Федеральный государственный образовательный стандарт постоянно выдвигает перед педагогами новые требования. На современном этапе основная задача преподавателя - привлечь учащегося к активной и самостоятельной деятельности. Преподаватель должен уметь организовать и руководить учебным процессом, корректировать учебную деятельность учащегося. Психологической основой влияния на учащихся во время таких уроков является создание особой атмосферы их поддержки и развития, которая побуждает учащихся к творческим рассуждениям, развивает в них интерес и инициативу, стимулирует поиск наиболее рациональных решений различных задач. У учителя есть возможность выбрать методы и технологии обучения, которые, по их мнению, наиболее оптимальны для построения и конструирования учебного процесса. Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остаётся очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей. Игра приоткрывает ребёнку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс обучения становится более эффективным. Кроссворд является одним из средств повышения мотивации качества обучения.
Кроссворд (Crossword - пересечение слов) - головоломка, представляющая собой переплетение рядов клеточек, которые заполняются словами по заданным значениям.
Кроссворд обладает удивительным свойством каждый раз бросать вызов учащемуся посоревноваться, выставляет оценку его способностям, и при этом никак не наказывает за ошибки. Кроссворд - способ поиска самостоятельного ответа на многие вопросы, это, в некотором роде, познание мира через догадки.
Кроссворд - это своеобразная самопроверка, занимательный тест. Обучающая роль кроссвордов заключается в том, что позволяет в игровой ситуации интенсифицировать процесс усвоения новых знаний, систематизировать и обобщить знания, а положительные эмоции, возникающие у детей в процессе разгадывания кроссвордов, способствуют предупреждению перегрузки. Здесь же решение вопросов индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся. Развивающая и организующая роль кроссвордов состоит в том, что при их решении учащимся приходится без всякого принуждения работать с учебными пособиями и другой литературой.
Алгоритм создания кроссвордов в приложении Microsoft PowerPoint:
- Создание сетки табличным методом, при этом границы ненужных ячеек стираются.
- Номера либо вставляют непосредственно в ячейки, либо записывают рядом с соответствующими ячейками.
- Задания к кроссворду могут быть расположены обычным способом или на каждый вопрос отводится отдельный слайд.
- Решение кроссворда должно быть организовано автоматически, с использованием гиперссылок.
- Наличие грамотно сформулированных заданий к кроссворду.
- Наглядное оформление и расположение кроссворда на слайде.
- Наличие возможности выбора верного ответа и присутствие неверных ответов с гиперссылками на автоматическое появление правильного ответа в сетке.
- Слайд или слайды, на котором будет напечатан кроссворд, можно дополнить красочным оформлением.
Положительные стороны использования кроссвордов в приложении Microsoft PowerPoint:
- Пользоваться данной программой можно без доступа к Интернету.
- Можно создать интересный кроссворд с гиперссылками и анимацией.
- Большой выбор шаблонов из пакета самых разных цветовых схем.
- В этой программе достаточно много инструментов редактирования не только визуальной части элементов, но и технических параметров.
- Русскоязычный интерфейс.
- Осуществлять обмен данными с другими программами, например, вставлять текст, рисунки, таблицы, подготовленные в других приложениях.
Недостаток использования кроссвордов в приложении Microsoft PowerPoint: Зависимость от компьютера при использовании.
Кроссворд «Математический калейдоскоп»
Цель кроссворда: расширить и обобщить знания учащихся по математике.
Задачи кроссворда:
- выработать способность к поиску и обработке информации;
- расширение кругозора;
- активизация мыслительной деятельности учащихся;
- повышение интереса к предмету.
Тип кроссворда - итоговый. Служит для комплексной проверки знаний.
Возможности использования: кроссворд предназначен для применения, как на уроках математики, так и во внеурочной деятельности, в качестве домашнего задания.
Описание кроссворда:
- Кроссворд классический, содержит 10 слов.
- Предметная область - математика.
- Целевая аудитория - 8 класс.
- В каждую клетку кроссворда вписывается одна буква, слова пишутся сверху вниз и справа налево, в именительном падеже, в единственном числе.
- В кроссворде предусмотрена автоматизированная проверка правильности ответа.
- В кроссворде используются управляющие кнопки.
1 слайд - титульный (см. рис. 1).
2 слайд - инструкция к кроссворду (см. рис. 2).
Рис. 1-2
3-12 слайды - сетка и номера вопросов, клавиатура (см. рис. 3, 4).
13 слайд - заполненный кроссворд (см. рис. 5).
14-23 слайды - ответы на вопросы для проверки (см. рис. 6, 7).
24-33 слайды - вопросы (см. рис. 8, 9).
34 слайд - литература и интернет-ресурсы (см. рис. 10).
Рис. 10
Вопросы к кроссворду |
Ответы |
1. Этот французский математик прожил короткую жизнь, был застрелен на дуэли в возрасте 20 лет. Но за 4 года увлечения математикой он успел сделать открытия, ставящие его на уровень крупнейших математиков XXI века. |
Галуа |
2. Эти картинки дают представление о нем.
|
Шар |
3. Это часть математики, развивающаяся в связи с задачей о решении алгебраических уравнений. Термин впервые появляется у выдающегося среднеазиатского математика и астронома 11 века Мухам меда бен-Мусы ал-Хорезми. |
Алгебра |
4. Этот ученый сконструировал счетную машину.
|
Паскаль |
5. Математические … - это такие места в заданиях, где легче всего можно «споткнуться» и допустить ошибку. |
Ловушка |
6. Это замкнутая поверхность, получаемая вращением полуокружности вокруг прямой, содержащей стягивающий ее диаметр. Термин встречается у древнегреческих ученых Платона, Аристотеля. |
Сфера |
7. Переместительный, сочетательный, распределительный - это … арифметических действий. |
Закон |
8. Это математический знак в виде горизонтальной черты, употребляемый для обозначения отрицательных чисел и действия вычитания. Введен в науку Видманом в 1489 году. |
Минус |
9. Современный знак √ впервые появился в книге Рене Декарта «Геометрия», изданной в 1637 году. Этот знак состоит из двух частей: модифицированной буквы r и черты, заменявшей ранее скобки. Индийцы называли «мула», арабы - «джизр», европейцы - «радикс».
|
Радикал |
10. Это правильный шестигранник,
|
Куб |