Тема урока: "Тематическая сюжетная картина"

Разделы: МХК и ИЗО


Цели:

  • сформировать представление о тематической картине; о сложном мире исторической картины;
  • познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.И.Сурикова.
  • развивать ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность.
  • воспитывать патриотическое чувство, интерес к истории, любовь к искусству.

Тип урока: беседа.

План урока:

  1. Фронтальный опрос повторение.
  2. Беседа о видах тематической (сюжетной) картины; о значении и развитии исторического жанра, его отличительные особенности.
  3. Физминутка.
  4. Знакомство с творчеством великого русского художника В.И.Сурикова. Анализ его произведений «Утро стрелецкой казни», «Переход Суворова через Альпы».
  5. Подведение итогов занятия, сообщение домашнего задания.

Ход урока

1. Организационный момент

Вопрос: - Ребята, какое домашнее задание было у вас? (проверка домашнего задания)

- Давайте вспомним виды и жанры изобразительного искусства?

- Как вы думаете, а внутри жанра имеются разновидности?

  • Пейзаж - сельский, городской, архитектурный, индустриальный, героический.
  • Натюрморт - цветочный, бытовые вещи, атрибуты спорта и искусства.
  • Портрет - парадный, интимный, групповой.

- Мы с вами познакомимся сюжетно-тематическими картинами и попытаемся сделать анализ картины одного жанра. Подготовьте тетрадь необходимую информацию будем записывать в неё.

2. Беседа «Разнообразие видов тематической картины»

- Ребята, вам представлены несколько репродукций картин художников что общего в этих работах? (тема,сюжет)

- А теперь попробуйте сформулировать тему нашего урока.

- Назовите крупнейший музеи изобразительного искусства в России. (Эрмитаж, Третьяковская галерея, Русский музей).

- В коллекции какого музея хранятся больше произведений русского искусства? (Третьяковская галерея, Русский музей).

- В каком из них хранятся произведения русского искусства, в которых наиболее популярен жанр тематической и исторической картины? (Третьяковская галерея в Москве).

- Сюжетно-тематическая картина: историческая, батальная, бытовая, сказочно - былинная.

3. Физминутка

4. Знакомство с творчеством великого русского художника В.И.Сурикова

Сообщение ученика. Исторический жанр - один из жанров изобразительного искусства, посвящается изображению значимых исторических событий, явлений и военных деятелей; в основном обращается к историческому прошлому, но может показать и недавние события, если историческое значение их признано современниками. Исторический жанр часто переплетается с другими жанрами: бытовым, портретом, пейзажем. Особенно тесно исторический жанр смыкается с батальным жанром, когда показываются исторические баталии, крупные сражения и военные события. Драматические столкновения народных сил, взгляд на народ как на движущую силу истории часто находили художественное выражение в историческом жанре.

- В России исторический жанр получил дальнейшее развитие в XVIII-XIX вв. и был связан с появлением светского искусства, исторической науки, просветительскими идеями и классицизмом, пропагандистом которого выступала Академия художеств. Ведущая роль принадлежала большой по размерам тематической картине. Скульптурные портреты и памятники, посвященные событиям Отечественной войны 1812 года, создавались в рамках исторического жанра. Перед нами картина «Утро стрелецкой казни» 1881 год - первая большая работа художника. До ее появления на девятой передвижной выставке имя Сурикова мало кому было известно. Посмотрите и опишите какое событие запечатлел художник ? Кто на нем изображен?

Сообщение ученика. …..Москва. Красная площадь. Лобное место. Вдали в утреннем голубоватом тумане на фоне бледно - серого неба виднеется храм Василия Блаженного.

Справа строгие контуры кремлевских башен. В телегах, окруженные родными, близкими, сидят приговоренные к смерти стрельцы. В руках у каждого зажженные свечи. Последние минуты перед казнью, минуты, в которых раскрылось мужество и твердость, несгибаемость и упорство стрельцов, запечатлел Суриков в этой картине.

Мы невольно переносимся к великим событиям Петровской эпохи, положившей начало новому этапу в русской истории. Прогрессивные преобразования Петра I были смелой попыткой вывести Россию из рамок отсталости. Реформы Петра, рушившие вековые устои старой московской жизни, вызывали ожесточенный протест боярства, которое стремилось привлечь на свою сторону стрелецкое войско.

Стрельцы - старое допетровское войско, которое Петр заменил регулярной армией, измученное постоянными войнами, недовольные длительной неуплатой жалования, притеснениями знати, подняли в 1698 году мятеж во главе с царевной Софьей, мечтавшей о самодержавной власти.

На подступах к столице мятежные войска были разбиты. Сотни стрельцов по приказу Петра были схвачены и казнены в селе Преображенское под Москвой.

Как же художник раскрыл драматическую страницу прошлого?

…Огромная народная толпа заполнила площадь. Скоро начнется казнь. Печальной торжественностью последних минут проникнуты стрельцы. Они без страха встречают смерть, но каждый из них по-своему переживает ее приближение - кто с упрямой злобой, кто в тягостном раздумье, кто с тупой покорностью. Вот одного уже ведут на виселицу, должно быть , расставание с женой и сыном надломило его. Он едва идет, голова его опущена, руки бессильно повисли. Сброшены на землю кафтан и шапка, еще дымится фитиль, выпавшей из его рук свечи…

В центре картины - стрелец, стоящий на телеге. Он прощается с народом, низко кланяясь по старому русскому обычаю.

А рядом старик с белой седой бородой. Сейчас наступит его очередь идти на казнь, он уже отдает горящую свечу солдату.

Погружен в свою последнюю суровую думу чернобородый стрелец в красном, накинутом на плечи кафтане.

Он даже не замечает, что его молодая жена с бледным, заплаканным, исстрадавшимся лицом тянет его за полу кафтана, пытаясь добиться прощального слова.

Вот сидит на телеге стрелец с рыжей бородой в красной, лихо заломленной шапке. Связаны его руки, ноги забиты в колодки, но воля его несломлена.

Он как бы воплощает возмущение и непокорность всей стрелецкой массы. Гордо поднята его голова, судорожно сжата в руках горящая свеча, отбрасывающая на его лицо тревожные блики. Взор, полный неукротимой ненависти, устремлен в сторону Петра. Сильный, несломленный, внутренне напряженный, этот стрелец является живым воплощением бунтарского духа.

Стоящие с Петром иностранцы с любопытством, страхом и удивлением смотрят на происходящее событие. Сам Петр с гневным, решительным взором выражает несокрушимую уверенность.

Мглистый сумрак раннего утра, в котором еще виден свет горящих свечей, создает образ трудного, мучительного рождения нового дня и воспринимается как поэтическая метафора, обобщенно выражающая смысл исторической минуты - «начало славных дней Петра мрачили мятежи и казни» /А.С.Пушкин/

- Многие картины, представленные на нашей импровизированной выставке , знакомы вам по урокам истории и русского языка, подскажите о творчестве какого русского художника, предпочитающего исторический жанр в своем творчестве пойдет сегодня речь? (Мы будем знакомиться с творчеством В.И.Сурикова).

- Перед вами еще одна замечательная картина Сурикова «Переход Суворова через Альпы». Замысел картины возник у художника ещё в 1895 г. Летом 1897 г. В.Суриков посетил Швейцарию, где писал этюды к картине. Но прежде чем говорить о самой картине, необходимо сказать об историческом событии, которому она посвящена. В противном случае сюжет полотна может быть не понят.

Чтобы быть правдивым в изображении этого исторического события, Суриков в 1897 г. побывал в Швейцарии, где познакомился со швейцарской горной природой, написал множество этюдов, сделал переход по маршруту армии Суворова, сам спускался по снегу с горы. Картину художник создавал почти 5 лет.

Художник знал, конечно, о том, что суворовские походы изображали и другие художники: А.Коцебу «Переход А.В.Суворова через хребет Панике», «Сражение у Чертова моста». Но его не устраивало то, что горы подавляли солдат, которые были изображены людским муравейником. Суриков всегда выделял своих героев крупным планом. Поэтому он долго изучал портреты Суворова, а также его скульптурные изображения. Обращался он и к посмертной маске полководца. Но всё-таки писал Суворова художник с живого человека. Вот как он сам рассказывает об этом: «Суворов у меня с одного казачьего офицера написан. Он и теперь жив еще: ему под девяносто лет». Это был отставной сотник Фёдор Фёдорович Спиридонов.

- Я прошу Вас внимательно посмотреть на эту картину и описать ее.

Композиция картины очень динамична. Она построена по принципу движения сверху вниз. Взгляд зрителя скользит вслед за спускающимися с гор солдатами. Слева на коне - сам Суворов, с вдохновенным лицом и улыбкой, указывающий рукой дорогу. Фигура его миниатюрна, а не величественна, и скорее сливается с солдатской массой, чем выделяется из нее: он тоже в простом походном плаще и с треуголкой, как и его воины. Солдаты, наполняющиеся энтузиазмом при взгляде на Суворова, улыбаются в ответ и бесстрашно съезжают по крутому заснеженному склону горы. Русские «чудо-богатыри» изображены в полном обмундировании, с достойным оружием - штыками, пушками, кинжалами. Тонкий психологизм - в передаче отдельных существенных деталей, таких как бледность лиц и вытаращенные от испуга глаза, глядящие в бездну впереди, или рука, прижатая ко лбу, начинающая крестное знамение.

Талант Сурикова-пейзажиста проявился в изображении снежной гористой поверхности на переднем плане и крутого горного склона с облаками на заднем. Ослепительно белый альпийский снег контрастирует не только с общей человеческой массой, но и с синеватыми скалами, заслоняющими небо. Природа швейцарских Альп не раскрыта во всей ее эффектной красоте, скорее, она сурова и враждебна к непрошенным гостям.

Картина была написана к 100-летию подвига Суворова, показана обществу в том же 1899 году на 27 выставке передвижников, но большого резонанса не вызвала. Ее приобрел император Николай II. Сейчас она выставлена в экспозиции Государственного Русского музея.

- Расскажите о своих чувствах, которые вы испытали познакомившись с произведениями Сурикова?

Ответ: Гордость за свой народ, за его могучий дух. Мастерство и талант Сурикова, и через года заставляет любого русского человека испытывать это чувство. Радость от общения с прекрасным.

- Многолетний, титанический труд Сурикова вложен в его произведения.

- В искусстве и жизни Василия Ивановича все ярко, неповторимо, талантливо. Давайте познакомимся с биографией художника.

Сообщение ученика.

Вопросы на закрепление темы:

  1. С какими жанрами изобразительного искусства вы познакомились на этом уроке?
  2. Назовите имя автора знаменитых картин «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Взятие снежного городка».
  3. Где в основном В.И.Суриков брал натуры для своих известных картин?
  4. Расскажите о своих чувствах, которые вы испытали, познакомившись с произведениями В.И.Сурикова.

Задание на закрепление темы. Отгадайте по фрагменту название картины.

5. Домашнее задание

В этом году Россия будет отмечать 78 лет со дня Победы над фашистской Германией.

Нарисуйте сюжетную картину или создайте эскиз памятника, посвященный подвигу наших земляков в ВОВ.