Урок русского языка по теме "Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2

Ключевые слова: русский язык


Предмет: Русский язык.

Класс: 2.

Тема:

Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ.

Цель:

Развивать навыки правописания слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; учить определять орфограмму в слове; развивать мышление.

Задачи:

1. Актуализировать знания о правописании слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн, нч.
2. Развивать орфографическую зоркость, внимание, память, речь обучающихся, творческие способности.
3. Формировать навыки самостоятельности, умение работать в парах, группах.
4. Воспитывать интерес к предмету, умение видеть красоту слова.

Планируемые результаты:

Предметные: находить в словах буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ. Учиться правильно писать слова с этими буквосочетаниями.
Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов.
Метапредметные:
Познавательные: работа с информацией, выполнение логических операций, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Регулятивные: действовать с учетом выделенных учителем ориентиров.
Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей, работать в группе.

Тип урока:

Урок применения знаний и умений.

Основные понятия:

Орфограмма.

Межпредметные связи:

Литературное чтение, технология.

Ресурсы:

Для учителя: рабочая программа, учебник «Русский язык», 2 класс, В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, наглядный материал: карточки со словами, презентация, карточки с названиями станций.
Для учащихся: тетрадь, синяя ручка, учебник, рабочий лист, лист оценивания, клей.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

1. Организационный

Учитель подаёт звоночек.
- Сегодня к нам на урок пришли гости. Повернитесь, улыбнитесь и тихонечко садитесь.
- Гостей мы поприветствовали и теперь можем смело начинать урок русского языка!

- Каждый урок мы начинаем с пальчиковой гимнастики. Выполните самостоятельно.

Приветствуют гостей. Успокаиваются, настраиваются на работу.

Каждый делает пальчиковую гимнастику.

Выстраивает с окружающими.
Регулятивные: понимать выделенные учителем ориентиры действий.
Коммуникативные:
Выстраивать конструктивные способы взаимодействия с окружающими, четко и полно выражать мысли,

- Мы с вами живём в современном мире. И не редко слышали слово «лайк». А кто знает, что это?

- И сегодня на уроке каждый из вас будет собирать лайки. В тетради на полях вы видите таблицу. За каждое задание вы будете себя оценивать и рисовать «лайк».

Ответы детей.
- А сейчас найдите на вашей таблице в тетради круг. Покажите, с каким настроением вы пришли на урок. Нарисуйте смайлик. С помощью смайликов показывают своё настроение в начале урока.
2. Актуализация знаний

Минутка чистописания
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
- Прочитайте про себя скороговорку:

Червяк чинил свой чемодан,
Потом бурча чинил диван.

- Прочитаем скороговорку хором.

Открывают тетради. Записывают число, классная работа.

Читают скороговорку с доски.

Личностные: интерес выполнения задания
Регулятивные: понимать выделенные учителем ориентиры действий
Коммуникативные: Выстраивать конструктивные способы взаимодействия с окружающими.

Личностные: самостоятельное определение и высказывание ответов.
Познавательные: выделение и формулирование познавательных целей и задач.
Регулятивные: определение цели деятельности учебного процесса с помощью учителя, принятие и выполнение практических задач.
Коммуникативные: следование психологическим принципам общения, владея адекватным межличностным восприятием.

- Сейчас закройте глазки и представьте портрет того звука, который чаще всего встречается в этой скороговорке. Выполняют задание учителя.

- Какой звук чаще всего встречается?
- Дадим характеристику этому звуку.

- Какой буквой он обозначается?

Ответы детей. (звук ч)
Ответы детей. (согласный, глухой, всегда мягкий, шипящий)
Ответы детей. (буквой ч)

- Молодцы! А сейчас пропишите чистописание в тетради по образцу.

В это время учитель приглашает к доске учеников.

- Посмотрите на доску. Выберем самое грамотное и аккуратное написание.

Прописывают минутку чистописания в тетради по образцу.

- А сейчас найдите самое грамотное и аккуратное написание в своей тетради. Несколько человек выходят и прописывают на доске.
Выбирают лучшее написание на доске, а затем в тетради.
- Оцените свою работу. Нарисуйте «лайк». Поднимите руку, кто считает, что он справился с этим заданием. Оценивают свою работу.
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся - Молодцы! А в следующем задании тот, кто уже заработал себе лайк, сможет заработать еще один. А тот, у кого еще нет ни одного лайка, сможет его получить.

Личностные: нравственно-этическая оценка усвоенного содержания; осознание ответственности за общее дело; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Познавательные: выделения необходимой информации; овладение способностью нахождения предметной информации, выделяя существенные признаки, и практическое её использование; способность с помощью вопросов использовать информацию межпредметных связей.
Регулятивные: овладение пооперационным выполнением действий; готовность взаимодействия со сверстниками в учебной деятельности; выполнение учебных действий в сотрудничестве, сопровождаемых разъяснением отдельных операций, межпредметных понятий для установления их связей; осуществление решения задачи методом поиска способов разрешения по образцу и заданным правилам.
Коммуникативные: овладение навыками речевого отображения содержания совершаемых действий в форме речевых значений в соответствии с заданием;

- Сейчас попробуем заменить словосочетания и предложения одним словом:

Небольшая туча (тучка)
Дом из кирпича (кирпичный)
Салат из овощей (овощной)
Детёныш птицы (птенчик)
Разносчик почты (почтальон)

На доске появляются карточки со словами.

Ответы детей (тучка, кирпичный, овощной, птенчик, почтальон)
- С новой строчки, с красной строки, с заглавной буквы запишите эти слова через запятую.
На экране образец написания.
Записывают слова в тетрадь.

- Посмотрите на доску внимательно. В этих словах спрятана тема нашего урока. Как вы думаете, над чем мы продолжим работу сегодня на уроке?

- Правильно! Сегодня мы продолжим разговор над темой «Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ»

Ответы детей (буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ)
- Дома у вас было задание выучить правило. Сейчас мы с вами проговорим его все вместе. Кто сегодня готов рассказать правило наизусть делает это без учебника, а кто еще не готов быстренько открывает нужную страницу и читает. Повторяют правило о буквосочетаниях ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ.
- Я очень рада, что многие знают это важное правило наизусть.
- Мне нужны пять помощников. Самых смелых и грамотных. Выберите себе любое слово и выделите орфограмму.
- Остальные выделяют орфограмму в тетради.
Выделяют орфограмму. Несколько человек работают у доски, остальные в тетради.

- А сейчас оцените свою работу над этим заданием. Если вы считаете, что вы справились, то поставьте себе лайк.

Оценивают свою работу.

4.Физминутка Руки к верху поднимаем,
А потом их отпускаем.
А потом их развернем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.
Повторяют движения за учителем.
5. Обобщение и систематизация знаний - Раз вы уже знаете правила написания этих буквосочетаний, то мы смело можем усложнить задание!
- Мы его выполним в парах, для того, что бы вы смогли проверить друг друга.

Личностные: нравственно-этическая оценка усвоенного содержания; осознание ответственности за общее дело; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Познавательные: выделения необходимой информации; овладение способностью нахождения предметной информации, выделяя существенные признаки, и практическое её использование; способность с помощью вопросов использовать информацию межпредметных связей.
Регулятивные: овладение пооперационным выполнением действий; готовность взаимодействия со сверстниками в учебной деятельности; выполнение учебных действий в сотрудничестве, сопровождаемых разъяснением отдельных операций, межпредметных понятий для установления их связей; осуществление решения задачи методом поиска способов разрешения по образцу и заданным правилам.
Коммуникативные: овладение навыками речевого отображения содержания совершаемых действий в форме речевых значений в соответствии с заданием; контролирование своего поведения и поведения партнера в группе.

- Посмотрите внимательно на доску. Каким образом, по-вашему мнению, образовалось новое слово?
На доске карточки: молоко - молочный.
Ответы детей (с помощью орфограммы ЧН)
- Найдите на вашей парте таблицу. Вам тоже нужно будет образовать новые слова с помощью этих буквосочетаний и записать их в данную таблицу. Но для начала вспомним правила работы в парах.
- Выполняем задание в течении 5-6 минут. После выполнения работы вместе поднимаем руки.

Ответы детей (работаем дружно, не мешая другим)

Выполняют задание в парах.

- Давайте проверим, правильно ли у вас получилось.
Таблица на слайде.
- Если в вашей паре сделано всё, как на образце, встаньте.
- Молодцы! Оцените себя. Если в вашей паре всё получилось - поставьте «лайк».
Проверяют свою работу.
Сердце - сердечный, цветок - цветочный. Мощь - мощный, помощь - помощник. Стакан з стаканчик, телефон - телефончик. Внук - внучка, ночь - ночка.
Оценивают свою работу.

- В вашем классе спрятались станции.
На слайде названия станций.
Учитель даёт инструкцию по выполнению задания.

1. Выбрать карточку со словом.
2. Находят нужную станцию.
3. Проверяют и вклеивают слова.
4. Подчеркните орфограмму.
5. Со словом-картинкой составляют предложение и записывают его.

Подходят к столу. Берут карточку с любым словом и находят свою станцию.

- Подойдите и возьмите карточку с любым словом и приступайте к выполнению задания.
- Когда все задания будут выполнены, вам нужно снять карточку с названием станции и всем вместе повернутся лицом к центру класса.
- Сейчас каждый назовет своё слово, а затем вся группа хором прочитает составленное предложение.
- Молодцы! Оцените себя. Если ваша группа выполнила все задания, то вы смело можете поставить себе «лайк».

Проверяют правильность слов.
Работа в группах. Вклеивают слова. Подчеркивают орфограмму.

Оценивают свою работу.

6. Рефлексия. Итог урока

- Сделаем вывод. Что мы с вами знаем о буквосочетаниях ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ.
- Вы все очень хорошо потрудились и заработали лайки за свою работу на уроке. Посчитайте их и поставьте себе нужную отметку в таблицу.
- Если у вас 4 лайка - «5»
Если 3 лайка - «4»
Если 2 лайка - «3»
- Найдите круг. Нарисуйте в нем смайлик, покажите своё настроение после урока.
- Что больше всего понравилось на уроке?
- А что показалось трудным?

Ответы детей(они пишутся без мягкого знака, орфограмма)
Считают полученный лайки и ставят отметки.

Оценивают уровень своих знаний по теме урока.

Оценивают своё настроение после урока.

7. Домашнее задание

- Домашнее задание вы сможете выбрать самостоятельно. У нас будет три уровня: 1, 2, 3.
1 - легкий, подчеркнуть изученную орфограмму.
2 - усложненный, вставить нужные буквосочетания.
3 - творческий, изобразить изученную орфограмму.
- Спасибо за урок!

Выбирают домашнее задание любого уровня.