Технологическая карта урока истории
Предмет: история.
Класс: 9.
Тема урока: Реформы 1860-1870-х гг. - движение к правовому государству и гражданскому обществу. (Глава «Россия в эпоху реформ: Преобразования Александра II: социальная и правовая модернизация»).
Базовый учебник: История России. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч 1; под ред. А.В.Торкунова. - М.: Просвещение, 2019 г.
Цель: познакомить учащихся с ходом реформ 60-70-х гг. XIX в., показать их либеральный характер; охарактеризовать влияние реформ, проводимых Александром II на социально-экономическое развитие страны; определить их положительные и отрицательные стороны.
Задачи урока:
образовательные:
- изучить основные положения земской, городской, судебной, военной реформ и реформы в области просвещения 60-70-х гг. XIX в., сформировать представление об их значении в истории России;
- определить основные причины и необходимость проведения либеральных реформ в России после отмены крепостного права;
- систематизировать материал о Великих реформах;
развивающие:
- развивать умения работать с учебником, историческими картами, историческими документами;
- развивать навыки применения исторических знаний и умений в различных жизненных ситуациях, в том числе для решения исторических задач.
воспитательные:
- формирование целеустремленности в выполнении учебных заданий;
- формирование коммуникативных умений: формулировать высказывание, слушать, объяснять свою точку зрения;
- осознание себя как части целостности общества;
- воспитание любви к Родине, чувства гражданского долга, ответственности за судьбу своей страны.
Планируемые результаты:
Личностные:
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки;
- осознание и восприятие учащимися значимости учебного материала.
Метапредметные:
познавательные:
- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, обобщать и структурировать полученную информацию;
- овладеть умением описывать исторические события, используя понятия и термины в историческом контексте;
- развивать пространственное мышление;
регулятивные:
- умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи;
коммуникативные:
- формулировать высказывания, подтверждая их фактами, слушать, объяснять свою точку зрения;
- взаимодействовать с людьми и работать в коллективе.
Предметные:
научиться:
- определять причины исторических событий
- аргументировать выводы и суждения
- объяснять смысл понятий «земства», «курии», «мировой суд», «окружной суд», «судебная палата», «суд присяжных», «всеобщая воинская
- повинность»
уметь анализировать причины и результаты реформ, определять положительные и отрицательные стороны, характеризовать их значение.
Оборудование: карта «Развитие капитализма в России с 1861 года до конца XIX в.», маршрутные карты для каждого учащегося, учебник,
мультимедийный проектор, учительская презентация, тексты документов
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
||
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
1. Организационный момент |
Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока.
|
Подписывают маршрутные листы, знакомятся с правилами работы в них, настраиваются на работу. |
2. Актуализация знаний |
«После смерти Николая I и восшествия на престол Александра II повеяло ветром свободы!»
- каковы были предпосылки отмены крепостного права?
|
Вспоминают ранее изученный материал,
Построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей. Приводят доводы, подтверждающие свои умозаключения. |
3. Создание проблемной ситуации |
Представляет материал, позволяющий осуществить переход к изучению нового материала. Знакомит с оценкой событий второй половине XIX века, повлиявших на ход исторического развития нашего государства:
1 оценка: «Вслед за речью речь звучала:
2 оценка: «Сотрясение было всеобщее, все как бы проснулись от долговременной летаргии; люди, отвыкшие не только говорить, но даже думать, встрепенулись, и все зашевелилось...»
|
Вспоминают ранее изученный материал,
|
4. Целеполагание |
Задает вопрос: Что нам предстоит сегодня узнать в ходе изучения новой темы, чему научиться? |
Осознают цель предстоящей деятельности, формулируют тему, записывают в маршрутную карту урока.
|
5. Планирование |
Задает вопросы, мотивирует к планированию учебной деятельности, использованию различных видов оборудования:
|
Предполагаюти называют виды знаний и умений, которые будут приобретены на уроке, планируют последовательность изучения великих реформ Александра II. Перечисляют исторические источники, известные исторические факты. |
6. «Открытие» нового знания |
Организует работу в маршрутных листах:
|
Работают в маршрутных листах и слайдом презентации, формулируют ответ. Участвуют в обсуждении ответов на вопросы в фронтальном режиме.
|
Организует работу в маршрутных листах:
Побуждает учащихся определить вопросы, которые были призваны решать земства на основе анализа Положения о губернских и уездных земствах (Земская реформа 1864 года) |
Определяют и записывают в маршрутный лист причины проведения либеральных реформ.
Изучают исторический документ. Характеризуют принципы избирательного права и заполняют предложенную схему. Называют и записывают функции земств, делают вывод об их роли в общественной жизни. Работают в маршрутных листах, заполняют схемы, аргументируют свои ответы. Определяют лишние термины, не относящиеся к Земской реформе. Соотносят ответы с эталоном, оценивают свои результаты и вносят их в «копилку успеха». |
|
Организует работу учащихся с текстом учебника (п.2 § 17, с. 125-126) о Городской реформе 1870 года и побуждает учащихся представить результаты поисковой работы в виде схеме «Структура городского управления».
|
Изучают материал параграфа,заполняют пропуски в схеме. Совершенствуют навыки индивидуальной работы. Соотносят ответы с эталоном на слайде презентации, оценивают свои результаты и вносят их в «копилку успеха».
|
|
Предлагает изучить содержание Судебной реформы 1864 года по документам эпохи и составить схему «Основные принципы Судебной реформы»
|
Получают информацию в результате смыслового прочтения текста исторических документов. Выполняют поиск заданной информации, определяют роль нового суда в общественной жизни и представляют результат работы.
|
|
Организует работу с текстом учебника и побуждает учащихся представить результаты поисковой работы в таблице |
Предлагает рассмотреть картину И.Е.Репина «Проводы новобранца» и ответить на вопрос: Почему так больно матери, которая обняла сына на прощание? Как шло комплектование армии в дореформенной России. В чем его недостатки?
Побуждает учащихся определить последствия введения всеобщей воинской повинности в Российской империи. |
Рассматривают предложенную картину. Отвечают на поставленные вопросы. Заполняют пропуски в предложенном тексте. Узнают интересные сведения и факты. Составляют схему «Основные положения Военной реформы 1874 года».
|
Динамическая пауза с целью обеспечения эмоциональной разгрузки учащихся, смены деятельности. |
|
|
Представляет учащимся материал о Реформе народного образования 1864 года в рамках параграфа.
|
Слушают учителя. Узнают интересные факты.
|
|
Организует беседу с учащимися с элементами самостоятельной деятельности по выявлению значения и последствий Великих реформ для российского общества.
|
Определяют причины и результаты Великих реформ. Строят логические рассуждения, обосновывая свою точку зрения.
|
|
7. Применение нового знания |
Формулирует вопросы, комментирует ответы:
|
Вспоминают, формулируют высказывания, слушают, дополняют ответы одноклассников.
Осознают значимость либеральных реформ в становлении гражданского общества и правого государства. |
Предлагает провести проверку знаний, полученных на уроке (задания представлены на слайде презентации). Организует подсчет общего количества баллов в «копилке успеха». |
Ребята отвечают на поставленные вопросы. Аргументируют свои ответы. Слушают и оценивают ответы одноклассников, высказывают свою точку зрения.
|
|
8. Рефлексия |
Анализ и оценка успешности достижения цели, поставленной в начале урока.
|
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, а также степень их соответствия. |
Домашнее задание. §17, используя Интернет-ресурсы сравнить обучение в современных гимназиях и гимназиях XIX в. в России. |