Развитие у обучающегося художественного образа при игре музыкальных произведений - одна из самых важных задач для педагога - музыканта. Возвращаясь вновь и вновь к изученным произведениям, мы заставляем наши чувства звучать по-новому, находить новые образы и эмоциональные вершины. За счет хорошего знания текста, можно полностью отдаваться во власть музыкально-образного мышления, выражению своего воображения, темперамента, характера, иными словами всей личной целостности.
Художественный образ имеет выход не в структуру нотного текста, а в личностную сферу исполнителя, когда сам человек становится, как бы продолжением музыкального произведения.
Когда речь идет о высоких мотивах обращения к музыке, то налицо эмоционально-эстетическая деятельность исполнителя. Это и есть музыкально-образное мышление. Здесь музыкальное содержание предстает, как эмоции, чувства и настроение. С.Е.Фейнберг говорил: «Неверно сводить содержание музыкального произведения лишь к эмоциям, потому, что в музыкальном мышлении имеются также логические элементы». Верно то и другое: при работе над художественным образом произведений речь должна быть идти об эмоциональной логике. Задача педагога - суметь направить мысли обучающегося в верное русло рассуждений, помочь разобраться в содержании произведения. Педагог практически всегда умеет определить уровень эмоциональной отзывчивости своего обучающегося. Если она не достаточно для повышения художественного образа, то необходимо искать пути для пробуждения ее у него.
Бывает такое, что воспитанник эмоциональный, но он не понимает, не чувствует именно эту музыку. Когда порой трудно в музыке отобразить спокойствие во всей глубине, как трудно отобразить радость. Чаще всего удается «напор» и его обратная сторона - вялость и равнодушие. Часто бывает, что у обучающегося полное отсутствие какого-либо подобия настроения. Все «настроение» педагог «приклеивает» тщательной работой, а во время публичных выступлений они быстро «отлетают», обнажая сущность обучающегося. Как же помочь обучающемуся в преодолении малой эмоциональности? Объясняя обучающемуся, что делать надо, надо сразу же показать, как это делается и вновь, и вновь возвращаться к действию, определенному движению.
Часто бывает, когда показом движения и конечно собственным проигрыванием можно «разбудить» обучающегося. От педагога требуется максимум выдержки и терпения, чтобы добиться от обучающегося осмысленного действия. Ведь он не должен превращаться в «марионетку». Каждое его движение должно быть наполнено чувством, а также осознанием того, что этого хочет он сам.
Образное мышление обучающегося - это новообразование его сознания, которое предполагает принципиально новое отношение к музыкальной игре. Музыкальный образ исполнителя - художника - это та обобщенная «картина» его воображения, которая «руководит» непосредственным исполнением через свои универсальные составляющие.
О музыкально-исполнительском образе можно сказать, что его напряженность, яркость, глубина и отчетливость разная на разных «участках» играемой музыкантом пьесы.
Музыкальный образ - обобщенное и концентрированное целое. Он не равно протяжен музыкальному произведению. Наиболее яркие музыкальные ассоциации возникают фрагментально, на некоторых участках произведения.
Как в сочинении, так и в исполнении решающее звено - интуиция. Разумеется, крайне существенны техника и рассудок. Чем более тонкие душевные переживания должен выявить исполнитель, тем более отзывчив и разработан должен быть его технический аппарат. Но пальцы будут молчать, если душа безмолвна. Рассудок необходим, чтобы досконально выявить каждую грань произведения. Однако в конечном итоге главная роль принадлежит интуиции, определяющее условие в творчестве - музыкальное чувство, музыкальное чутье.
При работе над художественным образом музыкального произведения, основной задачей педагога является развить ряд способностей у обучающегося способствующих его «увлеченности» при игре. К ним относятся - творческое воображение и творческое внимание. Воспитание творческого воображения имеет целью развитие его ясности, гибкости, инициативности. Способность ясно, рельефно представить себе художественный образ, характерна не только для исполнителей, но и для писателей, композиторов, художников.
Художник, актер получает материал для своей творческой работы из повседневной жизни, а музыканту повседневная жизнь не дает обычно готового музыкального материала для воображения. Он нуждается в постоянном приобретении специального опыта, он должен уметь слышать и делать отбор. Поэтому необходимым условием для воспитания творческого воображения музыканта является достаточно высокий уровень слуховой культуры.
Для формирования слуха используются следующие методы:
- подбор мелодии на слух (подбором необходимо заниматься с первых дней обучения. Необходимо при этом выяснять, слышат ли дети путь мелодии. Можно показать обучающемуся направление мелодии при помощи движения руки и предложить обучающемуся сделать то же самое);
- пропевание мелодии голосом;
- чтение нотной партии (педагог исполняет произведение, а воспитанник следит за нотами);
- исполнение выученной пьесы, не глядя на клавиатуру (этот метод способствует активизации внутреннего слуха и органов осязания, которые являются очагами творчества);
- просмотр отрывка и проигрывание его, не глядя в ноты (в процессе такой работы развивается внутренний слух и память);
- разбор пальцами без игры (такой разбор способствует вслушиванию в детали, которые могут быть не замечены при работе за инструментом).
Наблюдая за игрой обучающегося, мы часто слышим такие недостатки, как недослушивание длинных звуков, неумение выделить главный голос и смягчить другие, не умение выбрать правильный темп, сделать фразировку, повести эмоционально правильно динамическую линию. Особенно это часто наблюдается при игре кантилены.
Самое ценное качество любого инструмента - звучность, его «голос». Поэтому очень важна интуиция, техника и рассудок. Чем более тонкие душевные переживания должен выявить исполнитель, тем более отзывчив и разработан должен быть его игровой аппарат. Очень важен процесс вслушивания в музыку. Он должен быть конкретизирован определенными задачами - прослушать ритмический рисунок, мелодические ходы, мелизмы, смену штрихов, приемы звукоизвлечения, тишину, остановки, паузы. И даже паузы необходимо слушать, это тоже музыка, а слушание музыки не прекращается ни на минутку!
Обучающийся должен тренировать внимание. Очень полезно играть с закрытыми глазами. Это помогает сосредоточить слух. Анализ качества игры будет более острым. Все имеющиеся «погрешности» будут услышаны лучше, т.к. при такой тренировке обостряется слуховое восприятие.
Увлечь обучающегося к игре мелодии, раздуть у него огонек отзывчивости можно путем сравнений и сопоставлений. Музыка может подсказать воображению зрительные впечатления. Можно использовать и словесные подтекстовки, как для маленьких детских пьес, так и для развернутых форм. Необходимо воспитывать у обучающихся любовь к творчеству. В.С.Сухомлинский писал «Втискивая в голову детям готовые истины, педагог не дает ребенку возможности даже приблизиться к источнику мысли и живого слова, связывает крылья мечты, фантазии, творчества…».
Все методы сравнений и сопоставлений очень важны при работе над художественным образом в произведении, но необходимо обращаться и к игровому аппарату исполнителя. Используя смену положения кисти на клавиатур, возможно придать различную окраску каждой части произведения. Умение темброво разнообразить звучание голосов, способствует созданию музыкальной перспективы. Одним из важных этапов игры является работа пальцев рук - их чувственность, опора нажим, артикуляция. Работа над игровым аппаратом, это одна из важных и труднейших задач исполнителя.
Необходимо погрузить сознание ребенка в ту атмосферу, эпоху, в которой было написано музыкальное произведение, детально разобрать его строение, сделать тональный план, определить кульминацию. Определить, при помощи каких средств выразительности и технических приемом будет показана главная тема, разработка. Для качественной игры необходимо изучить произведение «изнутри». Значительное место в работе над произведением занимает анализ. Необходимо все понять, ведь понять, это сделать первый шаг к тому, чтобы полюбить. Восприятие музыки неотделимо от формы. Горячая эмоциональная отзывчивость на музыку не только не находится в противоречии, но наоборот, получает почву благодаря умному логическому анализу. Надуманность гасит творческое пламя, обдуманность - возбуждает эмоциональные творческие силы. В анализе не может быть какой-то особой схемы. В каждом произведении есть неповторимые черты, придающие ему индивидуальность, прелесть. Найти их и преподнести - задача педагога. Грамотное использование обучающимся методов и приемом - это залог профессиональной и эмоциональной игры. Задача педагога помочь раскрыть произведение, направить в «нужное русло», но при этом дать ему возможность самому предоставить содержание произведения, узнать его мысли и желания. Педагогу необходимо всегда стремиться пробуждать чувства и желание к музыкальному исполнительству у обучающихся, тем самым обогащать их духовный мир, развивать эмоциональность и отзывчивость.