Историка – познавательный час «Виват! Генералиссимус А.В.Суворов»

Разделы: Внеклассная работа

Ключевые слова: А.В.Суворов, биография А.В.Суворова


Направление ВР: Государственно-патриотическое воспитание.

Форма проведения: Историка-познавательный час.

Цель: Создание условий для формирования гражданственности, патриотизма у воспитанников посредством изучения биографии А.В.Суворова.

Задачи:

  • Способствовать обогащению знаний воспитанников, посредством изучения истории Русского государства.
  • Создать условия для развития аналитических способностей воспитанников, как умение анализировать, сопоставлять, сравнивать события.
  • Создать условия для формирования самопознания через преемственность поколений.

Оборудование: (мультимедийное оборудование для демонстрации презентации работы воспитанников).

Интерактивные мероприятия: презентация, музыка.

Воспитательные ресурсы: Сценарий мероприятия, подготовка места, где будет происходить занятие.

Сценарий мероприятия

Слайд: № 1 видео из фильма «А.В.Суворов».

Воспитатель: Вы просмотрели отрывок из кинофильма.

Как вы думаете, о чем сегодня мы поговорим на историка-познавательном часе?

Слайд: № 2 Заставка с темой историка-познавательного часа.

Слайд: № 3 Портрет А.В.Суворова.

Воспитатель: предоставляет декламацию стиха кадету.

Суворов чистою любовью
К своей Отчизне век пылал,
И, жертвуя именьем, кровью,
Ее врагов он поражал:
Его поляки трепетали,
Французы с турками дрожали.
Повсюду завсегда с тобой
Любовь к Отчизне, россиянин,
А с нею, с ней велик гражданин,
Ужасный для врагов герой.

Воспитатель: Александр Васильевич Суворов родился в 1730 году в семье дворянина, чьи взгляды и привычки сформировались на службе у Петра I. Рассказы отца о Петре Великом и о войне со шведами очаровали мальчика, и он, несмотря на слабость здоровья, малый рост и тщедушную фигуру, мечтал о военной карьере. Родственники весьма сомневались в самой возможности для него служить, но Суворов стал военным, пройдя путь от гвардейского солдата до генералиссимуса, участвуя в Семилетней войне в 1756-1762 годах, первой и второй Русско-турецких войнах, Польских походах 1768-1772 и 1794 годов, войнах с Францией.

Слайд: № 4 Портрет А.В.Суворова.

Воспитатель: предоставляет декламацию стиха кадету.

Стратег и тактик он в военном деле,
Учил солдат «Науке побеждать»,
Взял Рымник, Измаил и, в русских веря,
Он говорил: «Отчизна нам как Мать!»
Ревнитель новизны в своём искусстве,
Осуществил Альпийский переход…
Великий полководец, князь, граф русский,
Удачливый в сраженьях патриот.

Воспитатель: Русский полководец, генералиссимус Александр Васильевич Суворов, участвовал в семи крупных войнах, выиграл 60 сражений и ни одного не проиграл. Суворов Александр Васильевич, замечательный стратег, превосходный тактик, и мудрый военный наставник. Под командованием Александра Васильевича Суворова прошли школу военного искусства прославленные русские военачальники. Самым знаменитым из них стал, благодаря своей роли в Отечественной войне 1812 года, князь Михаил Илларионович Кутузов (1747-1813). В армии Суворова в 1787 году он разбил турецкий десант на Кинбурнской косе, а в 1790-м при штурме крепости Измаил командовал шестой колонной, где, по словам Суворова А.В, показал «собою личный пример храбрости и неустрашимости». Суворов А.В, назвал тогда Кутузова М.И своей «правой рукой».

Князь Пётр Иванович Багратион (1765-1812), потомок древних грузинских царей, В 1799 году Багратион П.И командовал авангардом армии Суворова А.В, в Итальянском и Швейцарском походах. В сражениях на Адде и Треббии, при Нови и Сен-Готарде, прославивших русскую армию, Багратион П.М отличился решительностью и выдающимся хладнокровием в трудных ситуациях.

Слайд: № 5 Картина Взятие Измаила.

Воспитатель: предоставляет декламацию стиха кадету.

"Тяжело в учении, легко в бою!
Кричал Суворов, всем в строю-
Вперед, ребятки, что есть сил,
Пред нами крепость Измаил!"
И хлынула волной атака.
До форта, уж рукой подать,
Но ров с водой, здесь ждёт солдата
И дна, в нём вовсе не видать.
Стремглав, бросаются все в воду,
За честь, за Родину, свободу!
От пуль вода бурлит, вскипает
Солдат в ней много погибает.
А тем, кто выбрался на берег
В окопы надо- в два ряда,
Где турок, устоять намерен.
"А впереди ещё стена! -
Подумал про себя, Суворов-
Нарыли ж, турки, здесь окопов."
И приближённых он позвал.
Сказал, Суворов -" Генерал,
Такой я битвы не видал
Давай-ка, граф, свою дружину
В подмогу нашим, бить вражину!"
"Сию минуту, Ваша Светлость"-
У генерала, блеск в глазах-
"Полки мои проявят смелость
И ружья их давно в штыках!"
Резерва, русская лавина
Вздымая туркские полки
В окопах, Турков, всех добила,
Зажав, победные тиски.
"Теперь сам форт, лишь он остался"-
И бравый капитан старался
Приободрить своих людей-
"Давайте лестницы, скорей!
Ребятушки, вперёд на стену!
Наш русский дух непобедим
И поднимайтесь, прямо к небу,
А наверху их сокрушим!"
На лестнице, он самый первый
Повсюду шум от боя, нервный
С поднятой гордо головой
Вдруг встретился, с огонь-смолой.
И навзничь он упал на землю,
Уже не видя ничего
Сознание, ему не внемлет,
Тот бой закончен для него.
Ах, как же страшно было здесь
Не унимают, турки, спесь.
Сдаваться вовсе не хотят,
И камни с крепости летят.
Всё больше льётся вниз смола,
Всё яростней свистит картечь,
Но с кличем громовым - "Ура"
Поднялись воины и, сечь!
Смешалось всё, на стенах, форта
И крики на разрыв аорты
И лязг оружия, и боль
Ногами, топчут люди, кровь.
Бой длился долго, он без края
Вот до победы - только шаг,
Сдаются, турки, убегая
Поднят, над фортом, русский флаг!
Солдаты, радостно ликуют,
Руками машут, трубы дуют
Теперь и выпить то, не грех,
А полководец смотрит вверх
И молвит - "Это наш успех!"
В руках подзорная труба-
"Пойди-ка, писарь, ты сюда
Послушай, сударь, мой указ,
О награждении, вот приказ
Всем тем, кто крепость эту брал
Для них я, сей приказ издал.
И право, братцы, молодца
Им вечно слава - без конца,
Ведь взяли всё же, Измаил
Вновь, русский воин, победил!"
Вдруг спешившись, Суворов, молча
С седых волос, убор он снял
И те, кто рядом, также точно
Молились всем, в бою кто пал.

Воспитатель: В Русско-турецких войнах эпохи Екатерины II Суворов Александр Васильевич заслужил славу российского генерала. За победу при Фокшанах и Рымнике (1789) Суворов А.В. был пожалован бриллиантовыми знаками ордена Святого Андрея Первозванного, шпагой с надписью: «Победителю Верховного Визиря», также украшенной бриллиантами, графским титулом с наименованием Рымникского и орденом Святого Георгия 1-й степени. За подавление польского восстания 1794-1795 годов получил звание фельдмаршала. В 1797 году выдающийся русский полководец Суворов А.В, почти полвека беззаветной преданностью служивший Отечеству, был отставлен от службы императором Павлом I и сослан в глухое имение Кончанское за то, что, не боясь монаршего гнева, выступил против опруссачивания русской армии. Завершил свою карьеру Суворов А.В, при Павле I генералиссимусом, получив этот чин в 1799 году после беспримерных Итальянского и Швейцарского походов. Прославленный полководец принял участие и в подавлении пугачевского бунта, конвоируя Емельяна Пугачева в Симбирск. Умер Суворов А.В. в Санкт-Петербурге 6 мая 1800 года.

Слайд: № 6 Документальный фильм «полководец А.В.Суворов».

Слайд: № 7 Картина переход через Альпы.

Воспитатель: предоставляет декламацию стиха кадету.

В бездну, в Ад крутым скольженьем,
Вниз по склону ледника
Армия пришла в движенье.
И Суворова рука.

Не колеблясь посылает
В преисподнею солдат,
Скоро Дьявол сам узнает,
Что для русских нет преград.

Рвутся на простор равнины
С гор российские полки.
Альпы пали перед ними.
Взмах суворовской руки

Их привёл к былинной славе.
Стал их подвиг образцом,
Как служить родной державе,
Не ударив в грязь лицом.

Воспитатель: Свой взгляд на военное искусство Суворов А.В. изложил в книге «Наука побеждать». В военном искусстве, по Суворову, были «глазомер, быстрота и натиск». Под глазомером он понимал умение оценить обстановку, проникнуть в планы противника и найти его слабые места, куда и следовало бить быстро и неожиданно для врага. Суворов А.В. считал, что войска должны быть прекрасно выучены. «Тяжело в учении - легко на походе!» - не раз повторял он. Упорство в бою - «натиск», может демонстрировать только обученная армия. Суворов А.В не признавал шаблонов. «Начальник на войне, - писал он, - не должен ничем себя связывать, а поступать соответственно обстоятельствам и всегда быстро». Он признавал только наступательную стратегию и тактику. Это последнее отличало Александра Васильевича и всех русских полководцев «екатерининского века» от их предшественников, которые все-таки предпочитали действовать от обороны, нападали первыми на противника, в основном имея численное преимущество. Правила военной науки Суворов Александр Васильевич излагал порой образными поговорками. Например, «Бей не числом, а умением» или о преимуществе штыковой атаки: «Пуля - дура, штык - молодец». Суворов считал, вслед за Румянцевым, что солдата надо не только обучать, но и воспитывать в патриотическом духе. Выросший среди громких российских побед, он имел все основания гордиться своей родиной. «Природа произвела Россию только одну, она соперниц не имеет», - говорил он. Или вот еще суворовские слова: «Мы, русские, всё одолеем!»

Слайд: № 8 Картина могила А.В.Суворова.

Воспитатель:

Остановись, прохожий!
Здесь человек лежит на смертных не похожий:
На крылосе в глуши с дьячком он басом пел
И славою, как Петр иль Александр, гремел.
Ушатом на себя холодную лил воду
И пламень храбрости вливал в сердца народу.
Не в латах, на конях, как греческий герой,
Не со щитом златым, украшенным всех паче,
С ногайкою в руках и на казацкой кляче
В едино лето взял полдюжины он Трои.
Не в броню облечен, не на холму высоком -
Он брань кровавую спокойным мерил оком
В рубахе, в шишаке, пред войсками верхом,
Как молния сверкал и поражал как гром.
С полками там ходил, где чуть летают птицы.
Жил в хижинах простых, и покорял столицы.
Вставал по петухам, сражался на штыках;
Чужой народ его носил на головах.
Одною пищею с солдатами питался.
Цари к нему в родство, не он к ним причитался.
Был двух империй вождь; Европу удивлял;
Сажал царей на трон, и на соломе спал.

Слайд: № 9 Портрет А.В.Суворова.

Воспитатель: в конце нашего историка-познавательного часа предлагаю ответить на вопросы.

Рефлексия

Кадеты отвечают на вопросы:

  • Что вам понравилось?
  • Что для себя вы узнали?
  • Какие чувства вы испытали?