Цель:
- ввести понятие прямоугольного параллелепипеда и его элементов;
- формирование умения показывать вершины, рёбра, грани параллелепипед, определять измерения параллелепипеда.
Обучающие:
- Распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире параллелепипед.
- Моделировать, используя бумагу, пластилин, проволоку и т.д.
- Определять взаимное расположение граней, рёбер, вершин параллелепипеда.
- Находить измерения параллелепипеда.
- Исследовать свойства параллелепипеда, используя эксперимент, наблюдение, измерение, моделирование.
- Описывать их свойства, используя соответствующую терминологию.
- Формулировать утверждения о свойствах параллелепипеда, опровергать утверждения с помощью контрпримеров.
Развивающие:
- развивать пространственное воображение, логическое мышление, наблюдательность;
- использование для достижения поставленной задачи уже полученные знания;
- развивать умение обобщать, конкретизировать;
Воспитательные:
- расширение кругозора и развитие интереса к предмету, используя присущую математике красоту и увлекательность;
- приобретение знаний и навыков, применяемых в повседневной жизни;
- воспитание воспрития математического материала с помощью музыкальной визуализации.
Планируемые результаты:
Предметные:
- способность ориентироваться в математическом содержании, умение решать математические задания за курс основной школы (нахождение площади грани и площади полной поверхности параллелепипеда и куба), видеть возможности применения предметного содержания в других областях;
Личностные:
- повышение мотивации к изучению предмета «математика».
Метапредметные: в ходе урока учащиеся должны проявить следующие метапредметные умения:
- производить требуемую последовательность действий по инструкции, при необходимости уточнять формулировки задачи;
- сопоставлять и сравнивать информацию, находимую во внешних источниках (в том числе информацию, представленную в различных формах - в тексте и на модели, в учебнике и в форме интерактивного задания).
УУД:
Личностные:
- формирование смысла учебной деятельности на основе развития познавательного интереса и учебных мотивов.
Познавательные:
- определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии;
- моделировать объект, а также преобразовывать полученную модель с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Регулятивные:
- осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- корректировать свои действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.
Коммуникативные:
- уметь в коммуникации строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет.
Учебник: Математика 6 класс/ Г.В.Дорофеев, И.Ф.Шарыгин, С.Б.Суворова.
Тип урока и его структура:
Урок открытия нового знания.
- Организационный этап.
- Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Актуализация опорных знаний.
- Постановка темы и цели урока.
- Подготовка к изучению нового материала.
- Изучение нового.
- Физминутка.
- Формирование умений и навыков.
- Постановка домашнего задания.
- Рефлексия.
Технологии: информационно-коммуникационные технологии, технология проблемного обучения, технологии здоровьесбережения, игровая технология.
- обучения, технология дифференцированного подхода в обучении, технологии здоровьесбережения, игровая технология
Оборудование: ноутбук, колонки для музыкального фона, рабочие листы, подарочная коробка с наполнением (конструктор Лего, книга, коробочка от телефона и т.п.), наборы конструктора 3D OZUGA СОЕДИНИ-ПОСТРОЙ, коробочка для творчества с наполнением (заготовленные параллелепипеды, конверты с самокляющейся бумагой по размеру параллелепипедов, маленькие подарочные самоклеящиеся бантики), ваза в форме параллелепипеда, кубики трёх цветов для каждого ученика (зелёный, жёлтый, красный), каркасный параллелепипед, Кубик Блума.
Ход урока
I. Орг.момент
- Здравствуйте, ребята!
II. Мотивация учебной деятельности
Слайд 2. Математика и музыка требуют единого мыслительного процесса. А.Энштейн
- Мир чисел и пространство звуков издавна соседствуют друг с другом.
Играет музыка (Приложение 1)
- Ребята, какие чувства вызывает у вас эта мелодия? (Праздник)
- А праздник - это подарки!!!
Учитель достаёт большую подарочную коробку.
- Посмотрим, что внутри?
- Ой, а тут замок! Нам не открыть!
- Подберём к нему ключи!
III. АОЗ
1. Назовите лишнее слово.
Треугольник, квадрат, круг, шар, прямоугольник.
Конус, пирамида, шар, цилиндр.
Грани, вершины, рёбра, лучи.
2. Посчитайте количество рёбер, вершин, граней у фигуры.
3. Вычислите площадь прямоугольника и площадь квадрата.
- Да я вижу, вы уже специалисты в области многогранников! Ключ подобран!
IV. Постановка темы и цели урока
Учитель открывает коробку и достаёт предметы:
- коробочка от телефона
- конструктор Лего
- книга
- коробочка конфет (остаётся в коробке)
- Скажите, чем похожи эти предметы с точки зрения математики? (объёмные, состоят из прямоугольников)
- А ещё, эти предметы объединяет одно слово, зашифрованное в ребусе! (разгадывают ребус)
ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕД!
- Ребята, чтобы запомнить и даже почувствовать это слово, мы сделаем упражнение, используя жестику.
- Разогреем ладошки. (Потёрли)
- Приготовим кулачок. (Кулак приложить к ладони)
- Попробуйте произнести это слово по слогам шёпотом. (Дети проговаривают совместно с учителем сначала шёпотом, потом громче и еще громче. При проговаривании на каждый слог делают удар кулачком по ладони.)
- Запишем тему урока в рабочие листы. (Приложение 2)
- Обратите внимание на правописание.
- Есть ли ещё в окружающем нас мире предметы, похожие на параллелепипед?
- Все перечисленные предметы действительно имеют похожую форму. Правда, они отличаются мелкими деталями: например, у чемодана и холодильника есть ручки, а у коробки от сока есть крышка.
- А мы с вами где находимся? (внутри параллелепипеда, если не обращать внимание на окна и двери).
- Посмотрите, какое количество предметов, имеющих форму параллелепипеда, вы назвали! Не даром параллелепипед считают символом нашего пространства!
- Попробуем сформулировать цель нашего урока? (Узнать, что такое параллелепипед, из каких элементов состоит, какими свойствами обладает)
V. Подготовка к изучению нового материала
Когда ребята собирают из конструктора параллелепипед, играем музыка (Приложение 3). Важное условие: Сделал сам - помоги другому!
- Приступим к исследованию!
- Ребята, у вас на столах лежат наборы конструкторов.
- Соберите из данных деталей параллелепипед.
- Все справились?
VI. Изучение нового
- Поработаем с вашими моделями. Исследуем параллелепипед, и результаты запишем в рабочие листы.
- Исследовать будем по алгоритму, представленному на слайде.
- Проведите пальцами по рёбрами. Сколько их? Запишите в рабочие листы.
- Есть ли среди них равные? Сколько?
- Прикоснитесь кончиками пальцев к вершинам.
- Сколько вершин у параллелепипеда? Запишите в рабочие листы.
- Посчитайте количество граней. Есть ли среди них равные? Запишите в рабочие листы.
- Какими фигурами являются грани? (прямоугольниками)
- Обратите внимание! Т.к. все грани параллелепипеда являются прямоугольниками, то его называют более точно Прямоугольный параллелепипед.
- Есть ли среди граней равные? (да)
- Сколько групп равных граней? (3 группы по 2 грани)
- Как они расположены? (напротив друг друга)
- Мы их будем называть противоположные грани.
- Коснитесь пальчиком одной вершины. Сколько рёбер выходит из одной вершины? (3)
- Эти рёбра называют длина, ширина и высота.
- Длину, ширину и высоту мы будем называть одним словом: ИЗМЕРЕНИЯ. Запишите в рабочие листы.
2) -Многие предметы в окружающем нас мире имеют три измерения: длину, ширину, высоту. Эти измерения задают трехмерное пространство three dimensions - сокращенно 3D. В своей книге «О небе» греческий мыслитель Аристотель писал, что лишь наличие трех измерений обеспечивает совершенство и полноту мира.
3) Учитель приготовил каркасную модель куба.
- Скажите, а данную фигуру можно назвать прямоугольным параллелепипедом? Почему?
- Какими фигурами являются грани? (квадратами)
- Что можно сказать про его измерения? (они равны)
- Попробуйте сформулировать определение параллелепипеда.
- Прямоугольный параллелепипед, у которого все рёбра равны называют КУБом.
- Скажите, любой ли куб можно является параллелепипедом? (да)
- Любой ли прямоугольный параллелепипед является кубом? (нет, у которого равны измерения)
- Молодцы, ребята! Вы хорошо поработали. Давайте немного отдохнём.
VII. Физминутка
- Если моё утверждение верное, то делаем хлопок в ладоши, если ложное, то топаем ногами.
У параллелепипеда:
- 6 граней
- 3 вершины
- 12 рёбер
- нет равных граней
- есть равные рёбра
- куб является параллелепипедом
VIII. Формирование умений и навыков
Открывается слайд «Творческая мастерская»
- Ребята, приглашаю вас в Творческую мастерскую!
- Наша мастерская получила заказ на оформление подарочных коробок цветной бумагой.
- Откройте коробку. В ней находятся заготовки в виде прямоугольных параллелепипедов для декорирования и 5 конвертов с упаковочным материалом, но только один из них вы будете использовать в работе!
- Как определить, конверт, с какими данными вам необходимо взять?
- Сколько бумаги (в см²) необходимо нам приготовить, чтобы оклеить всю внешнюю поверхность подарочной коробки, если каждую грань мы будем обклеивать отдельно (без загибов)? (необходимо измерить длину, ширину, высоту; найти площади граней и сложить)
- Какое количество граней достаточно измерить? (3)
- Почему? (противоположные грани равны)
- Итак, алгоритм работы у вас записан на рабочих листах и представлен на слайде. Самостоятельно приступаем к самой ответственной работе!
Ученики выполняют необходимые измерения и результаты записывают в рабочие листы.
- Проверим ваши результаты!
- Приступаем к оформлению подарочной коробки! Выберите подходящий конверт и оформите вашу подарочную коробку.
На партах лежат конверты с цветной самоклеющейся бумагой.
На конвертах написаны площади поверхности самоклеющееся бумаги. Ребятам необходимо сделать измерения. Найти площадь поверхности. Ученики выбирают подходящий конверт и оформляют заготовку.
- Скажите, чего не хватает на вашей подарочной коробке? (бантика)
- Такого? (учитель раздаёт бантики)
- Молодцы ребята! У вас всё получилось! Возможно, в будущем кто - то из вас станет настоящим дизайнером!
При оформлении подарочных коробочек можно включить музыку. Приложение 4.
IX. Постановка домашнего задания
- В преддверии праздника 9 мая предлагаю вам следующее творческое задание: Изготовить и оформить подарочную упаковку ко Дню Победы!
- Запишите домашнюю работу в рабочие листы.
X. Рефлексия
Если остаётся время поработать с Кубиком Блума.
- Возьмите кубик определенного цвета: зелёный - если вы считаете, что хорошо усвоили материал, разобрались в изученной теме, Жёлтый - если осталось что-то неясно. А если совсем не разобрались, то возьмите красный кубик.
- Положите выбранные вами кубики в вазу.
Ученики кладут кубики в вазу и занимают свои места.
- Посмотрите! Какой цвет преобладает? Большая часть ребят выбрала зелёные кубики! Теперь я точно могу утверждать, что вы усвоили материал урока! А ребята, которые положили желтые кубики, не расстраивайтесь! Я думаю, что на следующий урок у вас всё получится!
- Показался ли вам урок трудным?
- Спасибо за урок! Приятную и плодотворную атмосферу! Успехов вам в учении.