Цель: прививать детям интерес к русской культуре посредством плетения пасхального сувенира или приобщение обучающихся к традициям народной культуры через декоративно-прикладную деятельность.
Задачи:
- Образовательная: научить в технике спирального плетения изготавливать сувенир
- Развивающая: развивать познавательный интерес детей к народному творчеству, его истории; активизировать творческий потенциал обучающих.
- Воспитательная: прививать уважение к народным традициям и обычаям, приобщить к национальной культуре, как системе общечеловеческих ценностей.
Тип занятия: формирование новых знаний и умений.
Виды деятельности: беседа, практическая работа.
Методы обучения:
- словесный (беседа, чтение стихов);
- наглядный (просмотр слайдов, образцы поделок, эталон сувенира (яйцо));
- практический (плетение сувенира);
- валеологические (физминутки).
Формы работы: индивидуальная, коллективная.
Технические средства: ПК, мультимедийный проектор.
Наглядные пособия: образцы готовых сувениров, презентация, фильм о празднике.
Межпредметные связи: история.
Инструменты, материалы и приспособления: (ножницы, клей, салфетки, газетные трубочки).
Раздаточный материал: (материал для плетения, ленты для украшения)
План занятия.
- Организационный момент.
- Актуализация
- «Путешествие» в праздник Пасха
- Физминутка
- Практические работы учащихся
- Рефлексия
Ход занятия
I. Организационный момент
- Всем добрый день! Я рада приветствовать вас на занятии. За окном такой чудесный день, что хочется подарить всем улыбку, а давайте все вместе улыбнёмся и подарим друг другу свои улыбки.
- Спасибо за прекрасные улыбки. (мотивационный настрой-тренинг)
- У нас в кабинете светло и празднично. Почему, ребята?
- Потому, что наступила весна - самый радостный период года. Пробуждается природа от зимнего сна. Всё расцветает, ликует. И на это время выпадает больше всего ритуалов, обрядов, праздников.
II. Актуализация
- Какие весенние праздники вы знаете? А христианские?
Совсем скоро мы будем отмечать праздник Светлой Пасхи
- В этот день колокола в храмах звенят особенно торжественно. И звон этот слышен далеко, далеко. (звучит «Пасхальный благовест», в это время выходят чтецы).
Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит.
Заря глядит уже с небес...
Христос воскрес! Христос воскрес!С полей уж снят покров снегов,
И реки рвутся из оков,
И зеленеет ближний лес...
Христос воскрес! Христос воскрес!Вот просыпается земля,
И одеваются поля,
Весна идет, полна чудес!
Христос воскрес! Христос воскрес!
III. Основная часть занятия
1. «Путешествие» в праздник Пасха (демонстрация слайдовой презентации)
- Па́сха или Воскресе́ние Христо́во - древнейший христианский праздник, который установлен в честь воскресения Иисуса Христа. На Руси этот светлый день празднуется с Х века. Русские люди заранее готовились к празднику великим постом, приводили в порядок свои дома, готовили подарки, красили яйца, пекли куличи. Пасха всегда была любимым и общенародным праздником. (1 слайд)
- Главным атрибутом Пасхи были крашеные яйца и куличи. Яйца красили красной краской. Яйцо символизирует возникновение жизни, в нём таится жаждущая пробуждения жизнь. Крашеные яйца освещали в церкви. Дарение пасхальных яиц считается знаком того, что ты прощаешь человеку все обиды и не держишь на него зла. Считалось, что такое яйцо оберегает дом от пожара (2 слайд)
- А почему яйцо является символом Пасхи? По преданию ученица Христа, святая Мария Магдалена после воскрешения Христа отправилась в Рим с проповедью веры. И попав во дворец императора Тиберия, стала рассказывать ему о Воскресении Христовом. В те времена было принято, посещая императора, приносить ему что-либо в дар; святая Мария была бедна и принесла простое яйцо, сказав: «Христос воскрес!» Не поверил император, но на глазах у изумлённых людей белое яйцо стало ярко красным. (3 слайд)
- Так на Пасху принято христосоваться и обмениваться крашеными яйцами, говоря при этом «Христос воскрес!»
2. Исследование
- Пасхальный сувенир можно изготовить разными способами. Все зависит от вашего творческого воображения и желания. Посмотрите на мой образец и скажите мне, какие материалы нам нужны и в какой техникой плетения он выполнен. (газетные трубочки, клей и ножницы; техника - спиральное плетение)
3. Повторение пройденного материала
Вопросы:
- Какие виды плетения вы знаете?
- Сколько трубочек применяем при «спиральном» плетении?
- Назовите, какие поделки, сделанные вами в этом году, выполнены в технике спирального плетения? (ёлочка, ваза)
- Сегодня мы изготовим нашу поделку в этой технике.
- Вспомните принцип этого плетения (нужно соединить концы трубочек, затем путём загибания каждой из них на последующую соседнюю трубочку плести по кругу, получается спираль.)
IV. Физкультминутка
- Но перед работой давайте немного разомнемся.
Мы наши пальчики сплели
И вытянули ручки.
Ну, а теперь мы от Земли
Отталкиваем тучки.
(Упражнение нужно выполнять стоя. Дети сплетают пальцы, вытягивают руки ладонями вперед, а затем поднимают руки вверх и тянутся, как можно выше. Упражнение повторить 2-3 раза.)
IV. Практическая часть
- Сегодня мы будем работать под девизом «Не будь тороплив, а будь терпелив».
1. Вводный инструктаж. Правила безопасной работы.
- Ребята, для работы нам нужны инструменты и приспособления - ножницы, клей. Они лежат на ваших столах.
- А знаете ли вы правила безопасности при работе с ними? (ответы детей)
2. Плетение изделия.
- Посмотрите, ребята, на образец, который я для вас приготовила.
- Какой формы наш сувенир? (овал)
- Что нужно сделать для получения такой формы? (прибавлять расстояние между трубочками в начале изделия и убавлять в конце)
- С чего начнем работу? (ответы детей)
- Чем и как будем украшать поделку? (бантики, цветочки и др. по желанию детей)
- Итак, ребята, приступаем к работе! Желаю вам успеха! Если что-то непонятно, обращайтесь ко мне за помощью.
3. Целевые обходы рабочих мест обучающих с целью:
- соблюдение безопасных приемов труда.
- правильного положения туловища при работе.
- правильность выполнения трудовых приемов и технологической последовательности
V. Заключительная часть занятия
1. Самоанализ.
- Ребята, давайте полюбуемся нашими поделками! Посмотрите, как красиво стало в нашей мастерской - сколько прекрасных пасхальных сувениров у нас в корзинке.
- Что вам понравилось и запомнилось больше всего на нашем занятии?
- Что у вас особенно хорошо получилось на ваш взгляд?
- В чем затруднялись? На каком этапе было сложно?
- А какое применение можно найти вашим поделкам? (украсить интерьер комнаты, подарить родным, друзьям)
- И даже если в вашей семье этот праздник не празднуется, то все равно нужно знать историю своего народа. Делать подарки своими руками. И можно не беспокоиться, во всём мире это будет единственный экземпляр. Пока они хранятся в доме, оберегают от ссор и несчастий. Так считали наши предки.
2. Рефлексия.
Оформление на доске (тучка и солнышко).
-Перед вами солнышко и облачко. Выберите себе лучики, если на занятии было всё понятно и вы справились с работой. Если у вас возникли трудности- выберите капельки.
Прилепите их на солнышко или тучку. И объясните, почему вы сделали такой выбор? (Дети объясняют)
3. Уборка рабочих мест.
--Я думаю, что с поставленной задачей мы справились на отлично!
- Теперь я попрошу вас привести в порядок свое рабочее место. Всем спасибо!
Литература
- 1.Н.В.Кузнецова «Плетение из соломки - сувениры. 2006г.
- 2.М.Н.Нагибина «Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры. 1997г.
- 3.Г.Бубекина «Самоделки из природного материала» 1960г.
- Барбара Мейнард «Плетение» 1981 г.
Интернет-ресурсы
- Сайт о детстве.
Актуальность данной работы в том, что она связана с пониманием духовных и нравственных традиций, которые достались нам в наследство от предыдущих поколений Приближается замечательный праздник Пасхи и очень хочется не просто красить свой дом , но и вложить душу, как бы прожить духовно этот праздник. А что лучше творчества настраивает нас на умиротворение. И таким образом "причастится" не только к духовности, но и к творчеству. А правильнее сказать к духовности через творчество.
Эффективным средством развития творческих качеств личности является народное искусство, оно помогает формировать интерес учащихся к культуре своего народа, воспитывает гражданина и патриота своей Родины.