Урок по теме "Параллелепипед". 5-й класс

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5

Ключевые слова: параллелепипед


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цель:

  • ввести понятие прямоугольного параллелепипеда и его элементов;
  • формирование умения показывать вершины, рёбра, грани параллелепипед, определять измерения параллелепипеда.

Обучающие:

  • Распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире параллелепипед.
  • Моделировать, используя бумагу, пластилин, проволоку и т.д.
  • Определять взаимное расположение граней, рёбер, вершин параллелепипеда.
  • Находить измерения параллелепипеда.
  • Исследовать свойства параллелепипеда, используя эксперимент, наблюдение, измерение, моделирование.
  • Описывать их свойства, используя соответствующую терминологию.
  • Формулировать утверждения о свойствах параллелепипеда, опровергать утверждения с помощью контрпримеров.

Развивающие:

  • развивать пространственное воображение, логическое мышление, наблюдательность;
  • использование для достижения поставленной задачи уже полученные знания;
  • развивать умение обобщать, конкретизировать;

Воспитательные:

  • расширение кругозора и развитие интереса к предмету, используя присущую математике красоту и увлекательность;
  • приобретение знаний и навыков, применяемых в повседневной жизни;
  • воспитание воспрития математического материала с помощью музыкальной визуализации.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • способность ориентироваться в математическом содержании, умение решать математические задания за курс основной школы (нахождение площади грани и площади полной поверхности параллелепипеда и куба), видеть возможности применения предметного содержания в других областях;

Личностные:

  • повышение мотивации к изучению предмета «математика».

Метапредметные: в ходе урока учащиеся должны проявить следующие метапредметные умения:

  • производить требуемую последовательность действий по инструкции, при необходимости уточнять формулировки задачи;
  • сопоставлять и сравнивать информацию, находимую во внешних источниках (в том числе информацию, представленную в различных формах - в тексте и на модели, в учебнике и в форме интерактивного задания).

УУД:

Личностные:

  • формирование смысла учебной деятельности на основе развития познавательного интереса и учебных мотивов.

Познавательные:

  • определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии;
  • моделировать объект, а также преобразовывать полученную модель с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Регулятивные:

  • осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • корректировать свои действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.

Коммуникативные:

  • уметь в коммуникации строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет.

Учебник: Математика 6 класс/ Г.В.Дорофеев, И.Ф.Шарыгин, С.Б.Суворова.

Тип урока и его структура:

Урок открытия нового знания.

  1. Организационный этап.
  2. Мотивация учебной деятельности учащихся.
  3. Актуализация опорных знаний.
  4. Постановка темы и цели урока.
  5. Подготовка к изучению нового материала.
  6. Изучение нового.
  7. Физминутка.
  8. Формирование умений и навыков.
  9. Постановка домашнего задания.
  10. Рефлексия.

Технологии: информационно-коммуникационные технологии, технология проблемного обучения, технологии здоровьесбережения, игровая технология.

  • обучения, технология дифференцированного подхода в обучении, технологии здоровьесбережения, игровая технология

Оборудование: ноутбук, колонки для музыкального фона, рабочие листы, подарочная коробка с наполнением (конструктор Лего, книга, коробочка от телефона и т.п.), наборы конструктора 3D OZUGA СОЕДИНИ-ПОСТРОЙ, коробочка для творчества с наполнением (заготовленные параллелепипеды, конверты с самокляющейся бумагой по размеру параллелепипедов, маленькие подарочные самоклеящиеся бантики), ваза в форме параллелепипеда, кубики трёх цветов для каждого ученика (зелёный, жёлтый, красный), каркасный параллелепипед, Кубик Блума.

Ход урока

I. Орг.момент

- Здравствуйте, ребята!

II. Мотивация учебной деятельности

Слайд 2. Математика и музыка требуют единого мыслительного процесса. А.Энштейн

- Мир чисел и пространство звуков издавна соседствуют друг с другом.

Играет музыка (Приложение 1)

- Ребята, какие чувства вызывает у вас эта мелодия? (Праздник)

- А праздник - это подарки!!!

Учитель достаёт большую подарочную коробку.

- Посмотрим, что внутри?

- Ой, а тут замок! Нам не открыть!

- Подберём к нему ключи!

III. АОЗ

1. Назовите лишнее слово.

Треугольник, квадрат, круг, шар, прямоугольник.

Конус, пирамида, шар, цилиндр.

Грани, вершины, рёбра, лучи.

2. Посчитайте количество рёбер, вершин, граней у фигуры.

3. Вычислите площадь прямоугольника и площадь квадрата.

- Да я вижу, вы уже специалисты в области многогранников! Ключ подобран!

IV. Постановка темы и цели урока

Учитель открывает коробку и достаёт предметы:

  • коробочка от телефона
  • конструктор Лего
  • книга
  • коробочка конфет (остаётся в коробке)

- Скажите, чем похожи эти предметы с точки зрения математики? (объёмные, состоят из прямоугольников)

- А ещё, эти предметы объединяет одно слово, зашифрованное в ребусе! (разгадывают ребус)

ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕД!

- Ребята, чтобы запомнить и даже почувствовать это слово, мы сделаем упражнение, используя жестику.

- Разогреем ладошки. (Потёрли)

- Приготовим кулачок. (Кулак приложить к ладони)

- Попробуйте произнести это слово по слогам шёпотом. (Дети проговаривают совместно с учителем сначала шёпотом, потом громче и еще громче. При проговаривании на каждый слог делают удар кулачком по ладони.)

- Запишем тему урока в рабочие листы. (Приложение 2)

- Обратите внимание на правописание.

- Есть ли ещё в окружающем нас мире предметы, похожие на параллелепипед?

- Все перечисленные предметы действительно имеют похожую форму. Правда, они отличаются мелкими деталями: например, у чемодана и холодильника есть ручки, а у коробки от сока есть крышка.

- А мы с вами где находимся? (внутри параллелепипеда, если не обращать внимание на окна и двери).

- Посмотрите, какое количество предметов, имеющих форму параллелепипеда, вы назвали! Не даром параллелепипед считают символом нашего пространства!

- Попробуем сформулировать цель нашего урока? (Узнать, что такое параллелепипед, из каких элементов состоит, какими свойствами обладает)

V. Подготовка к изучению нового материала

Когда ребята собирают из конструктора параллелепипед, играем музыка (Приложение 3). Важное условие: Сделал сам - помоги другому!

- Приступим к исследованию!

- Ребята, у вас на столах лежат наборы конструкторов.

- Соберите из данных деталей параллелепипед.

- Все справились?

VI. Изучение нового

- Поработаем с вашими моделями. Исследуем параллелепипед, и результаты запишем в рабочие листы.

- Исследовать будем по алгоритму, представленному на слайде.

- Проведите пальцами по рёбрами. Сколько их? Запишите в рабочие листы.

- Есть ли среди них равные? Сколько?

- Прикоснитесь кончиками пальцев к вершинам.

- Сколько вершин у параллелепипеда? Запишите в рабочие листы.

- Посчитайте количество граней. Есть ли среди них равные? Запишите в рабочие листы.

- Какими фигурами являются грани? (прямоугольниками)

- Обратите внимание! Т.к. все грани параллелепипеда являются прямоугольниками, то его называют более точно Прямоугольный параллелепипед.

- Есть ли среди граней равные? (да)

- Сколько групп равных граней? (3 группы по 2 грани)

- Как они расположены? (напротив друг друга)

- Мы их будем называть противоположные грани.

- Коснитесь пальчиком одной вершины. Сколько рёбер выходит из одной вершины? (3)

- Эти рёбра называют длина, ширина и высота.

- Длину, ширину и высоту мы будем называть одним словом: ИЗМЕРЕНИЯ. Запишите в рабочие листы.

2) -Многие предметы в окружающем нас мире имеют три измерения: длину, ширину, высоту. Эти измерения задают трехмерное пространство three dimensions - сокращенно 3D. В своей книге «О небе» греческий мыслитель Аристотель писал, что лишь наличие трех измерений обеспечивает совершенство и полноту мира.

3) Учитель приготовил каркасную модель куба.

- Скажите, а данную фигуру можно назвать прямоугольным параллелепипедом? Почему?

- Какими фигурами являются грани? (квадратами)

- Что можно сказать про его измерения? (они равны)

- Попробуйте сформулировать определение параллелепипеда.

- Прямоугольный параллелепипед, у которого все рёбра равны называют КУБом.

- Скажите, любой ли куб можно является параллелепипедом? (да)

- Любой ли прямоугольный параллелепипед является кубом? (нет, у которого равны измерения)

- Молодцы, ребята! Вы хорошо поработали. Давайте немного отдохнём.

VII. Физминутка

- Если моё утверждение верное, то делаем хлопок в ладоши, если ложное, то топаем ногами.

У параллелепипеда:

  • 6 граней
  • 3 вершины
  • 12 рёбер
  • нет равных граней
  • есть равные рёбра
  • куб является параллелепипедом

VIII. Формирование умений и навыков

Открывается слайд «Творческая мастерская»

- Ребята, приглашаю вас в Творческую мастерскую!

- Наша мастерская получила заказ на оформление подарочных коробок цветной бумагой.

- Откройте коробку. В ней находятся заготовки в виде прямоугольных параллелепипедов для декорирования и 5 конвертов с упаковочным материалом, но только один из них вы будете использовать в работе!

- Как определить, конверт, с какими данными вам необходимо взять?

- Сколько бумаги (в см²) необходимо нам приготовить, чтобы оклеить всю внешнюю поверхность подарочной коробки, если каждую грань мы будем обклеивать отдельно (без загибов)? (необходимо измерить длину, ширину, высоту; найти площади граней и сложить)

- Какое количество граней достаточно измерить? (3)

- Почему? (противоположные грани равны)

- Итак, алгоритм работы у вас записан на рабочих листах и представлен на слайде. Самостоятельно приступаем к самой ответственной работе!

Ученики выполняют необходимые измерения и результаты записывают в рабочие листы.

- Проверим ваши результаты!

- Приступаем к оформлению подарочной коробки! Выберите подходящий конверт и оформите вашу подарочную коробку.

На партах лежат конверты с цветной самоклеющейся бумагой.

На конвертах написаны площади поверхности самоклеющееся бумаги. Ребятам необходимо сделать измерения. Найти площадь поверхности. Ученики выбирают подходящий конверт и оформляют заготовку.

- Скажите, чего не хватает на вашей подарочной коробке? (бантика)

- Такого? (учитель раздаёт бантики)

- Молодцы ребята! У вас всё получилось! Возможно, в будущем кто - то из вас станет настоящим дизайнером!

При оформлении подарочных коробочек можно включить музыку. Приложение 4.

IX. Постановка домашнего задания

- В преддверии праздника 9 мая предлагаю вам следующее творческое задание: Изготовить и оформить подарочную упаковку ко Дню Победы!

- Запишите домашнюю работу в рабочие листы.

X. Рефлексия

Если остаётся время поработать с Кубиком Блума.

- Возьмите кубик определенного цвета: зелёный - если вы считаете, что хорошо усвоили материал, разобрались в изученной теме, Жёлтый - если осталось что-то неясно. А если совсем не разобрались, то возьмите красный кубик.

- Положите выбранные вами кубики в вазу.

Ученики кладут кубики в вазу и занимают свои места.

- Посмотрите! Какой цвет преобладает? Большая часть ребят выбрала зелёные кубики! Теперь я точно могу утверждать, что вы усвоили материал урока! А ребята, которые положили желтые кубики, не расстраивайтесь! Я думаю, что на следующий урок у вас всё получится!

- Показался ли вам урок трудным?

- Спасибо за урок! Приятную и плодотворную атмосферу! Успехов вам в учении.