Реформы 1860–1870-х гг. – движение к правовому государству и гражданскому обществу

Разделы: История и обществознание

Класс: 9


Технологическая карта урока истории

Предмет: история.

Класс: 9.

Тема урока: Реформы 1860-1870-х гг. - движение к правовому государству и гражданскому обществу. (Глава «Россия в эпоху реформ: Преобразования Александра II: социальная и правовая модернизация»).

Базовый учебник: История России. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч 1; под ред. А.В.Торкунова. - М.: Просвещение, 2019 г.

Цель: познакомить учащихся с ходом реформ 60-70-х гг. XIX в., показать их либеральный характер; охарактеризовать влияние реформ, проводимых Александром II на социально-экономическое развитие страны; определить их положительные и отрицательные стороны.

Задачи урока:

образовательные:

  • изучить основные положения земской, городской, судебной, военной реформ и реформы в области просвещения 60-70-х гг. XIX в., сформировать представление об их значении в истории России;
  • определить основные причины и необходимость проведения либеральных реформ в России после отмены крепостного права;
  • систематизировать материал о Великих реформах;

развивающие:

  • развивать умения работать с учебником, историческими картами, историческими документами;
  • развивать навыки применения исторических знаний и умений в различных жизненных ситуациях, в том числе для решения исторических задач.

воспитательные:

  • формирование целеустремленности в выполнении учебных заданий;
  • формирование коммуникативных умений: формулировать высказывание, слушать, объяснять свою точку зрения;
  • осознание себя как части целостности общества;
  • воспитание любви к Родине, чувства гражданского долга, ответственности за судьбу своей страны.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки;
  • осознание и восприятие учащимися значимости учебного материала.

Метапредметные:

познавательные:

  • умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, обобщать и структурировать полученную информацию;
  • овладеть умением описывать исторические события, используя понятия и термины в историческом контексте;
  • развивать пространственное мышление;

регулятивные:

  • умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи;

коммуникативные:

  • формулировать высказывания, подтверждая их фактами, слушать, объяснять свою точку зрения;
  • взаимодействовать с людьми и работать в коллективе.

Предметные:

научиться:

  • определять причины исторических событий
  • аргументировать выводы и суждения
  • объяснять смысл понятий «земства», «курии», «мировой суд», «окружной суд», «судебная палата», «суд присяжных», «всеобщая воинская
  • повинность»

уметь анализировать причины и результаты реформ, определять положительные и отрицательные стороны, характеризовать их значение.

Оборудование: карта «Развитие капитализма в России с 1861 года до конца XIX в.», маршрутные карты для каждого учащегося, учебник,
мультимедийный проектор, учительская презентация, тексты документов

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организационный момент

Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока.
Организует работу в индивидуальных маршрутных листах для работы на уроке.

Подписывают маршрутные листы, знакомятся с правилами работы в них, настраиваются на работу.

2. Актуализация знаний

«После смерти Николая I и восшествия на престол Александра II повеяло ветром свободы!»
(Н.Лосский)
Задает вопросы с целью подведение учащихся к формулированию темы и постановке задач урока в ходе фронтальной бесед.

- каковы были предпосылки отмены крепостного права?
- какова была роль Александра II в отмене крепостного права?
- о каких особенностях подготовки и проведения Крестьянской реформы вам известно?
- почему разнятся оценки Крестьянской реформы? Какая из оценок вам кажется наиболее точной?
Побуждает учащихся к продуктивному диалогу по дополнительным вопросам на знания раннее изученного материала и корректирует ответы.

Вспоминают ранее изученный материал,
формулируют ответы.
Соотносят свои ответы с эталоном и оценивают свои результаты.
Слушают других, дополняют ответы товарищей.

Построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей. Приводят доводы, подтверждающие свои умозаключения.

3. Создание проблемной ситуации

Представляет материал, позволяющий осуществить переход к изучению нового материала. Знакомит с оценкой событий второй половине XIX века, повлиявших на ход исторического развития нашего государства:

1 оценка: «Вслед за речью речь звучала:
«Народ, законность, власть, права» …
Что ж это? Громкие слова?
Или гражданские начала?..»
(А.М.Жемчужников)

2 оценка: «Сотрясение было всеобщее, все как бы проснулись от долговременной летаргии; люди, отвыкшие не только говорить, но даже думать, встрепенулись, и все зашевелилось...»
(из записок М.А.Милютиной)
Задает вопрос:
-
о каких явлениях идет речь?
- определите какие мероприятия, проводимые по инициативе Александра II, повлияли на ход исторического развития нашего государства во второй половине XIX века? Ответ на этот вопрос поможет определить тему нашего урока.

Вспоминают ранее изученный материал,
формулируют ответы. Слушают высказывания одноклассников, выявляют противоречие - проговаривают и осознают его.
В ходе изучения нового материала характеризуют перемены в жизни России, произошедшие в ходе реформ 1860-70-х гг.

4. Целеполагание

Задает вопрос: Что нам предстоит сегодня узнать в ходе изучения новой темы, чему научиться?

Осознают цель предстоящей деятельности, формулируют тему, записывают в маршрутную карту урока.
Настраиваются на восприятие темы и деятельность на уроке.

5. Планирование

Задает вопросы, мотивирует к планированию учебной деятельности, использованию различных видов оборудования:
- в ходе изучения новой темы, на какие вопросы нам необходимо ответить?
- какова цель нашего урока?
- в какой последовательности мы будем знакомиться с преобразованиями Александра II?
- какие источники информации нам необходимы для достижения нашей цели?

Предполагаюти называют виды знаний и умений, которые будут приобретены на уроке, планируют последовательность изучения великих реформ Александра II.

Перечисляют исторические источники, известные исторические факты.

6. «Открытие» нового знания

Организует работу в маршрутных листах:
- либеральные реформы 60-70-х гг. XIX в. активно изучались и изучаются историками. Историки XIX - начала XX в. оценили эти реформы как великие, а советские историки считали их незавершенными и половинчатыми.
- давайте определим социально- экономические и политические причины проводимых реформ.
Организует проверку и самооценивание результатов в маршрутных листах.

Работают в маршрутных листах и слайдом презентации, формулируют ответ. Участвуют в обсуждении ответов на вопросы в фронтальном режиме.
Соотносят свои ответы с эталоном и оценивают свои результаты и вносят в «копилку успеха».

Организует работу в маршрутных листах:
- используя раннее изученный материал, объясните, почему после отмены крепостного права возникла необходимость проведения других реформ.

Побуждает учащихся определить вопросы, которые были призваны решать земства на основе анализа Положения о губернских и уездных земствах (Земская реформа 1864 года)

Определяют и записывают в маршрутный лист причины проведения либеральных реформ.

Изучают исторический документ. Характеризуют принципы избирательного права и заполняют предложенную схему. Называют и записывают функции земств, делают вывод об их роли в общественной жизни. Работают в маршрутных листах, заполняют схемы, аргументируют свои ответы. Определяют лишние термины, не относящиеся к Земской реформе. Соотносят ответы с эталоном, оценивают свои результаты и вносят их в «копилку успеха».

Организует работу учащихся с текстом учебника (п.2 § 17, с. 125-126) о Городской реформе 1870 года и побуждает учащихся представить результаты поисковой работы в виде схеме «Структура городского управления».
Побуждает проанализировать слова С.Ю. Витте и определить различие самодержавной власти и самоуправления.

Изучают материал параграфа,заполняют пропуски в схеме. Совершенствуют навыки индивидуальной работы. Соотносят ответы с эталоном на слайде презентации, оценивают свои результаты и вносят их в «копилку успеха».
Работают в маршрутном листе, определяют территории, на которых Городская реформа не получила распространения.

Предлагает изучить содержание Судебной реформы 1864 года по документам эпохи и составить схему «Основные принципы Судебной реформы»
Рассказывая о суде присяжных, предлагает проблемный вопрос:
-почему не могли быть присяжными лица, занимавшие генеральские должности с 1-го по 4-й класс в Табели о рангах, чиновники полиции, военные, работники суда...?
Побуждает проанализировать воспоминания П.И. Богатырева «О новом суде» и определить роль нового суда в общественной жизни России.
Организует проверку выполнения задания в соответствии с эталоном, представленном на слайде презентации.

Получают информацию в результате смыслового прочтения текста исторических документов. Выполняют поиск заданной информации, определяют роль нового суда в общественной жизни и представляют результат работы.
Составляют схему «Основные принципы Судебной реформы» в маршрутном листе.
Раскрывают смысл новых понятий. Выполняют задание на соответствие терминов и определений. Соотносят свои ответы с эталоном, оценивают свои результаты и вносят в «копилку успеха».

Организует работу с текстом учебника и побуждает учащихся представить результаты поисковой работы в таблице

Предлагает рассмотреть картину И.Е.Репина «Проводы новобранца» и ответить на вопрос: Почему так больно матери, которая обняла сына на прощание? Как шло комплектование армии в дореформенной России. В чем его недостатки?
Рассказывает о подготовке и проведении Военной реформе 1874 года. Анализирует новшества, появившиеся в военной сфере в 1860-1870-е гг. Предлагает определить основные положения Военной реформы и заполнить пропуски в тексте.

Побуждает учащихся определить последствия введения всеобщей воинской повинности в Российской империи.

Рассматривают предложенную картину. Отвечают на поставленные вопросы. Заполняют пропуски в предложенном тексте. Узнают интересные сведения и факты. Составляют схему «Основные положения Военной реформы 1874 года».
Называют категории населения, освобожденные от воинской повинности.
Участвуют в обсуждении содержания «Устава о воинской повинности». Анализируют документ, формулируют ответы. Слушают ответы одноклассников.
Соотносят свои ответы с эталоном и оценивают свои результаты, вносят их в «копилку успеха».

Динамическая пауза с целью обеспечения эмоциональной разгрузки учащихся, смены деятельности.

Представляет учащимся материал о Реформе народного образования 1864 года в рамках параграфа.
Побуждает учащихся к осознанию значимости развития женского образования в России.
Анализирует достоинства и недостатки реформы в области народного просвещения.

Слушают учителя. Узнают интересные факты.
Анализируют изменения в системе начального, среднего и высшего образования. Выделяют существенную информацию и заполняют пропуски в предложенном тексте.
Совершенствуют навыки индивидуальной работы. Осуществляют самоконтроль и самопроверку.
Соотносят свои ответы с эталоном и оценивают свои результаты, вносят их в «копилку успеха».

Организует беседу с учащимися с элементами самостоятельной деятельности по выявлению значения и последствий Великих реформ для российского общества.
Характеризует черты зарождавшегося гражданского общества и правого государства.
Формулирует вопросы, корректирует ответы учащихся.

Определяют причины и результаты Великих реформ. Строят логические рассуждения, обосновывая свою точку зрения.
Соотносят свои ответы с эталоном и оценивают свои результаты и вносят в «копилку успеха».

7. Применение нового знания

Формулирует вопросы, комментирует ответы:
Что нового Вы узнали сегодня на уроке?
Как проводимые мероприятия по инициативе Александра II, повлияли на ход исторического развития нашего государства во второй половине XIX века?
Почему реформы 60-70-х гг. получили название Великих?
Можно ли утверждать, что эти реформы способствовали становлению в России правового государства?
Предлагает сравнить высказывания известных исторических деятелей:
1 цитата: «Мы на каждом шагу видим, что государь хочет правды, просвещения, честности и свободного слова... Едва веришь, что наступает время, в которое честному человеку можно будет говорить без страха» (С.Аксаков)
2 цитата: «Император начал дело, с которым по своему величию и благотворности может быть сравнена только реформа, совершенная Петром Великим» (Н.Чернышевский)
Как Вы можете прокомментировать эти высказывания?

Вспоминают, формулируют высказывания, слушают, дополняют ответы одноклассников.
Вступают в диалог, формулируют высказывания, делают вывод о значимости либеральных реформ.

Осознают значимость либеральных реформ в становлении гражданского общества и правого государства.

Предлагает провести проверку знаний, полученных на уроке (задания представлены на слайде презентации).

Организует подсчет общего количества баллов в «копилке успеха».

Ребята отвечают на поставленные вопросы. Аргументируют свои ответы. Слушают и оценивают ответы одноклассников, высказывают свою точку зрения.
Определяют количество баллов в копилке успехов маршрутной карты, степень своего продвижения к цели. Дают оценку работе одноклассников, учатся сопереживать. Оценивают свою работу на уроке в соответствии с предложенной системой баллов.

8. Рефлексия

Анализ и оценка успешности достижения цели, поставленной в начале урока.
Подведение итогов работы учащихся.
Побуждает учащихся оценить работу свою и одноклассников в соответствии с предложенными критериями.

Учит давать объективные оценки и аргументировать свою точку зрения. Выставляет оценки.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, а также степень их соответствия.

Домашнее задание. §17, используя Интернет-ресурсы сравнить обучение в современных гимназиях и гимназиях XIX в. в России.