Тип урока: урок «открытия новых знаний».
План урока
- Организационный момент.
- Минутка чистописания.
- Словарно-орфографическая работа.
- Закрепление знаний по пройденному материалу.
- Подведение к проблеме. Квест-игра.
- Постановка цели и задач урока.
- Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
- Закрепление. Занимательный материал.
- Домашнее задание.
- Рефлексия.
ТЕХНОЛОГИИ: проблемное обучение, игровая технология.
ЦЕЛЬ УРОКА: открыть новое в имени числительном - часть речи, которая называет количество предметов или порядок при счете.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ:
- Создать условия для открытия нового знания учащимися;
- Обучать детей узнавать имя числительное в ряду слов;
- Формировать умение различать порядковые и количественные числительные.
- Дать возможность обучающимся научиться узнавать простые, составные и сложные числительные.
- Развивать умение удерживать внимание при решении учебной задачи; осуществлять самоконтроль за правильностью и последовательностью выполнения отдельных учебных операций; мобилизовать в конкретной учебной ситуации полученные знания и опыт.
- Развивать умение высказывать собственное мнение и аргументировать его; оформлять свою мысль согласно грамматическим нормам речи.
- Воспитывать умение работать в группе (высказывать свое мнение и аргументировать его, слушать собеседника, приходить к общему мнению.)
- Обобщить и закрепить знания о различных частях речи русского языка.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- презентация для словарно-орфографической работы.
- 5 дополнительных рабочих мест (одноместные парты) для работы в группах.
- Карточки со словами разных частей речи для каждой группы.
- Речь самопредставления для имени существительного, имени прилагательного, глагола, наречия, местоимения, имени числительного. (приложение)
Ход урока
1. Оргмомент
Ребята, сегодня у нас на уроке гости. Поприветствуйте гостей.
С добрым утром. Начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работай и читай.
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
Всё пиши, не отставая,
Слушай, не перебивая.
Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё понятно.
Если хочешь отвечать
Надо руку поднимать
- Садитесь.
2. Минутка чистописания
СЛАЙД № 1.
«Помните о том, что при посещении далеких заморских стран вы являетесь представителем России» (Император Николай II)
- Как вы понимаете эти строки? (В любой стране нужно вести себя культурно и вежливо, по тебе будут судить всех россиян)
- А первое правило культурности и вежливости на уроках русского языка: красиво и правильно писать.
- Задание для минутки чистописания найти из высказывания имя собственное и выписать его, поставив в начальную форму, соблюдая технику письма
3. Словарно-орфографическая работа
Сегодня мы познакомимся с новыми словами.
СЛАЙД № 2.
Слово - ФЕДЕРАЦИЯ пришло нам из французского языка и имеет два значения
- Первое значение: общественная организация (международная или национальная). Прочитайте примеры со слайда. (Федерация фигурного катания. Международная шахматная федерация.)
- Другое значение: Государство, состоящее из объединившихся в единое государственное целое отдельных государств, сохраняющих свою самостоятельность. В данном значении слово «федерация» пишется с заглавной буквы. (Российская Федерация)
Запись слова в тетради.
СЛАЙД № 3.
- Посмотрите на карту Российской Федерации. Российская Федерация - самая большая по площади страна мира - 17 075 400 км². (для сравнения Канада - 10 млн. кв. км, США - 9,5 млн. кв. км)
- Давайте отметим опасные места «красными огоньками».
Слайд №4
- Давайте выполним звуковую запись этого слова (транскрипцию) [ф,эд,эрацый,а]
- Составьте словосочетания с данным словом по схемам.
Слайд №5
1) существительное+ прилагательное ( крепкая федерация)
2) существительное + глагол (участвовать в федерации)
3) существительное+ существительное ( федерация футболистов)
4) существительное + наречие (-) невозможно
-сущ+ наречие есть только устойчивые выражения такие как «Волосы торчком», «яйцо всмятку»
Учитель: Оцените свою работу с точки зрения аккуратности и каллиграфии.
4. Закрепление пройденного материала
- Так как мы попали в ловушку к наречиям и не смогли образовать словосочетание, следует закрепить знания по данной части речи.
А) Выпишите из данных слов, слово, в котором все согласные звуки твердые.
Темно, светло, хорошо, красиво
Б) Выпишите из данных слов наречие, в котором суффикс «О» записан не по тому правилу, что в остальных трех.
Надолго, влево, запросто, честно.
В) Замените фразеологизм работать не покладая рук одним наречием.- много
- Поменяйтесь тетрадями в парах.
- Проверим правильность выполнения заданий в парах.(Один ученик работает у доски)
- Оцените своего товарища и верните тетрадь.
- Прочитайте все слова, которые вы записали в своих тетрадях.
- Какое событие в нашей стране будет проходить в это воскресенье? (выборы президента Российской Федерации)
- Как должен править президент страны? Охарактеризуйте с помощью записанных слов.
- Может ели вы участвовать в предстоящих выборах? Почему?
5. Подведение к новым знаниям. Квест-игра
Как проходят выборы, мы можем сегодня понаблюдать на сегодняшнем уроке. Мы будем с вами избирателями и проведем квест-игру.
Нам надо будет выбрать самую главную часть речи, т.е. президента частей речи.
- Как называют тех кто хочет чтобы их выбрали? (кандидаты)
Итак: кандидаты в президенты частей речи занять свои места! (дети, игравшие роли частей речи, занимают свои места 5 дополнительных столов)
- Первый этап предвыборной гонки - самовыдвижение кандидатов и ознакомление со своей программой.
- Каждый кандидат должен рассказать о себе, почему именно его надо выбрать.
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Я - имя существительное. Я самостоятельная часть речи. Я обозначаю одушевленные и неодушевленные предметы. Могу быть собственным или нарицательным. Мои слова делятся на слова женского, мужского и среднего рода. Я самая коммуникабельная часть речи. Я образую словосочетания с глаголами, с прилагательными и с наречиями. Я - самая главная часть речи.
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
Я - имя прилагательное. Я самостоятельная часть речи. Мои слова обозначают признаки предметов. Они могут быть качественными, относительными и притяжательными. Без меня наша речь станет скудной и бедной. Без меня нельзя описать какая еда сладкая или соленая, какой предмет круглый или квадратный, мягкий или твердый. Без меня нельзя сделать комплимент. Без меня речь была бы похожа на картинку, нарисованную только серой краской. Я самая главная часть речи.
ГЛАГОЛ
Я - глагол. Я самостоятельная часть речи. Я обозначаю действие всех предметов. Я вдыхаю жизнь в них и они оживают, начинают двигаться, смеяться, кричать и толкаться. Без меня наша речь представляла бы жизнь в заколдованном замке, где все недвижимо. Не зря слово «ГЛАГОЛ»это старославянское слово, которое обозначает - речь. А слово «ГЛАГОЛИШЬ» означает - ведешь речь. Самая главная часть речи.
НАРЕЧИЕ
Я - наречие - самостоятельная часть речи, которая знает всё: где что-то находится, происходит, почему и когда это происходит, а еще зачем, почему и как происходит. Без меня речь стала бы невыразительной и неточной. Нельзя было бы понять быстро происходит действие или медленно, ярко светит солнце или тускло. Я - самая главная часть речи.
МЕСТОИМЕНИЕ
Я - местоимение, самостоятельная часть речи. Я в отличии от других очень осторожная часть речи. Я ничего не называю, а только на них указываю. Я могу указывать на предмет на признак, количество: она, та, эта, тот.
Без меня речь стала бы несвязной. Без меня пришлось бы в каждом предложении делать повтор слова. Например Коля едет на автобусе. Коля уступил место старшим. Коля хорошо поступил. Разве эта правильная речь? Я и только я, - главная часть речи.
Итак: речи самопредставления кандидатов мы выслушали. Следующий этап выборов- это встреча с избирателями. Прошу детей, у кого на столе листочек красного цвета, подойти к имени существительному, у кого синего цвета к имени прилагательному, зеленого - к глаголу, желтого к наречию, белого к местоимению. Каждая команда получает карточки с со словами, которые вам необходимы для выполнения заданий. Вы получите задание от части речи, в котором он доказывает, что без него речь не обходится. Закончив задание, вы переходите к следующей части речи и так по кругу.
1. Задание от Имени существительного.
Я очень люблю свою ……. Здесь живут мои …….. .
Все …….. моей Родины понимают русский ……., поэтому могут общаться без проблем.
2. Задание от Имени прилагательного.
Береги землю……., как мать……...
На ………стороне и весна не красна.
……….человек добро помнит.
3. Задание от Глагола.
Утром солнышко ……,
Нас на улицу……..
……. из дома я:
- Здравствуй, улица моя!Я ……и в тишине
Подпевают птицы мне.
4. Задание от Наречия.
- Он пришёл, наполнил кадки, поливал ……. грядки, побродил по крышам ……… и ушёл по лужам в поле.
- Он ………….. пыль вдыхает, не болеет, не чихает.
- Сели детки на карниз и растут всё время …….. .
5. Задание от Местоимения.
….., ……, ….,она
Вместе - целая страна
Вместе - дружная семья
В слове …. - сто тысяч я
6. Этап открытия новых знаний
- Ребята, все ли слова вы использовали?
- Прикрепите оставшиеся слова к доске?
- Почему эти слова остались неиспользованными? (Они не относятся к этим частям речи)
- Что обозначают данные слова?
- Как называется эта часть речи?
- Справедливым ли будет проводить голосование без этой части речи?
- Мы что-либо знаем об этой части речи?
- Какие задачи мы поставим для себя? (Узнать как можно больше об имени числительном)
- Давайте выслушаем эту часть речи.
Я - имя ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ. Самостоятельная часть речи. Я называю количество и порядок предметов. Сколько в классе человек? - тридцать один. Это количественное числительное. Какой по счету сейчас урок? - третий. Это порядковое числительное. Без меня нельзя узнать о скольких предметах идет речь. Что идет первым, а что вторым. Без меня нет точности в речи. Я могу претендовать на должность главной части речи!
- Ребята, давайте попробуем разделить слова-числительные на две группы. Как озаглавим эти группы? (Порядковые и количественные)
- Для правильности распределения слов на группы надо задать вопрос к слову.
Первый |
Восемь |
Пятнадцатое |
Тринадцать |
Четвертое |
Двадцать пять |
Тридцать пятая |
Тридцать |
Седьмой |
Восемьдесят два |
7. Закрепление
Работа по учебнику С. 84-85 №2.
- Какой день недели называют серединой.(среда)
- А как получили названия другие дни недели мы прочитаем в учебнике. Как вы поняли прочитанное?
Раньше седьмой день называли не «воскресенье», а «неделя». День который шел после недели назвали понедельник т.е после недели. А вот вторник, четверг и пятница получили свои названия от порядка в котором они стоят Вторник - второй, Четверг - четвертый, пятница - пятый.
8. Релаксация
- Давайте вернемся к наречиям. На ваших столах лежат ромашки.
- Если вам было интересно и комфортно на уроке и вы поняли новый материал, закрасьте середину цветка зеленым цветом.
- Если вам было не очень интересно или комфортно, закрасьте середину цветка желтым цветом.
- Если урок для вас получился совсем не интересным и вы совсем не поняли новый материал, закрасьте середину цветка красным цветом.
Прикрепите свою ромашку на стенд-проект «Моя Россия». Этим мы оживим наш стенд. Ведь ромашка - символ России.