Цель: закрепить знания детей об озере Байкал, о его уникальной форме. О животных, рыбах и растениях озера Байкал.
Задачи:
- Продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного края;
- Закреплять знания о животном мире Байкала;
- Рассмотреть особенность экологических проблем и возможные пути их решения.
- Развивать познавательную активность, речь, мышление.
- Воспитывать гуманное отношение к животным, бережное отношение к природе.
Оборудование:
- карта маршрута,
- презентация,
- форма для капитана,
- бескозырки,
- конверт с письмом от Сибирячка,
- альбом «Красная книга Байкала»,
- вырезанные силуэты рыб, животных и растений, обитающих на Байкале.
Предварительная работа:
- рассматривание фотографий, картинок о Байкале,
- работа с презентацией «Это наш Байкал»,
- подбор материала для создания Красной книги о Байкале (совместно с детьми и родителями),
- творческие занятия.
Ход игры
Раз, два, три, четыре, пять
Я зову вас поиграть.
Стук в дверь, на пороге находим большой конверт. В нем письмо и карта маршрута.
Письмо от Сибирячка. - Здравствуйте, дети! Меня зовут Сибирячек. Я знаю, что вы любознательные дети, много играете, путешествуете по разным странам и материкам. Поэтому, я решил пригласить вас совершить увлекательное путешествие по Байкалу в поисках клада. Байкал действительно хранит с себе очень много разных сокровищ. Узнать о них вы сможете, если будете следовать по карте маршрута. Я верю, что вам понравится это путешествие, и вы обязательно найдете клад. Вперед! Доброго пути!
Воспитатель: - Ну что, ребята. Хотите совершить увлекательное путешествие? Давайте посмотрим, на чем мы отправимся в это путешествие.
На доске задание: Соединить цифры по порядку, и мы узнаем, на чем будем путешествовать (на яхте).
Перед началом нашего путешествия, давайте посмотрим на карту. На ней Байкал изображен в форме молодого месяца. Таким он виден из космоса. Байкал - самое глубокое озеро в мире. Это колодец планеты с чистой питьевой водой. Если на земле вдруг исчезли все источники питьевой воды и остался только один Байкал, то все люди земного шара, пользуясь его водой, смогли бы жить полвека.
- Давайте очень осторожно будем двигать корабль вдоль берега.
Перед нами водная гладь Байкала, и мы отправляемся в наше путешествие по Байкалу. Все заняли свои места? Яхты на старт! Мы отправляемся на поиски сокровищ Байкала!
Перед путешествием вам необходимо зарядиться бодростью и не забыть взять хорошее настроение. Ну вот, я вижу, что вы все готовы, и мы отправляемся!
Физминутка
От зеленого причала оттолкнулся теплоход,
Он шагнул назад,
А потом шагнул вперед,
И поплыл, поплыл по Байкалу
Набирая полный ход.
Встал на мостик капитан,
Смотрит здесь, смотрит там.
То в бинокль, а то в трубу -
Влево, вправо, за корму.
Наше морское судно прибывает на первую бухту: «Историческая»
Древен род его в природе,
Кличут озером в народе,
Волны моря плещут в нем -
Как его мы назовем
(Озеро Байкал, показ слайда)
Это озеро - священный дар природы. Еще его называют «Жемчужиной Сибири», «Святое море», «Святая вода». Так называли Байкал с незапамятных времен.
А сейчас я хочу рассказать вам легенду Байкала.
В Байкал впадает 336 рек, а вытекает всего одна. Хотите знать, почему так происходит? В старые времена Байкал был весел и добр. Крепко любил он свою единственную дочь Ангару. Красивее ее не было на земле. Днем светила светлее неба, ночью темна темнее тучи. Шаловлива и капризна была красавица Ангара. Старик Байкал берег дочь пуще своего сердца. Но, случилось так, что полюбила Ангара красавца Енисея и решила бежать она от отца своего к Енисею.
Проснулся отец, гневно всплеснул волнами. Поднялась буря. Могучий Байкал ударил по седой горе, отломил у нее скалу и бросил вслед убегающей дочери. Так и течет Ангара из Байкала к своему Енисею, а камень брошенный отцом вслед убегающей дочери, люди зовут Шаман камнем (показ слайда).
Ребята, что означает Байкал?
Чтобы узнать что означает Байкал надо выполнить вычисления и заполнить таблицу.
10 |
12 |
14 |
15 |
16 |
18 |
20 |
О. 6+6 |
Г. 20-6 |
Е. 19+1 |
Б. 15-5 |
Т. 10+6 |
А. 10+5 |
О. 9+9 |
ответ: (Богатое) |
Словарная работа: чтение слова, деление слова на слоги, составить предложение с этим словом.
Байкал - это уникальное явление на нашей планете. Это самое глубокое озеро в мире.
Байкал - это крупнейшее хранилище самой высококачественной и пока ещё чистой пресной воды.
Обратите внимание, перед нами вторая бухта «Животный мир Байкала».
Загадать детям загадки, которые сопровождаются показом слайдов, кратким рассказыванием о животных. Вырезанные силуэты животных крепятся на магнит, в районе бухты «Животный мир».
Загадки загадываются каждой команде по очереди, если команда не отвечает, право ответа предоставляется команде соперников.
Рядом с озером Байкал живут разные животные. Отгадайте, какие.
Горбоносый, длинноногий
Великан ветвисторогий.
Ест траву, кустов побеги.
С ним тягаться трудно в беге.
Коль такого довелось
Встретить, знай, что это… (Лось)У него в полосках спинка,
Хвостик легкий, как пушинка.
Все запасы, как в сундук,
Прячет в дупла… (Бурундук)Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной.
И стоит среди травы -
Уши больше головы? (Заяц)Посмотрите-ка, какая -
Вся горит, как золотая.
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой. (Лиса)Зверёк бурый, неуклюжий,
Он не любит зимней стужи.
До весны в норе глубокой
Посреди степи широкой
Сладко спит себе зверёк.
Как зовут его? (Сурок)Кто с высоких темных сосен
В ребятишек шишку бросил?
И в кусты через пенек
Промелькнул как огонек? (Белка)В перевалку зверь идет
По малину и по мед
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны. (Медведь)Хищный маленький зверек,
Но не норка, не хорек,
Белочка в дупле боится,
Что ее найдет … (Куница)
Коротко рассказываю о животных Байкала, мало знакомых детям.
Куница - ловкий, красивый и хищный зверек. Шубка пушистая, теплая, густая. На горлышке и грудке есть украшение - желтой или с оранжевым оттенком пятно. А на лапках крепкие острые когти. Весь день куница спит, лишь с наступлением ночи выходит на поиски добычи. Куница славится своим замечательным мехом.
Еще один хищный небольшой зверек на куницу он похож, называется он (соболь). Соболь - ловкий, красивый и быстрый зверек. Он любит жить там, где много поваленных деревьев, зарослей. У соболя гибкое сильное тело, небольшой, пушистый хвост, широкие лапы с острыми коготками. На голове с узкой мордочкой небольшие, почти круглые ушки. Славится соболь своей меховой шубкой.
Мы прибываем на бухту «Подводный мир».
Игра «Заселим Байкал рыбками».
- Перед нами, ребята, карта - макет Байкала. Мы с вами говорим о том, что в Байкале водится много рыбы, но вот беда, посмотрите, какой-то он у нас пустой и безжизненный. Давайте его заселим рыбками.
Каких байкальских рыб вы знаете? (омуль, осетр, голомянка, налим, таймень). Дети крепят рыбок на макет Байкала с помощью магнитов.
Представьте, что мы с вами плывем, посмотрите, кто это плывет мимо нас!
Обратите внимание, ребята. Мимо нас проплывают уникальные рыбки. Они обитают только в нашем озере Байкал.
Начинается на «О»,
Ох, и любят же его!
Говорят, живет в Байкале.
Вы, случайно, не слыхали?
(омуль, показ слайда)
Эта рыба наиболее популярна на Байкале. Омуль - рыба, которая обитает только в Байкале. Именно она по-настоящему прославила озеро. В конце лета омуль откладывает икру.
Что за рыбка - невеличка-
Меньше вашей рукавички?
Бледно - розова, нежна -
Студеная вода нужна.
А на солнце рыбка тает,
Рыбьим жиром истекает.
Что за рыбка - иностранка?
Рыбка эта….голомянка.
(Показ слайда)
Голомянка - это чудо Байкала. Эта рыбка будто бы стеклянная. Если ее положить на газету, то сквозь голомянку можно читать, как через увеличительное стекло! Она прозрачная, потому что состоит из одного жира. У голомянки к тому же нет чешуи.
В снежном логове родятся.
Простудиться не боятся.
Подрастут - начнут нырять,
Шубки белые менять.
Если очень повезет-
Лет полсотни проживет.
Что за зверь такой с усами?
Ну, подумайте- ка, сами! (Нерпа)И не рыба, и не кит.
Кто она - поди, узнай-ка !
Рыбу ловит и молчит.
Догадались?
Это …… (Нерпа, показ слайда)
Помещаю силуэт нерпы на карту.
Это животное очень древнего происхождения. Это животное живет рядом с водой. Нигде, кроме Байкала, нерпа не встречалась, а вопрос, как она сюда попало, до сих пор остается спорным. Вес от 50 до 100 кг. Окраска спины у неё серая. Брюхо более светлое, чуть желтоватое. Беспомощен на суше и ловок, пластичен в воде. Хвост у нерпы короткий, ушных раковин совсем нет. Питается нерпа рыбой, которую ловит в воде. Нерпа байкальская занесена в Красную книгу.
Релаксация: Дети садятся на ковер: давайте поурчим, как нерпа, полежим, как нерпа на солнышке поплаваем ловко в воде.
Индивидуальная работа: необходимо сложить картинку из частей, которые лежат в конвертах.
- Молодцы! Ребята, давайте отправимся дальше. И мы прибываем на бухту «Экологическая».
- Ребята, недавно, мы с вами работали над созданием макета Красной книги Байкала. Давайте с вами вспомним, зачем нужно было создавать такую книгу?
Какие животные и растения занесены в красную книгу Байкала?
Почему и от кого надо их охранять?
Какие меры необходимо предпринимать, чтобы Байкал был чистым? (ответы детей)
Бухта - "Изобразительная"
Нарисовать и раскрасить красками нерпу.
(Каждой команде выдается ватман и краски).
Бухта - «Логическая»
Участникам необходимо угадать, какие части, каких животных имеются у изображенного на рисунке "Чудо-юдо" зверя. Время выполнения задания. - На картинки подписать
Ответы на задание "Чудо-юдо" зверь:
- 1 команда: Рога лося, голова медведя, туловище нерпы, ноги птицы.
- 2 команда: Голова рыси, туловище и плавники рыбы, туловище птицы, ноги медведя.
Бухта - «Сюрпризная»
Рефлексия
Включить запись шум воды. Вместе с детьми находим шкатулку с сюрпризами - ракушки и конфетки - морские камушки, бутылку Байкальской воды.
Продолжите начатые мной предложения.
Байкал - это..
- В нем самая чистая…
- Очищают её…
- Единственное млекопитающее, которое живет в озере, это…
- Самое глубокое озеро- это …
- Вытекает из озера река…
- В хвойных лесах территории Байкала растут голубые…
- Слово Байкал означает …
- Самая многочисленная рыба Байкала…
- Ребята, могучему Байкалу очень понравилось, как вы бережно относитесь к природе. Как много вы знаете о растительном и животном мире Байкала. За это он вас поблагодарил небольшими сувенирами. Байкальская вода - это самое настоящее сокровище всего мира. Мы обязательно попробуем с вами эту водичку и вы сами сможете оценить ее вкусовые качества. Ракушки будут храниться в нашем классе и напоминать нам о приятном путешествии, сладкие морские камушки напомнят вам как приятно ходить босиком по берегу Байкала. А наше путешествие заканчивается.
Вывод.
Команда/этап |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
ИТОГ |
«Нерпята» |
||||||||
«Омулята» |
- О Байкале можно говорить и говорить, изучать и познавать. Это игра лишь малая частица этих познаний.