Количество часов: всего 612.
1-я группа (младший состав): всего в году 306 часов в неделю 9 часов.
2-я группа (основной состав): всего в году 306 часов в неделю 9 часов.
Программа «Инструментальный ансамбль» разработана на основе:
- типовой программы «Вокально-инструментальный ансамбль» Сборник программ «Музыка» для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ, Москва «Просвещение», 1986.
- примерной программы «Ансамбль клавишных синтезаторов» И.М.Красильникова, Москва «Просвещение», 2009 года.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по Инструментальному ансамблю (базовый уровень) ориентирована на учащихся 5-11 классов общеобразовательной школы и регламентируется на основе:
- ФЗ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приоритетный национальный проект «Образование»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО);
Инструментальный ансамбль является динамичной и гибкой формой коллективного исполнения. В процессе занятий в ансамбле идет развитие музыкального слуха, воспитание коллективной творческой и исполнительской дисциплины.
Значение термина «ансамбль»: ансамбль это небольшой коллектив исполнителей (дуэт, трио, квартет) и т.д.
Игра в ансамбле - очень важная составляющая в процессе формирования музыкально эстетических представлений у обучающихся, а для наиболее одаренных воспитанников - важнейшая форма занятий, в значительной мере способствующая повышению качества их профессиональной подготовки для поступления в музыкальные училища.
Кроме того, занимаясь в ансамбле, обучающиеся знакомятся с лучшими образцами современной музыки, расширяют свой кругозор, приобретают навыки совместного исполнения, необходимые им впоследствии для участия в любительских музыкальных коллективах, а также для дальнейших занятий в оркестровых классах музыкальных училищ. Работа с ансамблем позволяет создать интересный разнообразный репертуар, развивает навыки чтения с листа.
Программа «Инструментальный ансамбль» разработана на основе:
- типовой программы «Вокально-инструментальный ансамбль» Сборник программ «Музыка» для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ, Москва «Просвещение», 1986.
- примерной программы «Ансамбль клавишных синтезаторов» И.М.Красильникова, Москва «Просвещение», 2009 года.
Цель программы: Удовлетворение интереса подростков и реализация их творческого потенциала в области инструментального музыкального искусства.
Задачи:
- Сформировать у обучающихся специальные знания, исполнительские умения и навыки игры на музыкальных инструментах, навыки игры в ансамбле, а также базовые знания по теории музыки.
- Научить их чувствовать, слушать музыку, развить их музыкальный слух, чувство ритма, память, воображение, познавательный интерес.
- Способствовать воспитанию у них музыкального эстетического вкуса на основе осознанного восприятия современной музыки, развитию их активности и самостоятельности, общего кругозора.
- Привить обучающимся культуру поведения музыканта-исполнителя.
- Способствовать воспитанию коллективной творческой и исполнительской дисциплины.
В результате работы обучающиеся должны:
- научиться слушать исполняемую ансамблем музыку в целом и слышать отдельные голоса партий произведения, ориентироваться в звучании темы, сопровождения, подголосков и т.п.;
- исполнять свою партию в соответствии с художественной трактовкой произведения в целом;
- творчески применять в совместном исполнении полученные музыкально-исполнительские навыки;
- иметь навыки чтения с листа.
Планируемые результаты реализации программы
К концу обучения по программе «Инструментальный ансамбль» учащиеся достигнут необходимый уровень компетенций, который включает в себя:
Личностные:
- способность, умело применять полученные знания в собственной творческой деятельности;
- развитие творческой активности, креативности при игре на гитаре в ансамбле;
- развитие образного мышления и творческого воображения;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками;
- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- развитие самостоятельности и личной ответственности.
Метапредметные:
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- умение организовать самостоятельную деятельность, выбирать средства для реализации творческого замысла;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- способность оценивать, анализировать результаты творческой деятельности: собственной и своих сверстников.
Предметные:
- умение творчески мыслить, самостоятельно находить решения поставленных задач;
- способность высказывать свое мнение о творческой работе;
- умение обсуждать коллективные результаты творческой деятельности;
- уметь ориентироваться в музыкальных произведениях;
- уметь проигрывать музыкальные произведения в заданном темпе;
- уметь менять по заданию педагога тембр и силу звучания звука;
- уметь проигрывать гаммы в разных ритмических рисунках;
- уметь слышать голоса разных партий в ансамбле;
- владеть элементарной терминологией музыкального искусства;
- владеть навыками самоконтроля;
- иметь развитую фантазию и воображение.
Проверкой знаний, умений и навыков учащихся являются публичные выступления. С начала в виде показов для родителей, затем в виде творческих отчетов и концертов. Хорошие инструментальные ансамбли могут принимать участие в больших праздничных и тематических концертах с участием и других художественных коллективов.
Характеристика программы
Программа «Инструментальный ансамбль» имеет художественную направленность, ее образовательная область - «Искусство». Программа по уровню содержания - базовая, по уровню усвоения - углубленная, по образу результата - учебная. Требования программы доступны для большинства желающих. В основе программы лежат дидактические принципы доступности и последовательности в обучении. Художественный материал в программе представлен популярными современными произведениями. Работа над техникой подготавливает юного исполнителя к передаче характера изучаемых музыкальных произведений. Исполнение популярных музыкальных пьес, песенных композиций развивает эмоционально-образное мышление обучающихся и способствует формированию их художественного вкуса.
Программа составлена для индивидуального обучения на инструментах и дальнейшей совместной игре в ансамбле. Индивидуальное обучение на гитаре 6 месяцев, а затем совместная игра в ансамбле. Обучение на гитаре и ударных инструментах начинается с 11-12 до 18 лет.
Создание инструментального ансамбля предполагает многостороннюю работу по обучению музыкальной грамоте, обучению игре на инструменте, выработке навыков ансамблевой игры, аккомпанирования, музыкально-образовательные беседы и слушание музыки.
Специфика работы инструментального ансамбля, особенно на начальном этапе, предполагает в основном индивидуальную работу на различных инструментах. Учащиеся, проявившие наибольшие способности, могут быть переведены в основной состав ансамбля, который варьируется от 3 до 10 исполнителей. Минимальный состав ансамбля состоит: из ударных инструментов, бас-гитары, ритм-гитары и соло-гитары. К нему может быть добавлены синтезатор, а также духовые инструменты (труба, тромбон, саксофон и другие музыкальные инструменты).
Учащихся следует научить пользоваться усилительной аппаратурой и соблюдать технику безопасности при работе на ней. Индивидуальные занятия ведутся на различных музыкальных инструментах, по музыкальной грамоте, ансамблю и актерскому мастерству. Определенного уровня овладения этим комплексом умений и навыков участники инструментального ансамбля достигают через 5-7 лет обучения. В подготовительной группе обычно занимаются учащиеся V-VI классов, в средней группе VII-VIII классов, старшая группа состоит из учащихся IX-XI классов. При этом количественный охват детей практически не ограничен. Исключение составляет собственно концертная группа ансамбля, для участия в которой школьники подготавливаются постепенно.
Основу всего учебно-воспитательного процесса составляет изучение музыкальной грамоты, а также практические занятия, в процессе которых развиваются музыкально-слуховые представления, музыкальное мышление и память. Наряду с традиционными разделами элементарной теории музыки: расположение нот на нотоносце, длительности, размер и т.д., учащиеся изучают буквенно-цифровые обозначения, усложненный ритм, знакомятся с основами гармонии, учатся соединять главные трезвучия, «строят» простейшие каденции и секвенции в различных тональностях, изучают строение музыкальной формы. Все это изучается и закрепляется во время индивидуальных и ансамблевых занятий.
Индивидуальные занятия на инструменте при трёхгодичном обучении проводятся:
- первый год обучения два раза в неделю по одному часу,
- второй год обучения, наряду с индивидуальными занятиями (1 час в неделю), проводятся ансамблевые занятия (2 часа в неделю).
- третий год, ансамблевые занятия являются ведущей формой работы.
Репетиции проводятся два раза в неделю по три часа. Ансамблевые репетиции строятся следующим образом: настройка инструментов, разучивание нового материала. При этом соблюдаются индивидуальные и групповые формы работы. Далее, после 20-минутного перерыва продолжаются занятия: подстраиваются инструменты, повторяется и закрепляется предыдущий материал, разбирается форма произведения, его содержание и выразительные средства. Прослушиваются изучаемые произведения в записи профессиональных музыкантов.
Индивидуальные занятия проводятся по следующим инструментам: акустическая гитара, ритм-гитара, соло-гитара, бас-гитара, ударные инструменты. На клавишные инструменты (фортепиано, синтезатор) подбираются учащиеся, окончившие музыкальную школу по классу фортепиано.
Организация образовательного процесса осуществляется с использованием следующих методов:
Методы обучения, применяемые в ходе образовательного процесса:
- метод практического обучения, где в учебной работе осуществляется освоение умений и навыков;
- метод словесного обучения: рассказ, объяснение, беседа;
- наглядные методы обучения: показ игры на инструменте педагогом различных приемов игры;
- метод активного слушания музыки для расширения музыкального кругозора. Так же используется классификация методов по типу познавательной деятельности:
- объяснительно-иллюстративный метод, объяснение учебного материала;
- репродуктивный метод, способ организации деятельности учащихся по неоднократному воспроизведению сообщѐнных им знаний по игре на гитаре;
- эвристический метод, самостоятельное разучивание пьесы;
- игровой метод, что позволяет учащимся раскрепощаться и избавляться от эмоциональных зажимов, что поможет в дальнейшем учащимся успешно выступать перед зрителями на сценической площадке.
Обучение игре на гитаре происходит путем практического показа и словесных объяснений, при наличии специального оборудования можно организовать просмотр видео.
В процессе обучения игре на гитаре применяются специфические приемы обучения.
Приемы обучения:
- сравнение;
- комментирование
- инструктирование;
- корректирование;
- выявление лучшего исполнителя;
- исправление ошибок и закрепление материала; • совершенствование разученного материала и проверка знаний;
- объяснения, комментарии, указания в процессе разучивания и исполнения;
- индивидуальный опрос;
- обращение к образу;
- обобщение.
Традиционно применяются следующие типы занятий: вводное занятие, ознакомление с новым материалом; закрепление изученного - занятия по применению знаний и умений; занятия на обобщение и систематизацию знаний; занятия по углублению и усовершенствованию практических компетенций.
Сочетание исполнительской и творческой продуктивной деятельности способствуют активизации музыкального мышления детей, развитию в более полной мере музыкальных способностей и интересов, формированию хорошего музыкального вкуса.
В значительной мере интерес к музыкальному творчеству формируется под влиянием различных музыкальных художественных и жизненных эстетических впечатлений.
Важной задачей остаётся консультирование детей и оказание им содействия в ознакомлении с хорошей музыкой, в посещении концертов, спектаклей, способствующих расширению кругозора и формированию интереса к музыке и искусству в целом.