолобый играет с волчатами, как маленькие дети.)
- Ребята, когда автор наделяет животных человеческими качествами, чувствами, переживаниями, то такой приём называют аллегорией.
- Зачем автор использует данный приём?
(Чтобы вызвать сочувствие, умение сопереживать и радоваться за главных героев).
IV. Работа с текстом после чтения. Работа в группах
1 группа - составляет портрет волчихи.
2 группа - составляет портрет Белолобого.
Каждая группа получает памятку.
Портрет главного героя |
1. Внешний вид героя.
|
3 группа - составить синквеин про одного из героев. (Памятка на столе)
Как составить синквейн |
1 строка - одно существительное, выражающее главную тему синквейна.
|
Заслушивание групп.
V. Подведение итогов
- Чьими глазами позволил нам взглянуть на мир А.П.Чехов в этом рассказе? (Волчихи)
- Чему нас учит рассказ?
- Он учит нас понимать животных. Просит задуматься над проблемой, что взрослым необходимо прислушиваться к детям. Быть внимательным к их проблемам.
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке
- Подведём итог нашей работы. Вспомним, какие цели ставили перед собой в начале урока.
- Познакомиться с творчеством…..
- Проанализировать…
- Понять авторский замысел…
- Узнать…
- Что меня тронуло…
- Мне было трудно….
- Достигли мы этих целей?
VII. Домашнее задание на выбор
1. Нарисовать иллюстрацию - кадр к рассказу А.П.Чехова «Белолобый».
2. Пересказ понравившихся эпизодов рассказа.