С целью воспитания социально-зрелой личности, обладающей активной гражданской позицией, ответственностью за судьбу Родины и своей малой Родины, высоким уровнем правовой культуры сложилась система работы по гражданско-правовому воспитанию подрастающего поколения, которая не ставит перед собой задачу формирования личности с заданными свойствами, а создает условия для развития их: проявления личности обучаемых. Личностно-ориентированное обучение опирается на естественное развитие способностей учащегося.
Методическая система включает элементы следующих образовательных технологий: блочно-модульного обучения, перспективно-опережающего обучения (С.Н.Лысенковой), коллективного творческого дела (И.П.Иванова), проектные технологии, технологии разноуровневого обучения (И.С.Якиманской). Применение этих современных, в том числе информационных технологий в условиях реализации ФГОС дает возможность учитывать индивидуальные способности учащихся, их интерес к изучаемой теме, создавать наглядно-образное представление исторических событий и обеспечивать высокое качество организации образовательного процесса. В ходе обучения можно выделить главные аспекты:
- Обеспечить гуманное, уважительное отношение к обучающемуся.
- Обучаемый определяется как высшая самостоятельная ценность, на развитие его интеллектуальных и духовных способностей направлен весь учебно-воспитательный процесс.
- В качестве основных приоритетов образования выделены: развитие личности обучаемого, его неповторимой индивидуальности, творческих способностей, мышления, широты взглядов, формирование способности к активной самостоятельной деятельности, осуществление естественного, свободного развития обучаемых.
- В процессе обучения и воспитания педагог должен опираться на субъективный опыт индивидуума, что позволит осуществлять адресную помощь учащемуся, индивидуализировать и дифференцировать обучение.
Разработанная методическая система обеспечивает развитие и саморазвитие личности обучающегося. Оно осуществляется на основе следующих педагогических принципов:
- Принцип личностного целеполагания. Этот принцип означает обязательность создания условий для самоопределения обучающихся по отношению к изучаемому материалу, своим образовательным результатам по уроку, теме или курсу. Определяя собственные цели, учащиеся принимают ответственность за их достижение; повышается их мотивация; они приобретают навыки целеполагания.
- Принцип выбора индивидуальной образовательной траектории. Учащиеся имеют право на выбор (по согласованию с преподавателем) таких элементов образовательного процесса, как его смысл, цели, содержание формы, темп работы, методы, способы и критерии оценки. Важно, что собственное содержание образования становится столь же значимым, как и нормативное - определенное учебными программами. Обучающийся создает собственные образовательные продукты (презентации, проекты).
- Принцип метапредметных основ образовательного процесса. Здесь предполагается выход педагога с обучающимися за рамки своей учебной дисциплины.
- Принцип продуктивности обучения. Ценностью образовательного процесса является создание обучающимися разнообразных творческих продуктов.
- Принцип первичности образовательной продукции обучающихся. Личностное содержание образования в форме идей, версий, взглядов, интерпретаций опережает изучение общепринятых научных и культурных образцов.
- Принцип ситуативности обучения. Образовательный процесс - последовательность ситуаций, в которых обучающийся самоопределяется на поиск решения проблемы, на создание своего продукта; находится в творческом поиске, соотносит свои результаты с аналогом.
- Принцип образовательной рефлексии. Рефлексия предполагает осознание учителем и учащимися своей деятельности, себя в образовательном процессе. Субъекты учебного процесса осознают смыслы, способы деятельности, оценивают свои результаты и образовательные приращения, обнаруживают трудности и проблемы
Основой этой системы является метод моделирования социально значимых ситуаций, позволяющий вовлечь школьников в реальные социально значимые дела, организуемые в классе, школе, станице, районе.
Методическая система решает метапредметные и воспитательные задачи:
- изучение основных понятий и ценностей гражданского общества,
- развитие социальной активности школьников, стремления к участию в позитивных преобразованиях окружающей жизни, социально-значимых акциях;
- формирование правовой культуры и гражданской грамотности;
- воспитание качеств гражданина-патриота, ответственности, уважения к другим и самому себе, чувства собственного достоинства.
В систему воспитания социально-зрелой личности вовлечены все участники образовательного процесса: учащиеся, родители, педагоги и общественность.
Эта система представлена в виде следующей модели:
- формирование гражданской культуры учащихся
- сотрудничество с родителями
- взаимодействие с социумом
- сотрудничество с педагогической общественностью
Методическая система осуществляетсякак в рамках урочной, так и внеурочной работы.
В урочной деятельности успешно реализуется авторская технология «Я-концепция» в изучении истории на основе учебного проектирования», имеющая ярко выраженную метапредметную направленность.
Основополагающей идей технологии является - поэтапное образование личности учащегося через осмысление им роли личности в развитии исторического процесса.
Технология включает в себя три уровня развития личности и учитывает психолого-возрастные особенности учащихся.
Модель «Историческая личность». На первом уровне достигаются следующие метапредметные результаты:
- умение анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема),
- умение различать в исторической информации факты и мнения,
- сформирована устная речь учащихся.
При этом технология «Я-концепция» в изучении истории на основе учебного проектирования» предполагает личностное осознание важности истории, а также осознание учащимся себя как части истории своей семьи. Это реализуется в ходе разработки мини-проектов «Мое имя», «Корни моей фамилии», «Родословная моей семьи».
В курсе истории России в 6 классе на уроках-проектах, изучается деятельность выдающихся личностей и осознается, что такие личности появляются не случайно, а именно тогда, когда в этом есть нужда для страны, когда необходим герой, который освободит и защитит родную землю.
Ярким примером служит личность великого князя А.Невского. В рамках урока «Борьба русского народа против западного владычества» у шестиклассников формируется представление о роли выдающегося полководца в истории России.
Для работы на этом уроке предлагаю ребятам лист-проект. Учащиеся, прочитав текст, выписывают на предложенный лист-проект основные направления внутренней и внешней политики А.Невского.
В ходе выполнения задания учащиеся обсуждают и фиксируют черты личности полководца, которые способствовали достижению наивысших успехов в его деятельности. Поэтапный контроль позволяет заинтересовать всех учащихся и вовлечь их в коллективно-творческое обсуждение. Работа над проектом формирует чувство сопричастности учащихся к важнейшим событиям русской истории.
Метапредметными результатами изучения истории в рамках второго уровня являются следующие умения:
- приобретение опыта работы в группе;
- развитие способностей ясно и точно излагать свои мысли, логически обосновывать свою точку зрения, воспринимать и анализировать мнения собеседника, признавая право другого человека на иное мнение;
- умения вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии, открыто выражать и отстаивать свою точку зрения.
Учитывая возрастные особенности подростков 7-8 класс на втором этапе в рамках ведения проектной деятельности, рассматривается место личности в составе любой социальной группы (политической партии, религиозного течения, народных восстаний и выступлений, освободительных войнах).
Ярким примером является изучение Отечественной войны 1812 года, посредством сравнительной характеристики личностей М.И.Кутузова и Наполеона Бонапарта.
Класс делится на группы с целью разработки проекта «Полководцы Отечественной войны 1812г.». Учащиеся первой группы получают задание определить личностные черты М.Кутузова, а второй - Наполеона. Ход военных действий рассматривается с использованием интерактивной карты из электронной энциклопедии «История России». На основе материала параграфа, исторических источников, отрывков художественных произведений, учащиеся определяют, какие основные черты присущи таким личностям как М.Кутузов и Наполеон Бонапарт. В ходе реализации проекта ребята активно дискутируют, отстаивают свое мнение и учатся вести диспут.
Для обсуждения группам предлагается вопрос: «Почему обладая схожими личностными качествами, два выдающихся полководца пришли к таким разным результатам в войне 1812 года?»
Изучая тему «Реформы Столыпина» определяю главную цель урока: осознание учащимися на примере личности П.Столыпина своего места и роли в обществе и государстве.
В ходе урока учащиеся прослушивают звуковой фрагмент из энциклопедии История России, готовят опорный конспект «Одинокий реформатор». Учащиеся ведут дебаты, давая оценку личным качествам Столыпина и его деятельности на основе первоисточников. В ходе дебатов учащиеся заполняют сравнительные таблицы и схемы.
Составленный в ходе урока опорный конспект, является основой для написания исторического эссе на тему: «Какие положения столыпинских реформ ты бы воплотил в жизнь, опираясь на свои личные качества?»
В результате у учащихся формируются такие метаумения, как:
- ставить цели деятельности,
- планировать собственную деятельность для достижения поставленных целей,
- предвидеть возможные результаты этих действий,
- формулировать собственную позицию используя для аргументации исторические сведения по обсуждаемым вопросам,
- представлять результаты историко-познавательной деятельности в формах исторического сочинения, резюме и эссе.
Таким образом, авторская технология «Я-концепция» в изучении истории на основе учебного проектирования» с использованием проектных, деятельностных, здоровьесберегающых и ИКТ технологий способствует формированию у учащихся следующих метапредметных компетенций:
- коммуникативных,
- регулятивных,
- познавательных
- и обеспечивает субъектность подростка в образовательном процессе.
Формирование гражданской культуры учащихся продолжается и за рамками урока по следующим направлениям:
- реализация социальных и обучающих проектов,
- участие в предметных неделях и социальных акциях.
Внеурочная деятельность реализуется так же, как и урочная с учетом психолого-возрастных особенностей учащихся. Значимую роль в накоплении гражданско-правовых знаний, усвоении гражданско-правовых ценностей на первом этапе играет реализация проекта «Формирование гражданского сознания в условиях создания и функционирования школьного музея». При этом учащиеся выступают в роли экскурсоводов, архивных работников, участников поисковых групп.
На втором этапе, в 7-8 классах, ребята принимают сознательное участие в жизни класса, школы, станицы, района. В ходе встреч с выдающимися людьми Каневского района, проведения благотворительных концертов и акций, трудовых десантов, подростки приобретают способность видеть другого человека в едином правовом пространстве.
В 9-11 классах учащиеся активно участвуют в жизни демократического общества: разрабатывают и защищают социально-значимые проекты, участвуют в предметных олимпиадах обществоведческого цикла, организуют деловые игры, круглые столы, диспуты с участием представителей правоохранительных органов, школьники развивают умения и желание поставить себя в иные обстоятельства, на место другого человека, что является необходимым условием партнёрского поведения, социального сотрудничества и ответственности.
Одной из моделей социально значимых ситуаций является деловая игра «Выборы». Это прекрасная возможность пробы сил для ребят, обладающих лидерскими качествами. Она дает возможность учащимся примерить на себя роли избирателя и избираемого, сознавая, что от их выбора будет зависеть общественная жизнь гимназии.
Сотрудничество с родителями находит свое выражение в организации и проведении общешкольных конференций, собраний, круглых столов, которые позволяют повысить гражданско-правовую грамотность родителей.
Большую роль в системе воспитание социально-зрелой личности играет взаимодействие с социумом. Это расширяет круг социально значимых ситуаций, способствующих развитию нравственных качеств подростков.
Совместно с избирательной комиссией реализуется проект «Правовой калейдоскоп для неравнодушной молодёжи». В ходе реализации проекта действует команда-агитбригада старшеклассников «Альтернатива». Ребята готовят презентацию своей команды, реализуя и развивая творческие и коммуникативные способности. Публичные выступления способствуют сплочению коллектива, формируют чувство ответственности, взаимовыручки.
Эффективность сложившейся системы доказывают стабильно высокие результаты ЕГЭ по истории и обществознанию.
Методическая система по воспитанию социально-зрелой личности методом моделирования социально значимых ситуаций дает устойчиво-положительные результаты. Более половины наших выпускников избрали профессии гуманитарно-социальной направленности, их отмечают за активное участие в общественной жизни вузов грамотами, благодарственными письмами, дипломами.
Система работы воспитанию социально-зрелой личности создает дух сотрудничества, взаимопомощи и взаимопонимания. Она позволяет оторвать ребят от экранов телевизоров, учит использовать компьютер в общественно-полезных целях, формирует у молодого поколения активную гражданскую позицию, навыки социального взаимодействия, ответственность за судьбы Родины и своей малой Родины - Каневского района, повышает правовую культуру.
Список литературы
- Андреева С.Н. Инновационные технологии в образовательной деятельности// Инновации в современной науке.- М., 2014.
- Лысенкова С.Н. методом опережающего обучения: книга для учителя.- М.: Просвещение, 1988.
- Мамбетова Э.А. Технология С.Н. Лысенковой как средство формирования целостного внутреннего мира младшего школьника// Перспективы развития образования и науки.- М., 2016.
- Платонова Т.Е. Актуальные проблемы развития педагогической теории и практики// Теоретические и прикладные аспекты современной науки.- 2015-№7.