Особенности познавательных способностей в младшем школьном возрасте

Разделы: Начальная школа


Проблеме развития познавательных способностей во все времена уделяли внимание многие известные педагоги и психологи: Я.А.Коменский, Ф.Дистервег, Л.Н.Толстой, Л.С.Выготский, Н.С.Лейтес, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, А.М.Матюшкин, Ш.А.Амонашвили, А.З.Зак, Д.Б.Эльконин.

Я.А.Коменский был первым из педагогов, последовательно обосновавшим принцип природосообразности в воспитании и обучении и его значимость для развития познавательных способностей детей. Природа в человеке, считал Я.А.Коменский, обладает самостоятельной и самодвижущей силой. Исходя из этого, ученый формулирует как педагогическую необходимость принцип самостоятельности воспитанника в осмыслении и освоении мира. Ф.Дистервег, следуя за Я.А.Коменским, утверждал, что во главу угла следует поставить развивающе-воспитательное и образовательное обучение, основанное на принципах природосообразности и культуросообразности. Только таким образом организованное обучение может способствовать развитию познавательных способностей детей, поддерживать познавательный интерес. Л.Н.Толстой развивал идею свободного воспитания, считая, что только при отсутствии принуждения способности ребенка получат свое естественное и успешное развитие. Уже в ХХ в. Л.С.Выготский обосновал положение о ведущей роли обучения в развитии психики. По мнению ученого обучение должно «не, плестись в хвосте развития», а идти впереди, вести его за собой в зону ближайшего развития. Согласно Л.С.Выготскому, развитие познавательных способностей (внимания, памяти, мышления, воображения, речи) ребенка выступает в единстве с развитием его личности. Наш современник педагог Ш.А.Амонашвили пишет о развитии познавательных способностей младших школьников: «…. Познавательным силам ребенка присуща тенденция к развитию, которое происходит как преодоление все более усложняющихся препятствий, все н Тем не менее, следует отметить, что истинное развитие познавательных способностей в большинстве случаев на практике подменяется усвоением стереотипных способов действия в стандартных условиях.

Исходя из этого, перед педагогом, работающим с учениками младших классов, очень часто встает задача целенаправленного развития познавательных процессов детей, т.к. именно они составляют основу познавательных способностей.

Восприятие. Школьное обучение является не просто накоплением знаний в голове, а обеспечивает развитие психики в целом. Восприятие становится дифференцированным и избирательным, отражающим не только частности и внешние признаки, но внутреннее и общее, не только сходства во внешне похожем, но и различия, разделять полез­ное и вредное, интересное и неинтересное, предпочтительное и без­различное, хорошее и плохое.

Внимание. На протяжении младшего школьного возраста в развитии внимания происходят существенные изменения, идет интенсивное развитие всех его свойств: особенно резко (в 2,1 раза) увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения.

К 9-10 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять и выполнять произвольно заданную программу действий. Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте. Как правило, хорошо успевающие школьники имеют лучшие показатели развития внимания. При этом специальные исследования показывают, что различные свойства внимания имеют неодинаковый «вклад» в успешность обучения по разным школьным предметам. Успешность тренировки внимания в значительной мере определяется также индивидуально-типологическими особенностями. Невнимательность младших школьников - одна из наиболее распространенных причин сниженной успеваемости. Ошибки «по невниманию» в письменных работах и во время чтения - самые обидные для детей. К тому же они являются предметом для упреков и недовольства со стороны учителей и родителей. Как правило, наличие значительного числа таких ошибок у первоклассников можно объяснить влиянием сразу многих факторов: общевозрастных особенностей развития (незрелость нейрофизиологических механизмов), начальным этапом в овладении навыками организации учебной деятельности и прочими причинами, связанными с периодом адаптации к новым условиям школы.

Память. В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Cуть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредствованной. Теперь ребенок должен многое запоминать: заучивать материал буквально, уметь пересказать его близко к тексту или своими словами, а, кроме того, помнить заученное и уметь воспроизвести его через длительное время. Неумение ребенка запоминать сказывается на его учебной деятельности и влияет в конечном итоге на отношение к учебе и школе. Нет сомнения в том, что заинтересованность ребенка в школьных занятиях, его активная позиция, высокая познавательная мотивация являются необходимыми условиями развития памяти. Это - факт неопровержимый. Однако спорным представляется утверждение, что для развития памяти ребенка полезны не только и не столько специальные упражнения на запоминание, сколько формирование интереса к знаниям, к отдельным учебным предметам, развитие положительного отношения к ним.

Практика показывает, что одного интереса к учению недостаточно для развития произвольной памяти как высшей психической функции. Совершенствование памяти в младшем школьном возрасте обусловлено в первую очередь приобретением в ходе учебной деятельности различных способов и стратегий запоминания, связанных с организацией и обработкой запоминаемого материала. Однако без специальной работы, направленной на формирование таких способов, они складываются стихийно и нередко оказываются непродуктивными.

Обобщая все сказанное о развитии процессов восприятия, внимания и памяти, нужно подчеркнуть одну психологическую закономерность, относящуюся ко всем трем процессам: наглядность в обучении обостряет и восприятие, и внимание, и запоминание, но не всегда в соответствии с целями обучения.

Мышление и речь. Интенсивное развитие в учебной деятельности получают процессы мышления и речи, и не каждый в отдельности, а во взаимной связи. Решение учебных задач по усвоению теоретических знаний требует постоянных рассуждений, речевых мыслительных действий по анализу и оценке условий задач, поиску и нахождению способов их решения, выбору приемов рассуждения на пути к решению. Имеется в виду не количественный рост получаемых учеником конкретных знаний, а качественное изменение способа получения любых (т.е. разных по содержанию) знаний, а стало быть, идет развитие способности мыслить и рассуждать.

Ребенок в школе, помимо прочего, учится устно излагать свои мысли (именно свои и именно мысли), а не просто повторять («озвучивать») вычитанные из книги слова. Значит, он учится мыслить, и мыслить в речевой форме. В результате идет одновременное и взаимосвязанное развитие процессов мышления и речи, что является важнейшим эффектом учебной деятельности ребенка. Для развития у детей умения выделять различные свойства полезно отыскивать причины тех или иных явлений («Почему утка плавает, а курица нет?»), разбирать пословицы и поговорки («Почему говорят «Как с гуся вода», «Не все то золото, что блестит», «Как об стенку горох»?»), отгадывать загадки («Что тяжелее: килограмм железа или килограмм пуха?»). Такие вопросы побуждают ребенка обращать внимание на хорошо знакомые предметы и явления, заставляют задуматься над такими их свойствами, которые раньше казались само собой разумеющимися.

Таким образом, заканчивая анализ психолого-педагогических основ развития познавательных способностей младших школьников, следует отметить, что познавательные способности тесно связаны с познавательными процессами (вниманием, памятью, мышлением, речью) и уровень их развития зависит от уровня развития познавательных процессов. Познавательные процессы выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Они развиваются в деятельности, и сами представляют собой особые виды деятельности. При этом следует учитывать, что все познавательные процессы существуют не в "чистом виде", а представляют собой единую систему и, следовательно, развиваются в комплексе.