Пояснительная записка
Рабочая программа по алгебре и началам анализа для 10 класса разработана в соответствии с нормативными документами:
- федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016);
- областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» (в ред. от 24.04.2015 № 362-ЗС);
- приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 №164, от 31.08.2009 №320,от 19.10.2009 №427, от 10.11.2011 №2643, от 24.01.2012 №39, от 31.01.2012 №69, от 23.06.2015 №609);
- основной образовательной программой среднего общего образования (ФК ГОС) (приказ по школе от 03.06.2020 №131 «Об утверждении основных и основных адаптированных общеобразовательных программ на 2020-2021 учебный год»).
Место учебного предмета «Математика» в учебном плане
Согласно Федеральному Базисному учебному плану, годовому календарному учебному графику и расписанию учебных занятий на 2020-2021 учебный год на изучение алгебры и начал анализа в 10 классе отводится 105 часов в год (из расчета 3 часа в неделю).
Описание учебно-методического комплекса
Данное планирование предназначено для учащихся 10 класса общеобразовательной школы для изучения предмета на базовом уровне.
Учебник"Алгебра и начала математического анализа 10-11 класс». Авторы Ш.А.Алимов Ю.М.Колягин, М.В.Ткачева, Н.Е.Федоров, М.И Шабунин. Издательство "Просвещение" М.; 2017.
Описание структуры программы
Исходя из опыта работы, я выделила проблемы, которые встают перед учителем и учениками в старшей школе:
- класс формируется из разных, уже устойчивых групп;
- разный уровень обученности учеников 10 класса;
- меняются требования к обучению в старшей школе по сравнению со средней;
- одни ученики выбрали профессии, не связанные с математическим образованием, а другие заинтересованы в глубоких математических знаниях;
- ученики часто болеют;
- боязнь получить неудовлетворительную оценку
- не хватает знаний для изучения учебного материала, т.к. последовательность тем не всегда даёт возможность для полного понимания других тем;
- нехватка времени на изучение учебного материала в полном объёме.
Моя задача помочь десятиклассникам преодолеть трудности и построить процесс обучения таким образом, чтобы удовлетворить запросы каждого ученика. А также распределить учебные единицы в том порядке, чтобы обучение давало полную картину применения методов и приемов при решении заданий.
Поэтому мною была создана программа по алгебре и началам анализа для 10 класса.
Цель программы: организовать познавательную и самостоятельную деятельность учащихся, помочь им не только осознать роль математики в дальнейшей жизни, но и задуматься об осознанном выборе будущей профессии.
Задачи программы:
- создать условия для адаптивного развивающего образовательного пространства;
- формировать умение самостоятельного учения и самообразования;
- помочь ученикам изучить учебный материала в ходе активной деятельности;
- повысить познавательную заинтересованность обучающихся;
- развивать навыки самостоятельности и самоконтроля,
- развивать рефлексивные способности учащихся;
- развивать у обучающихся умения составлять план собственной работы;
- создать условия для совместного выбора педагогом и учащимися оптимального пути обучения;
- научить создавать собственную траекторию учебной деятельности;
- формировать критическое мышление;
- освободить учителя от чисто информационной функции в пользу консультационно-координирующей.
Для достижения поставленной цели я выбрала технологию модульного обучения, т.к. она позволяет удовлетворить в полном объёме запросы учеников и учителя.
Актуальность программы заключается в том, что структура и организация учебной деятельности обучающихся дает возможность каждому ученику принимать активное участие на уроке по мере его возможностей, выстраивать индивидуальную траекторию обучения, развивает познавательную деятельность учащихся.
Ценность модульной системы обучения в том, что она, воспитывая умение самостоятельно учиться, развивает навыки рефлексии собственной деятельности. При модульной системе учебная деятельность структурируется, актуализируются аналитические, исследовательские и творческие умения обучающихся.
Модульная технология обучения позволяет обеспечить гибкость, приспособление к индивидуальным потребностям личности и уровню ее базовой подготовки, создает условия для развития мышления, памяти, творческих наклонностей и способностей обучающихся, повышает эффективность профессионального обучения.
Программа состоит из 4 модулей. Благодаря изучению модуля ученики добиваются конкретной дидактической, либо педагогической цели.
Модуль - это отдельный блок, содержащий:
- теоретический материал,
- тренировочные задания и лабораторные работы,
- инструкции и советы для обучающихся,
- работы для проверки знаний,
- ключи для самопроверки, либо взаимопроверки.
Принципы построения программы.
- Учебный материал делится на отдельные законченные блоки, логически связанные между собой и объединенные одной дидактической целью, такие как модуль «Степенная, показательная и логарифмическая функции», модуль «Иррациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства», модуль «Тригонометрические формулы», модуль «Тригонометрические функции и уравнения». Освоение учебного материала происходит в ходе законченного цикла учебной деятельности.
- Данные модули можно свободно дополнять, заменять в зависимости от изменений в программах, по которым строится обучение.
- Содержание каждого модуля адаптировано к индивидуальным запросам обучающихся. Гибкость подобного решения базируется на вариативности уровней сложности и трудности учебной деятельности.
- Обучение основывается на осознанном отношении к процессу получения знаний.
- Ученики имеют возможность устанавливать для себя ближайшие и дальнейшие цели.
- Разработаны инструкции для обучающихся и есть возможность проводить индивидуальные консультации.
Программа позволяет обучающимся учиться самостоятельно, а учителю осуществлять управление его учением: мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать.
Модульная технология формирует удобный темп работы для каждого учащегося. Каждый обучающийся получает возможность определить собственные возможности в учении и приспособиться к тем уровням изучения материала, которые предложит ему учитель. Использование принципа планирования парной деятельности учителя и обучающегося имеет огромную воспитательную значимость. Научить учащихся выполнять задание вовремя, значит научить их учиться ответственно.
Учитель имеет возможность организовать самостоятельную деятельность учащихся при работе с модулем. Для этого в продолжение занятия преподаватель контролирует учебный процесс, оказывает консультационную помощь. Следит за временем выполнения каждого учебного элемента и сообщает обучающимся о лимите времени.
Модули данной программы располагаются в определенном порядке, т.к. один модуль опирается на другой и без прохождения первого модуля невозможно изучение второго, а без прохождения третьего - изучение четвертого.
Учебные модули могут быть легко перенесены в компьютерную среду обучения.
|
Для ученика |
Для учителя |
преимущество |
Самостоятельное освоение учебного материала. Психологическая комфортность на занятиях. Работа с модулями осуществляется в определённом темпе. Индивидуальная траектория работы на каждом модульном уроке. |
На уроке освобождается время для индивидуального консультирования учащихся. |
основные трудности |
Временной дефицит при выполнении заданий. Высокий темп выполнения заданий. Не все обучающиеся умеют работать самостоятельно. Низкое и фрагментарное качество освоения учебных тем. |
Разработка материалов для модуля (комплект заданий, тестов, инструкций) требует больших затрат времени и сил. Необходим высокий уровень профессиональной компетенции. Материальные затраты на копирование комплектов заданий для каждого учащегося. |
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Планируемые личностные результаты освоения модулей:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
- ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки;
- в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
- умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
- критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.
Планируемые метапредметные результаты освоения модулей:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
- умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
- первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
- умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;
- умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
- умение выдвигать гипотезы при решении задачи, понимать необходимость их проверки;
- понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
- оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
- использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
- находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
- выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Планируемые предметные результаты освоения модулей
1. Элементы теории множеств и математической логики
Выпускник научится:
- оперировать понятиями: конечное множество, бесконечное множество, числовые множества на координатной прямой, элемент множества, подмножество, пересечение и объединение множеств, отрезок, интервал,;
- находить пересечение и объединение двух, нескольких множеств, представленных графически на числовой прямой,;
- строить на числовой прямой подмножество числового множества, заданное простейшими условиями;
- оперировать понятиями: утверждение (высказывание), отрицание утверждения, истинные и ложные утверждения, следствие, частный случай общего утверждения, контрпример;
- распознавать ложные утверждения, ошибки в рассуждениях, в том числе с использованием контрпримеров.
Выпускник получит возможность научиться:
- оперировать понятиями: промежуток с выколотой точкой, графическое представление множеств на координатной плоскости; - проверять принадлежность элемента множеству, заданному описанием
- находить пересечение и объединение двух, нескольких множеств, представленных графически на координатной плоскости;
- проводить доказательные рассуждения для обоснования истинности утверждений.
В повседневной жизни и при изучении других учебных предметов выпускник научится и получит возможность научиться:
- использовать числовые множества на координатной прямой и на координатной плоскости для описания реальных процессов и явлений;
- проводить логические, доказательные рассуждения в ситуациях повседневной жизни, при решении задач из других предметов.
2. Числа и выражения
Выпускник научится:
- Оперировать понятиями: натуральное и целое число, делимость чисел, обыкновенная дробь, десятичная дробь, рациональное число, иррациональное число, приближённое значение числа, часть, доля, отношение, процент, масштаб; - оперировать понятиями: логарифм числа, тригонометрическая окружность, градусная мера угла, синус, косинус, тангенс и котангенс углов, имеющих произвольную величину.
- выполнять арифметические действия с целыми и рациональными числами, сочетая устные и письменные приёмы, применяя при необходимости вычислительные устройства;
- сравнивать рациональные числа между собой; сравнивать с рациональными числами значения целых степеней чисел, корней натуральной степени из чисел, логарифмов чисел в простых случаях;
- выполнять несложные преобразования числовых выражений, содержащих степени чисел, корни из чисел, логарифмы чисел;
- пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчётах;
- изображать точками на координатной прямой целые и рациональные числа; целые степени чисел, корни натуральной степени из чисел, логарифмы чисел в простых случаях;
- выполнять несложные преобразования целых и дробно-рациональных буквенных выражений;
- выражать в простейших случаях из равенства одну переменную через другие;
- вычислять в простых случаях значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования;
- изображать схематически угол, величина которого выражена в градусах;
- оценивать знаки синуса, косинуса, тангенса, котангенса конкретных углов.
Выпускник получит возможность научиться:
- оперировать понятиями: радианная мера угла, числами е и p;
- находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, используя при необходимости вычислительные устройства;
- проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени, корни, логарифмы и тригонометрические формулы;
- находить значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования;
- изображать схематически угол, величина которого выражена в радианах;
- использовать при решении задач табличные значения тригонометрических функций углов;
- выполнять перевод величины угла из радианной меры в градусную и обратно.
В повседневной жизни и при изучении других учебных предметов выпускник научится и получит возможность научиться:
- выполнять действия с числовыми данными при решении задач практического характера и задач из различных областей знаний, используя при необходимости справочные материалы и вычислительные устройства;
- соотносить реальные величины, характеристики объектов окружающего мира с их конкретными числовыми значениями;
- использовать методы округления и прикидки при решении практических задач повседневной жизни;
- оценивать, сравнивать и использовать при решении практических задач числовые значения реальных величин, конкретные числовые характеристики объектов окружающего мира.
3. Уравнения и неравенства
Выпускник научится:
- решать линейные уравнения и неравенства, квадратные уравнения;
- решать логарифмические и показательные уравнения вида loga (bx + c) = d, a bx + c = d (где d можно представить в виде степени с основанием a) и неравенства вида loga x < d, a x < d (где d можно представить в виде степени с основанием a);
- приводить несколько примеров корней тригонометрического уравнения вида sin x = a, cos x = a, tg x = a, ctg x = a, где a - табличное значение соответствующей тригонометрической функции.
Выпускник получит возможность научиться:
- решать несложные рациональные, показательные, логарифмические, тригонометрические уравнения, неравенства и их системы, простейшие иррациональные уравнения и неравенства;
- использовать методы решения уравнений: приведение к виду «произведение равно нулю» или «частное равно нулю», замена переменных;
- использовать метод интервалов для решения неравенств;
- использовать графический метод для приближённого решения уравнений и неравенств;
- изображать на тригонометрической окружности множество решений тригонометрических уравнений и неравенств.
В повседневной жизни и при изучении других учебных предметов выпускник научится и получит возможность научиться:
- составлять и решать уравнения, системы уравнений и неравенства при решении несложных практических задач и задач из других учебных предметов;
- использовать уравнения и неравенства для построения и исследования простейших математических моделей реальных ситуаций или прикладных задач;
- уметь интерпретировать полученный при решении уравнения, неравенства или системы результат, оценивать его правдоподобие в контексте заданной реальной ситуации или прикладной задачи.
4. Функции
Выпускник научится:
- оперировать понятиями: зависимость величин, функция, аргумент и значение функции, область определения и множество значений функции, график зависимости, график функции, нули функции, промежутки знакопостоянства, возрастание и убывание функции на числовом промежутке, наибольшее и наименьшее значения функции на числовом промежутке, периодическая функция, период;
- оперировать понятиями: прямая и обратная пропорциональность, линейная, квадратичная, логарифмическая и показательная функции, тригонометрические функции;
- распознавать графики функций прямой и обратной пропорциональности, линейной, квадратичной, логарифмической, показательной и тригонометрических функций и соотносить их с формулами, которыми они заданы;
- находить по графику приближённо значения функции в заданных точках;
- определять по графику свойства функции (нули, промежутки знакопостоянства, промежутки монотонности, наибольшие и наименьшие значения и т.п.);
- строить эскиз графика функции, удовлетворяющей приведённому набору условий (промежутки возрастания и убывания, значение функции в заданной точке, точки экстремумов).
Выпускник получит возможность научиться:
- оперировать понятиями чётная и нечётная функции;
- строить асимптоты, нули функции и т.д.;
- определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
- строить графики изученных функций;
- решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя свойства функций и их графики.
В повседневной жизни и при изучении других учебных предметов выпускник научится и получит возможность научиться:
- определять по графикам и использовать для решения прикладных задач свойства реальных процессов и зависимостей (наибольшие и наименьшие значения, промежутки возрастания и убывания, промежутки знакопостоянства, асимптоты, период и т.п.),
- интерпретировать свойства в контексте конкретной практической ситуации; - определять по графикам простейшие характеристики периодических процессов в биологии, экономике, музыке, радиосвязи и т.п. (амплитуда, период и т.п.)
5. История и методы математики
Выпускник научится:
- описывать отдельные выдающиеся результаты, полученные в ходе развития математики как науки;
- примеры математических открытий и их авторов в связи с отечественной и всемирной историей;
- понимать роль математики в развитии России;
- применять известные методы при решении стандартных и нестандартных математических задач; использовать основные методы доказательства, проводить доказательство и выполнять опровержение;
- замечать и характеризовать математические закономерности в окружающей действительности.
Выпускник получит возможность научиться:
- представлять вклад выдающихся математиков в развитие математики и иных научных областей;
- применять известные методы при решении нестандартных математических задач; использовать основные методы доказательства, проводить доказательство и выполнять опровержение;
- замечать и характеризовать математические закономерности в окружающей действительности и на их основе характеризовать красоту и совершенство окружающего мира, а также произведений искусства;
- применять простейшие программные средства и электронно-коммуникационные системы при решении математических задач.