Методическая разработка урока по литературному чтению "А.П.Чехов «Белолобый»"

Разделы: Начальная школа

Ключевые слова: А.П.Чехов, А.П.Чехов «Белолобый»


Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель: организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению рассказа А.П.Чехова «Белолобый».

Задачи:

  • формировать умение отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения, обогащать словарный запас учащихся, познакомиться с термином аллегория;
  • развивать умение аргументировать свою точку зрения, развивать способность полноценно воспринимать художественный текст, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
  • воспитывать интерес к чтению произведений А.П.Чехова, обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления о мире, роли материнского инстинкта в жизни животных, воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Планируемые результаты образования:

  • Предметные: выразительно читать произведение, объяснять поведение героев, дать характеристику характеров героев, определить своё отношение к персонажам, определять основную мысль произведения.
  • Личностные: оценивать поступки людей и животных, уметь высказывать своё отношение к прочитанному, выражать свои эмоции.
  • Метапредметные УУУД
  • Регулятивные: самостоятельно оценивать правильность выполненных действий, выполнять учебные действия.
  • Познавательные: ориентироваться в учебнике. Находить ответы на вопросы в тексте, осознанно и произвольно строить речевые высказывания.
  • Коммуникативные: аргументировать собственную позицию, выслушивать мнение партнёра в паре и в группе.

Тип урока: технология смыслового чтения.

Образовательные ресурсы:

План урока

I. Мотивирование к учебной деятельности

Улыбнитесь, друзья,
За работу пора.
Работы вам успешной,
Дружной, вдумчивой, интересной.

II. Актуализация знаний и постановка учебной задачи

На доске слово Белолобый

- Прочитайте слово, которое записано на доске. Давайте поработаем с этим словом. Какое существо может так называться? (Конь, котёнок, бык щенок и др. варианты).

- Какими словами можно охарактеризовать это существо? (Ответы детей).

- Хотели бы вы узнать, кто такой Белолобый?

- Мы будем сегодня читать рассказ, который называется «Белолобый», его автор А.П.Чехов.

- Предлагаю поставить цели, которые мы должны достичь к концу урока. Продолжите предложения.

Продолжить знакомство с творчеством….. (А.П.Чехова)

Прочитать и проанализировать… (рассказ «Белолобый)

- А ещё мы попробуем понять авторский замысел рассказа, что хотел нам сказать автор своим произведением. Познакомимся с литературным приёмом - аллегория.

III. Работа с текстом во время чтения

1. Первичное чтение учителем и хорошо читающими детьми.

- Понравился рассказ?

2. Размышление над прочитанным по вопросам.

- Почему А.П.Чехов назвал свой рассказ Белолобый?

- Как вы объясните значение этого слова «белолобый»?

- А как считает автор? В начале урока вы выдвинули предположение правильно?

Вспомним, что такое рассказ?

Рассказ - небольшое по объему произведение. В основу рассказа положено одно важное событие. Читатель ничего не знает о прошлом и будущем героев. В рассказе один главный герой или два, а остальные - действующие лица.

3. Определение главных героев и действующих лиц рассказа.

Работа в паре.

- В парах ответьте на вопросы:

1. Какие персонажи есть в рассказе?

2. Без кого не могло состояться повествование рассказа?

3. Значит они ________ герои.

4. Назовите действующих лиц рассказа. Заслушивание ответов.

4. Словарная работа.

  • Ярка - молодая овца.
  • Хлев - помещение для скота.
  • Зимовье - место, жильё, где зимуют люди, животные.
  • Слега - толстая жердь.

5. Работа над образом волчицы

- В какое время года происходит действие?

Выборочное чтение.

- Найдите и зачитайте описание волчихи. (Дети читают стр. 29).

- Какие слова, показывают, что автор понимает заботы волчихи и её трудности, что он очень хорошо знает её повадки особенности поведения.

- Докажите, что волчица не просто хотела кушать, а была зверски голодна.

- Какие чувства вызывает у вас волчица?

- (Волчица вызывает у нас чувство жалости.)

- Чехов написал о волчице так, что нам становится жаль, мы сочувствуем волчихе. Волки - это хищники. Но волчица у нас вызывает не злобу, а чувство жалости.

- Удалось ли волчице попасть в хлев? Докажите словами из текст. (Дети читают стр. 30).

- Что почувствовала волчица, когда «волокла» свою добычу?

Зачитайте. (Дети читают стр. 31- 32)

Расскажите, что почувствовала волчица, когда поняла, что в зубах у неё не ягнёно, а щенок?

- Зачитайте, что она про него подумала. (Дети читают стр.33)

6. Работа над образом Белолобого.

Выборочное чтение.

- А почему рассказ назван "Белолобый"?

Белолобый - главный герой, на его действиях держится весь рассказ. Он виновен в неудачной охоте волчицы.

- Найдите описание щенка в тексте. (Дети читают стр.32,34)

Физминутка

- Итак, наш герой встретился с волчатами. Проследите по тексту, как это произошло.

(Дети читают стр.33-34)

7. Анализ поступков героев.

- Как ведёт себя волчица?

- Почему она разрешила играть своим детям со щенком?

-Кто наблюдает за игрой малышей? А ещё кто?

- Зачитайте строки из текста. (Чтение из текста с.34-35)

- А.П.Чехов показывает нам, что даже природа принимает и одобряет игру малышей.

- Какое принимает решение волчиха?

(Она захотела его съесть)

- Почему она этого не сделала, найдите строки в тексте. (Чтение из текста стр.35)

(Белолобый - это детёныш, а волчица - мать. Это и не даёт ей съесть щенка. Она мать!)

- Почему во второй раз волчиха потерпела неудачу на охоте? Зачитайте эти строки. (Чтение из текста стр. 36)

- Почему сторож Игнат и странник обвиняют щенка в глупости?

- Найдите диалог сторожа и странника. Прочитайте. (Дети читают стр. 37)

Справедливы ли их вывод о щенке?

- Нет. Они не стали разбираться в том, что происходило, им было так удобно думать.

8. Знакомство с литературным приёмом.

- Автор, наделяет ее человеческими эмоциями и переживаниями. Пишет о ней, как о человеке. Зачитайте глаголы, подтверждающие, которые подтверждают наши слова. (Думала, вспоминала, помнила, соображала)

- А как ведёт себя щенок?

(Белолобый играет с волчатами, как маленькие дети.)

- Ребята, когда автор наделяет животных человеческими качествами, чувствами, переживаниями, то такой приём называют аллегорией.

- Зачем автор использует данный приём?

(Чтобы вызвать сочувствие, умение сопереживать и радоваться за главных героев).

IV. Работа с текстом после чтения. Работа в группах

1 группа - составляет портрет волчихи.

2 группа - составляет портрет Белолобого.

Каждая группа получает памятку.

Портрет главного героя

1. Внешний вид героя.
2. Черты характера.
3. Отношение автора к герою.

3 группа - составить синквеин про одного из героев. (Памятка на столе)

Как составить синквейн

1 строка - одно существительное, выражающее главную тему синквейна.
2 строка - два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка - три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка - фраза, несущая определенный смысл.
5 строка - заключение в форме существительного(ассоциация с первым словом)

Заслушивание групп.

V. Подведение итогов

- Чьими глазами позволил нам взглянуть на мир А.П.Чехов в этом рассказе? (Волчихи)

- Чему нас учит рассказ?

- Он учит нас понимать животных. Просит задуматься над проблемой, что взрослым необходимо прислушиваться к детям. Быть внимательным к их проблемам.

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Подведём итог нашей работы. Вспомним, какие цели ставили перед собой в начале урока.

  • Познакомиться с творчеством…..
  • Проанализировать…
  • Понять авторский замысел…
  • Узнать…
  • Что меня тронуло…
  • Мне было трудно….

- Достигли мы этих целей?

VII. Домашнее задание на выбор

1. Нарисовать иллюстрацию - кадр к рассказу А.П.Чехова «Белолобый».

2. Пересказ понравившихся эпизодов рассказа.