Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе с детьми ОВЗ «Путешествие с капелькой»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: ОВЗ, подготовительная группа


Задачи:

Речевые:

  • Развивать речевое общение, общие речевые навыки (четкость дикции, правильное звукопроизношение, интонационная выразительность).
  • Учить подбирать прилагательные и глаголы к существительным, находить слова, противоположные по значению.
  • Научить последовательно выделять звуки в слове «кран»
  • Активизировать словарь детей за счет слов: прозрачная, льется, журчит, булькает, жидкая, твёрдая, холодная, тёплая.

Познавательные:

  • Расширять представления детей о свойствах воды: вода прозрачная, не имеет цвета, бывает в нескольких состояниях.
  • Формировать умения к исследовательским действиям.
  • Воспитывать бережное отношение к воде, как к источнику всего живого.
  • Развивать познавательные способности с помощью зрительных и слуховых анализаторов.
  • Продолжать формирование навыка безопасного обращения с водой.

Социально-личностные:

  • Развивать умения работать в команде, договариваться.
  • Воспитывать чувство такта, вежливость, взаимовыручку, доброжелательное отношение друг к другу.

Физическая культура:

  • Развивать общую и мелкую моторику.
  • Способствовать развитию координации речи с движением.

Художественно-эстетическое развитие:

  • Развивать творческие способности.
  • Развивать эстетическое восприятие - умение видеть удивительное в
  • окружающем мире.

Материалы:

  • Картинки с изображением воды в природе.
  • Глобус.
  • Три прозрачных стакана с водой, молоком и соком.
  • На каждого ребёнка стаканы с водой, где разведены соль, сахар, сок лимона.
  • Прозрачные сосуды различной формы.
  • Карта-схема поступления воды в дом.

Игры: «Что может делать вода?», «Скажи наоборот», «Какой сок».

Ход занятия

Звучит аудиозапись журчание ручейка.

Воспитатель: «Ребята, послушайте и определите, что это за звуки?»

Дети: «Это звуки воды».

Воспитатель: «Действительно, это журчит ручей. И сегодня речь пойдёт о воде. Мы отправляемся в Царство Воды и с нами путешествовать будет Капелька (показать капельку вырезанную из голубой бумаги). Эта Капелька много видела и много интересного знает о воде.

Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране…

Так ли это? Как вы думаете? (ответы детей). А откуда взялась Капелька, где она может быть? Давайте рассмотрим картинки, на которых нарисованы места, где путешествовала наша Капелька. Назовите их.

Дети: «Пруд, озеро, море, река, океан».

Воспитатель: «Значит, Капелька - это маленькая частичка чего?»

Дети: «Воды».

Воспитатель: «Кому же нужна вода?» (ответы детей). А человек может прожить без воды? (ответы детей). Правильно, вода необходима всему живому, без воды не было бы жизни на нашей Земле, вода - это основа жизни.

Воспитатель: «Как вы думаете, ребята, что может делать вода?»

Дети: «Бежать, литься, течь, бушевать, замерзать, бурлить и т.д.»

Воспитатель: «Ребята, посмотрите на стенд, на котором находятся отгадки. Вы должны ответить на мои вопросы и показать то, что я загадала. Молодцы!

Как называются растения, которые растут на дне рек, морей, океанов?»

Дети: «Водоросли».

Воспитатель: «Как называется поток воды, который падает с огромной высоты?»

Дети: «Водопад».

Воспитатель: «Как называют человека, который в специальном костюме спускается на дно водоёмов и изучает его?»

Дети: «Водолаз».

Воспитатель: «Теперь снова посмотрите на картинки и на их названия и подумайте, что общего в этих словах?»

Дети: «Общая часть «вод».

Воспитатель: «Молодцы, а у нас в группе есть вода, где она находится?»

Дети: «В кране» (Идут в умывальную комнату).

Воспитатель: «Попробуйте открыть кран и удержать воду в руках».

Дети: «Не получается.»

Воспитатель: «Почему?»

Дети: «Потому что вода жидкая, она течёт»

Воспитатель: «Какого цвета вода?».

Дети: «Прозрачная, безцветная».

Воспитатель: «А есть ли запах у воды?».

Дети: «Она без запаха».

Воспитатель: «Ребята, заполните водой прозрачные сосуды разной формы. (Дети выполняют задание). Видите, вода не имеет своей формы-она принимает форму сосуда. А теперь получше закройте кран, чтобы вода не капала. Зачем это нужно, как вы думаете? (Дети отвечают). Воду нужно беречь, она нам очень нужна. Правильно! Без воды не будет жизни на Земле.

Воспитатель: «Ребята, вы любите экспериментировать? (дети отвечают).

Дети подходят к столу, на котором стоят стаканы с водой. Воспитатель показывает детям сначала стакан с водой и опускает в него ложку (ложка видна), затем стакан с молоком, в который тоже опускает ложку (ложка не видна) и ещё один стакан с соком (ложка не видна). Дети вместе воспитателем делают вывод о том, что водо-прозрачная.

Каждому ребёнку раздают стаканчики с водой: кому-то с простой, кому-то со сладкой, кому-то с кислой. Пускай каждый из вас кончиком языка попробует воду. У кого сладкая вода? Почему?

Дети: «В ней развели сахар».

Воспитатель: «У кого солёная? Почему?»

Дети: «В ней развели соль».

Воспитатель: «У кого кислая? Почему?»

Дети: «В ней развели лимонный сок».

Воспитатель: «У кого простая вода?».

Дети: «В ней ничего не развели, она не имеет вкуса».

Воспитатель: «Ребята, давайте поиграем!» Дети встают в кружок и играют в игру с мячом «Скажи наоборот».

Воспитатель бросает мяч ребёнку: « Из одного крана течёт горячая вода, а из другого…» (ответ ребёнка «холодная»)

  • «Река глубокая, а ручеёк…(мелкий).
  • «Река может бежать быстро, а может и …(медленно).
  • «В океане волны большие, а в реке…(маленькие).
  • «В ручейке вода бежит, а в пруду…(стоит).
  • «Из чайника мы пьём воду чистую, а в луже вода…(грязная).

Воспитатель: «Ребята, давайте посмотрим карту-схему, на которой показан путь воды из реки к нам в дом. Прежде, чем вода попадает в кран, она проходит большой путь. (Дети рассматривают карту). А теперь садитесь за столы, на которых лежат карточки для звукового анализа слова «кран». (Дети последовательно выделяют каждый звук в этом слове, работая со схемой слова и фишками).

Воспитатель помогает детям и оценивает работу. Предлагает вспомнить, сто нового они узнали о воде.

И в конце занятия сюрпризный момент: каждому ребёнку раздать по стакану с разными соками. Дети должны выпить сок и сказать, из чего он сделан.