Организация исследовательской деятельности на уроках технологии

Разделы: Технология


Каждый человек по своей природе исследователь. Неосознаваемое исследование свойственно как любому человеку, так и животному. Первоначально мотивом к исследовательской деятельности выступает любознательность или, рефлекс «Что такое?» И у человека, и у животных существует исследовательская активность, исследовательское поведение, бескорыстное любопытство.

Развитие любого общества зависит от того, насколько высок образовательный уровень населения. Быстрорастущий поток информации, развитие техники и производственных технологий потребовало смены образовательной парадигмы: не образование на всю жизнь, а образование через всю жизнь. Впрочем, эта парадигма не нова для учителя, который всю жизнь работал в этом русле. Однако и к учителю изменились требования - сегодня он должен жить и работать в инновационном пространстве, и это требует применять современные технологии для его подготовки. Нужен учитель-исследователь, но подготовка такого учителя должна осуществляться в вузе, а значит необходимо в учебно-воспитательном процессе создать творческую обстановку, применять новые педагогические технологии, насыщать элементами научных исследований лабораторные работы, практические занятия, организовать научную работу будущих учителей технологии [6].

Одним из важных методов обучения, развивающих креативность и включающих исследовательский компонент не только на эвристическом, но и на изобретательном уровне, является метод проектов [2]. Он требует от учащихся проявления самостоятельности, изучение литературы, применение технологических знаний на практике, анализ и синтеза полученной информации, особенно он важен при обучении будущих учителей технологии.

Проект на уроке технологии - это творческая задача интеллектуально-практического характера. Начиная работу надо сразу определить, что мы будем исследовать и что должны создать. Если этого мы не сделаем, то проект у нас не состоится. Тогда мы получим реферат или уже готовое изделие[1].

Под методом проектов в образовательной области «Технология» мы понимаем способ организации познавательно-трудовой деятельности учащихся. Он представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, ориентированного на развитие наблюдательности и стремление решить поставленные задачи. А также проверять правильность их решения, анализируя информацию, проводя эксперименты и исследования. Результатом проектов могут быть изделия, услуги, системы[5].

Учитель предлагает примерный перечень тем, сформированный из потребностей школы, семьи, окружающей среды. Школьники делают самостоятельный выбор темы проекта и проводят исследование. После этого необходимо разработать конструктивно-техническую документацию с учётом экономических и экологических условий проекта. Затем сделать оценку и публичную защиту результата своего труда.

Метод проектов позволяет интегрировать знания из разных областей, применять их на практике, создавая при этом новые идеи и материальные ценности. Эти межпредметные связи могут быть как сопутствующие, так и опережающие.[6]. С помощью проектов можно создавать стенды, плакаты, учебно-наглядный материал, оформлять интерьер школы и школьные мероприятия.

Поскольку способности у учащихся различны, важно проводить дифференцированное обучение. Например, весь класс выполняет один проект (по тематике). Одни дети могут провести больше исследований, рассмотреть сложное изделие и полно спланировать работу. Другие обучающиеся острее нуждаются в помощи при выполнении проекта со стороны руководителя. В этом случае, можно ограничить объём исследования, рассмотреть меньшее число идей (до двух) или упростить изделие. Преподаватель решает это на собеседовании с учащимися. Если проект выполняется быстрее, чем планировалось, его можно углубить [6].

Проекты могут быть индивидуальные и коллективные. В индивидуальных проектах всегда есть место коротких групповых действий. Например, при разработке критериев изделия и при оценке первоначальных идей [6]. Также особой трудностью является необходимость затрат учителем больше времени на работу с каждым учеником. Один из выходов - выполнять проект с родителями, это снизит чрезмерную нагрузку на учителя и может дать возможность использования дополнительного оборудования [2].

Проектный метод имеет одну важную дидактическую особенность, которая заключается в том, что деятельность школьника должна ориентироваться на формирование мышления, связанного с его личным опытом [4]. Для этого можно использовать методические приёмы активизации учебной деятельности: «карта мыслей», «мозговая атака», «опрос картами», «опрос голосованием», «метод проб и ошибок», «метод фокальных объектов» и др.

По мнению Дж.Дьюи, образование состоит в тренировке мышления. Связи с этим, требуется развивать способности к исследованию. Обучение не должно быть бездумным заучиванием. Учителя стараются учеников научить решать нестандартные задачи[3].

С помощью проектно-исследовательской деятельности ребята могут научиться ставить цели и задачи, находить пути их решения, выполняя различные проекты. В старших классах в учебном плане есть часы, отведённые для занятий по выполнению проектов, а также учебно-исследовательской деятельности. В некоторых учебных учреждениях их используют для предмета «Технология». На этих уроках ученики могут выбрать проект по любому понравившемуся разделу и реализовать его. Особенно актуально использование проектной деятельности стало с внедрением ФГОС второго поколения.

Опытный педагог, владеющий методикой проектно-исследовательской деятельности, сможет вдохновить ребёнка и создать условия для успешной его самореализации. Это особенно важно для развития личности, достижение жизненных целей и возможности участвовать с проектами на выставках, конкурсах, конференциях.

Проект находил своё преимущество первоначально в области технического образования, а новый стандарт образования требует использования его во всех предметных областях. Неслучайно, метод проектов хорошо влияет на формирование универсальных учебных действий. Т.е. ученик должен не только получать знания, умения, навыки, а научиться самостоятельно, использовать материал и уметь его подать другим участникам образовательного процесса. Школьник должен уметь формулировать задачи и находить способы решения, выявлять проблемы, с которыми он сталкивается, и устранять их. Этого требует от него современное общество. Жизнь не стоит на месте. Знания, которые мы получаем в школе, устаревают до того, пока мы её закончим. Поэтому важно заниматься самообразованием. Необходимо не только выполнять то, что сказали по алгоритму, а уметь думать, анализировать, делать выводы, вносить предложения по рационализации. Такой предмет, как «Технология» хорошо влияет на самоопределение и социальную адаптацию. Проектно-исследовательская деятельность учит школьника собирать самостоятельно информацию, анализировать её, экспериментировать, работать индивидуально и в группах, создавать межпредметные проекты. Благодаря методу проектов, развиваются активные, творческие личности.