Этапы и задачи урока
|
Содержание урока
|
1. Организационный момент.
Задача: проверить готовность учащихся к уроку математики.
|
- Добрый день, ребята! Проверьте вашу готовность к уроку математики.
Садитесь.
|
2. Актуализация знаний.
Задача: актуализировать знания о площади прямоугольника и о видах углов.
|
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
(на доске таблица)
- Посмотрите на доску, что это за формула? (формула площади прямоугольника)
- Найдите площадь первого прямоугольника - со сторонами 3 см. (9 см2)
- Найдите площадь прямоугольника со сторонами 20 и 18 см. (360 см2)
- Найдите площадь прямоугольника со сторонами 30 и 27 см. (810 см2)
(вычисления записываются в тетрадь)
- Обратите внимание, площадь какой фигуры мы находили первой? (квадрат)
- Что такое квадрат? (это прямоугольник с равными сторонами)
- Назовите формулу площади квадрата. (S= a*a)
(учитель записывает на доске)
- Назовите формулу площади прямоугольника. (S= a*в)
(учитель записывает формулу на доске)
(на слайде задача)
Одна сторона прямоугольника равна 12 мм, а другая составляет 5/6 первой. Найдите его площадь.
- Прочитайте задачу. Что нужно сначала сделать, чтобы найти площадь прямоугольника? (найти длину другой стороны)
- Как это сделать? (12:6*5=10 мм)
- Как найти площадь? (12*10=120 мм2)
- Верно. Каким правилом мы пользовались, чтобы найти длину второй стороны? (нахождение части числа)
|
3. Постановка темы и цели урока.
Задача: в ходе практической работы определить тему и цель урока.
|
- Дома вы сделали прямоугольник из бумаги размером 4 см на 5 см. Возьмите этот прямоугольник. Возьмите карандаш и линейку и проведите одну из его диагоналей. Что такое диагональ? (отрезок, который соединяет противоположные вершины фигуры)
- Проведите. Какие получились фигуры? (треугольники)
- Сколько их получилось? (два)
- Верно. Какие виды углов вы знаете? (прямой тупой и острый)
- Какие углы получились у наших треугольников? (два острых и прямой)
- Вы знаете, как называется треугольник, в котором есть прямой угол? (да/нет)
- Треугольник, содержащий прямой угол, называют прямоугольным.
- Как вы думаете, получившиеся треугольники равны? (да)
(Если возникают споры, то можно попросить учащихся разрезать треугольник по диагонали и наложить друг на друга)
- А вы знаете, как найти площадь прямоугольного треугольника? (нет)
- Как вы думаете, чему сегодня будем учиться? (находить площадь прямоугольного треугольника)
- Да, это будет целью нашего урока. Какая тема урока? (площадь прямоугольного треугольника)
|
4. Открытие нового знания.
Задача: познакомить учащихся с формулой нахождения площади прямоугольного треугольника.
|
- Начертите у себя в тетрадях прямоугольный треугольник Чему равны стороны? отметьте прямой угол.
(на слайде треугольник)
- Назовем его АВС. Посмотрите на доску. Стороны АВ и ВС составляют прямой угол треугольника. Эти стороны называются катеты. Подпишем название этих сторон, выделим синим цветом.
- А третья сторона называется гипотенуза. Подпишите гипотенузу, выделите ее красным цветом.
- Что мы сейчас с вами узнали? (как называются стороны прямоугольного треугольника)
- Что такое катет? (стороны, образующие прямой угол)
- Да, но ведь тема нашего урока не просто «Прямоугольный треугольник», а «площадь прямоугольного треугольника». Значит, что нам нужно узнать? (формулу для ее нахождения)
- Верно. Чтобы это сделать, достроим треугольник до прямоугольника. Подпишем прямоугольник ABCD. Сравните площади треугольников, которые составляют прямоугольник, между собой, а затем с получившимся прямоугольником. Что вы заметили? (площади треугольников равны, площадь треугольника равна половине площади прямоугольника)
- А площадь прямоугольника мы умеем находить? (да, надо перемножить его длину и ширину)
- Тогда как нам найти площадь прямоугольного треугольника? (полученное произведение разделить на 2)
- Запишем формулу: S = (a · b) : 2.
- Переведите полученное математическое высказывание на разговорный язык. (площадь прямоугольного треугольника равна половине произведения его сторон)
- Сравним с текстом в учебнике. Откройте на с. 91. Прочитайте правило в рамке. (читают правило)
- Чему равна площадь прямоугольного треугольника? (половине произведения его катетов)
- Почему в учебнике нам написали именно катетов, а не сторон? (потому что мы можем перепутать и взять гипотенузу)
|
5. Усвоение нового знания.
Задача: проверить первичное усвоение нового правила учащимися.
|
- Выполним №2 на с. 91.
- Что нужно сделать? (измерить катеты и найти площадь треугольников)
- Что общего у этих треугольников? (они все прямоугольные)
- Назовите катеты треугольников. (учащиеся называют по очереди катеты)
- Возьмите линейку, измерьте катеты первого треугольника. Чему они равны? Как будем искать площадь?
(учащиеся отвечают с мест, записывают решения в тетрадях)
- Переходим к №4 на с. 92. Что нужно сделать? (вычислить площади фигур)
- Какая фигура дана под 1)? (прямоугольный треугольник)
- Как найти его площадь? (произведение его катетов разделить на 2)
- Проверяем. Покажите + или -.
- Какая фигура дана под 2? (трапеция)
- А она из каких фигур состоит? (из прямоугольника и прямоугольного треугольника)
- Мы знаем, как найти площадь этих фигур? (да)
- Как будем искать площадь трапеции? (нужно узнать сначала площадь прямоугольника, затем площадь треугольника и сложить результаты)
- Верно. Записываем решение.
- Проверяем. Покажите + или -.
|
6. Закрепление пройденного.
Задача: закрепить ранее изученный материал.
|
- Выполним №5. Что нужно вспомнить, чтобы сделать этот номер? (как найти часть от числа и как найти число по части)
- Как найти часть от числа, выраженную дробью? (чтобы найти часть от числа, нужно число разделить на знаменатель дроби, а результат умножить на числитель)
- А как найти число по его части? (известную часть разделить на числитель дроби, результат умножить на знаменатель)
|
7. Подведение итогов урока.
Задача: обобщить полученные знания.
|
- Что нового вы сегодня узнали? (как найти площадь прямоугольного треугольника)
- Как найти площадь прямоугольного треугольника? (это половина произведения его катетов)
- Что такое катеты? (стороны, образующие прямой угол)
- Как называется сторона, соединяющая катеты? (гипотенуза)
- Что еще вспомнили на уроке? (как найти число по части и часть от числа)
- Что было трудно?
- Над чем еще нужно подумать?
|