Внеурочная деятельность в студии "Фортепиано

Разделы: Дополнительное образование

Ключевые слова: фортепиано


Любое обучение подразумевает самостоятельную подготовку ученика к уроку. После каждого занятия с учителем в классе ученик получает домашнее задание. Очень важно научить заниматься не только на уроке с педагогом, но и самостоятельно выполнять домашнюю работу.

Известно, что старые школы рекомендовали для выучивания трудных пассажей большое количество проигрываний. Ф.Шопен в своей педагогической практике протестовал против этих многократных повторений (ведь мы знаем, что великий композитор был еще и великим педагогом). Тем не менее, такая система существовала очень долго, а не опытные ученики проделываю это и сейчас «выдалбливая» без толку пассажи бесконечное количество раз. Очень интересно следующее высказывание И.П.Павлова: «Мне еще давно кто-то рассказывал, что музыканты, занимаясь разучиванием мелодий, сплошь и рядом мучаются- не выходит; чем дальше, тем хуже; приходят в отчаяние и бросают работу. А потом, когда примутся вновь, то с легкостью все препятствия оказываются преодоленными. Дело же заключается в том, что во время этого обучения вы себя утомили, и утомление замаскировало близкий результат. Когда же вы отдохнули, то готовый результат выявляется» («Избранные произведения». М. 1951г. стр. 488).

Необходимо после некоторого количества повторений не бросать в отчаянии работу, а переменить объект работы, лучше всего переменить ее тип. Например, проучивался технический пассаж, оставив его, лучше взять не другой, аналогичный пассаж, а поработать в каком-то эпизоде над поиском звучности или выучить определенный отрывок на память, поработать над педалью. Я считаю необходимым и постоянно использую в своей работе следующее: предлагаю ученику на уроке, чтобы он при мне позанимался тем, что он находит нужным в первую очередь. Из опыта я убедилась в том, что иногда достаточно трех-четырех минут его занятий без моего вмешательства, чтобы отметить недостатки в работе. Во-первых, выбор того или иного отрывка говорит о том, что ученик считает более уязвимым; во-вторых, можно определить чего он добивается и какой путь избирает для этого. Не следует жалеть времени на уроке для анализа ошибок. Выводы, которые сделает педагог подскажут правильные методы работы и окупают с избытком потраченное время. При этой проверке самостоятельных занятий педагогу необходимо развить в себе большую наблюдательность, установить достаточно ли внимательно ученик относится ко всему: слушает ли себя, следит ли за правильностью исполнения. Ведь часто он даже не знает, что значит быть внимательным. Этому также приходится учить на уроке. Никогда нельзя «на всякий случай» упрекать ученика в невнимании. Диагноз наблюдения должен быть поставлен точно и попадать в цель. Процесс игры на рояле связан, в основном, с тремя группами восприятия: зрительное, слуховое и двигательное.

Нашей целью является достижение такого порядка: вид нотной записи должен вызывать представление звучания музыки, двигательные ощущения должны вытекать из мысленного представления музыки. От того, как протекает воспитание ученика, зависит получение этого результата. Нужно отметить, что воспитать эту последовательность гораздо труднее, чем такую, с которой на практике мы сталкиваемся чаще: за зрительным восприятием следуют движения пальцев, и только тогда ученик узнает, какая музыка заключалась в нотном тексте. Я отнюдь не собираюсь преуменьшать значение реально звучащей музыки в становлении музыкального образа. Но у большинства учеников приходится воспитывать их внимание к работе. Тут же необходимо сказать об очень важном вопросе: увлеченность работой, повышенный интерес к ней, проявляется тогда, когда произведение особенно любимо, когда прослушивание его на концерте или исполнение педагога обострили яркость восприятия. Это значительно способствует повышению внимания. Такое воспитание ученика развивает его самостоятельность, инициативу, воспитывает личностные качества, а работа протекает значительно более интенсивно, продуктивно и окрыленно.