1. Пояснительная записка
Социальный проект: «Летний трудовой отряд для детей, оказавшихся в социально опасном положении «Бригада»».
Краткое тематическое содержание. Данный социальный проект представляет собой разработку программы по социализации детей школьного возраста, оказавшихся в социально опасном положении и требующих повышенного внимания со стороны педагогического коллектива и социального педагога в общеобразовательной школе.
Актуальность проекта. В современной российской школе отдельное место отведено воспитательному процессу. И не последнюю роль в этом процессе, наряду с классными руководителями, занимает школьный социальный педагог. В его работу входит как профилактика, так и предотвращение правонарушений среди учеников. Отдельное направление в работе социального педагога составляет работа с детьми, которые оказались в социально опасном положении. Такие ученики проживают в семьях, где родители, по той или иной причине, перестали в должной мере заботиться о своих детях. Причин тому может быть множество: алкоголизм одного или обоих родителей, развод, низкий уровень жизни, болезнь родителей, асоциальное поведение и т.п. Поэтому, педагогический коллектив школы, должен частично взять на себя заботу о таких детях, предоставив им возможность дополнительного развития и социализации. Особое внимание следует уделить таким ученикам в каникулярное время, когда, можно сказать, они предоставлены сами себе. Поэтому, летний трудовой отряд будет отличным вариантом для развития и социализации детей, оказавшихся в социально опасном положении.
Цель проекта. Предоставить социально-педагогическую поддержку обучающимся, которые находятся в социально опасном положении.
Задачи проекта:
- Разработать программу для проекта «Летний трудовой отряд для детей, оказавшихся в социально опасном положении «Бригада»».
- В рамках проекта провести комплекс мероприятий, направленных на формирование жизнестойкости и социализацию школьников, оказавшихся в социально опасном положении.
Область применения проекта. Проект применим для групп учеников, оказавшихся в социально опасном положении и тяжелой жизненной ситуации.
Возрастные группы обучающихся:
- 7-11 лет.
- 12-14 лет.
- 15-17 лет.
Ожидаемые результаты.
- Сформировать жизнестойкость обучающихся, оказавшихся в социально опасном положении.
- Сформировать положительную самооценку обучающихся, оказавшихся в социально опасном положении
- Сформировать положительное отношение к школе среди обучающихся, оказавшихся в социально опасном положении.
Содержательная часть
1. Летний трудовой отряд для детей, оказавшихся в социально опасном положении «Бригада» - это возможность для учеников дополнительно получить педагогическую, социальную и психологическую поддержку от педагогического коллектива школы.
2. Состав педагогического коллектива, оказывающий поддержку трудовому отряду:
- Социальный педагог;
- Педагог-психолог;
- Советник директора по ВР;
- Заместитель директора по ВР;
- Библиотекарь;
- Классный руководитель;
- Наставник ученика (если такой есть).
3. Продолжительность смены - 3 недели (15 рабочих дней).
4. Количество бригад - 3:
- 7-10 лет;
- 11-13 лет;
- 14-17 лет.
5. Размер бригады - до 7 человек.
6. Время: с 8.00 до 12.00.
7. Формы работы:
- Коллективный труд;
- Беседы;
- Викторины;
- Час чтения;
- Походы;
- Экскурсии;
- Дискуссия;
- Коллективно-творческие дела;
- Лекция;
- Психолого-педагогическое тестирование;
- Образовательное путешествие и т.п.
8. Принципы, используемые при создании трудового отряда для детей, оказавшихся в социально опасном положении:
- Принцип уважения и доверия: при котором каждый ребенок в своем трудовом отряде чувствует уважение и поддержку от руководителя отряда и от всех остальных членов отряда этого отряда; Девиз данного принципа: «Ты вместе с нами».
- Принцип гуманности: при котором все действия педагогического коллектива направлены на гуманное отношение к ребенку. Девиз данного принципа: «Не навреди!».
- Принцип индивидуализации: при котором, каждый член отряда, несмотря на общность дела и целей, является индивидуальной личностью, у которой есть возможность личностного роста в данном коллективе. Девиз данного принципа: «Каждый из нас - личность!».
- Принцип комплексной психоло-педагогической помощи: при котором, главная цель задействованного педагогического состава - восполнить дефицит внимания и воспитания у ребенка, оказавшегося в социально опасном положении.
9. Направления деятельности:
1) Трудовое.
Цель - воспитание трудолюбия и формирование практических трудовых навыков.
Задачи:
- обучение трудовым приемам,
- предупреждение травматизма,
- воспитание коллективизма и ответственности.
Фронт работ:
Благоустройство пришкольного участка, стадиона:
- уход за зелеными насаждениями,
- обрезка кустарников,
- формирование крон молодых деревьев,
- обрезка сушняка и пр.,
- разбивка и оформление цветочных клумб,
- высадка цветов, саженцев,
- вскапывание земельных участков,
- побелка деревьев, бордюров,
- наведение порядка в классных кабинетах, мелкий ремонт оборудования (парты, стулья, шкафы),
- уборка стадиона (от сорняков, мусора),
- очистка беговых дорожек от травы,
- ежедневный полив зеленых насаждений, цветочных клумб,
- оказание помощи в благоустройстве придворовой территории ветеранам Великой Отечественной войны,
- оказание помощи в благоустройстве придворовой территории учителям - ветеранам МБОУ СОШ №10,
- наведение порядка на территории мемориала 45-летие Победы,
- уход за комнатными растениями в помещении гимназии, полив и т.д.
2) Культуно-досуговое.
Цель - организация содержательной досуговой деятельности детей, развитие творческих и коммуникативных способностей.
Задачи:
- организация разнообразных форм детского досуга;
- поощрение инициативы и творческой активности воспитанников.
Формы, средства и методы организации: интерактивные и интеллектуальные игры, конкурсы, викторины, праздники, библиотечные часы, пресс-турниры, литературная гостиная, виртуальные экскурсии, просмотр фильмов, тренинги, акции.
3) Профилактическое.
Цель - профилактика безнадзорности, правонарушений подростков.
Задачи:
- предупреждение нарушений Закона КК № 1539 КЗ «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае»;
- психолого-педагогическое сопровождение детей, требующих повышенного педагогического внимания.
Формы, средства и методы организации: общественные поручения, акции, тренинги, деловые, ролевые игры, беседы, показ презентаций и видеороликов, конкурсы рисунков, социологические опросы.
План работы:
Мероприятие |
День |
Исполнитель |
Знакомство, проведение инструктажа по ТБ, вводное занятие. Постановка целей и задач для сформированного трудового отряда. Экскурсия по школе, с целью определения фронта работ. Входное психолого-педагогическое тестирование детей. Час чтения в библиотеке. |
1 |
Социальный педагог;
|
Выполнение трудовой задачи, экскурсия в школьный музей, час чтения в библиотеке. |
2 |
Социальный педагог;
|
Выполнение трудовой задачи, экскурсия на предприятие, просмотр художественного фильма «Вам и не снилось». |
3 |
Социальный педагог |
Выполнение трудовой задачи, викторина «Я всегда прав», час чтения в библиотеке. |
4 |
Социальный педагог;
|
Выполнение трудовой задачи, дебаты «Я знаю свои права», посещение ветерана ВОВ, помощь ветерану. |
5 |
|
Выполнение трудовой задачи, беседа с заместителем директора по ВР «Электронные сигареты - проблема современного школьника». |
6 |
Социальный педагог;
|
Выполнение трудовой задачи, экскурсия на предприятие, час чтения в библиотеке. |
7 |
Социальный педагог;
|
Выполнение трудовой задачи, просмотр видеороликов, направленных на профилактику табакокукрения и наркомании. |
8 |
Социальный педагог |
Выполнение трудовой задачи, индивидуальные беседы с педагогом-психологом «Расскажи мне свою тайну». |
9 |
Социальный педагог;
|
Выполнение трудовой задачи, забег «Мы любим спорт!». |
10 |
Социальный педагог; |
Выполнение трудовой задачи, ролевая игра «Счастливая семья», час чтения в библиотеке. |
11 |
Социальный педагог;
|
Выполнение трудовой задачи, творческий день «Цветотерапия и другие способы познать себя». |
12 |
Социальный педагог;
|
Выполнение трудовой задачи, проведения тренинга «Способы борьбы с внутренним гневом», час чтения в библиотеке. |
13 |
Социальный педагог;
|
Выполнение трудовой задачи, виртуальная экскурсия по Эрмитажу. Беседа «Творчество в жизни человека». |
14 |
Социальный педагог; |
Заключительный день. Однодневный мини-поход «Места боевой славы в станице Медведовской». Повторное психолого-педагогическое тестирование детей. |
15 |
Социальный педагог |
Нормативно-правовое обеспечение:
- Конституция РФ;
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;
- Закон Краснодарского края от 16 июля 2013 г. N 2770-КЗ «Об образовании в Краснодарском крае»;
- Закон Краснодарского края № 1539-КЗ «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае»;
- Трудовой кодекс РФ;
- Устав МБОУ СОШ №10 им. А.С.Пушкина.
Дополнительные материалы и приложения
Перечень используемой литературы
- Азаров Ю.П. Искусство воспитывать / Ю.П.Азаров // М., 1979. - 268 с.
- Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе / Н.П.Аникеева // М.,1983. - 332 с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И.Божович // М., 1968. - 464 с.
- Искусство вести за собой… Тренинги и занятия по формированию у юношества социальной активности и лидерских качеств. /Под ред. С.В.Тетерского. - М.: АРКТИ, 2017. - 96 с.
- Караковский В.А Воспитание? Воспитание... Воспитание! / В.А.Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова // М.: Новая школа, 1996. - 160 с.
- Коротов В.М. Развитие воспитательных функций коллектива: (Проблемы общей методики воспитат. процесса) / Виктор Михайлович Коротов // М.: Педагогика, 1974. - 280 с.
- Кувватов С.А. Активный отдых детей на свежем воздухе. Ростов н/ Дону: Феникс, 2015. - 311 с.
- Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив / А.В.Петровский. М.: Политиздат, 1982. - 256 с.
- Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов // Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
- Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива / В.А.Сухомлинский. - М., 1984. - 190 с.
- Щуркова Н.Е. Классное руководство: Игровые методики. Москва. 2018. - 117 с.