В разные периоды развития России понятие «грамотность» включало в себя разные умения. Так в 1897 году первая перепись насчитывала чуть более 20% грамотного населения, под грамотностью при этом понималось умение читать.
Перепись 1917 года показала, что процент грамотного населения увеличился до 30. Понятие «грамотность» по-прежнему включало в себя только умение читать. В 1959 году к числу грамотных (имеющих при этом уже и читать, и писать) были отнесены 98,8 % населения страны [1, с. 2]. Понятие же «функциональной грамотности», как некого нового формата грамотности возникло в конце 60 годах XX столетия в документах ЮНЕСКО [3, с. 2].
Школьник, находясь на самой первой ступени образования, получает основу функциональной грамотности.
И основа эта в любом случая крепкая и мощная. Возникает вопрос: будет ли ребенок инициативен, самостоятелен, активен, любознателен или станет замкнутым, боящимся проявить свою точку зрения, ошибиться? У современных школьников, определенно, есть все предпосылки для овладения функциональной грамотностью. Эта возможность диктуется Законом об образовании, обращая внимание на учет возрастных и индивидуальных особенностей.
В исследованиях PIRLS и TIMSS, которые мы можем применить к младшему школьному возрасту, оцениваются предметные знания, зачастую сводящиеся к знанию фактов и умению решать типовые (стандартные) задачи.
С 2016 года в рамках государственного задания бюджетного учреждения под руководством Н.Ф.Виноградовой разработан проект дидактического сопровождения.
Н.Ф.Виноградова выделяет несколько иные содержательные составляющие функциональной грамотности: интегративные и предметные. Предметные компоненты соответствуют каждому предмету и раскрывают специфические особенности изучаемых учебных курсов.
Учебные задания, как правило, носят межпредметный характер. Развитию функциональной грамотности в большей степени соответствует интегративное содержание. Интегративные компоненты развиваются и формируются как в процессе обучения при изучении, как отдельных учебных предметов, так и во внеурочной деятельности. Они определяют общие подходы к деятельности и успешность в обучении. К ним относятся читательская грамотность, информационная грамотность, коммуникативная грамотность и социальная грамотность.
Математическая грамотность - это умение дать научное объяснение явления, то есть распознавать, выдвигать и оценивать объяснения для природных и техногенных явлений. Это умение найти и извлечь информацию при отсутствии однозначного лексического соответствия между вопросом и ответом. При этом ответ на вопрос может быть «растворен» в избыточной информации, часть которой может противоречить искомой или вопрос может требовать чтения графической информации [2]. Это умение использовать внетекстовое знание в ситуации, допускающей разные, взаимоисключающие точки зрения (мотивированное согласие или несогласие).
Одним из средств, помогающих раскрыть способности каждого ученика, развить познавательную активность, научить детей учиться, я считаю технологию деятельностного метода (ТДМ), разработанную в Центре системно-деятельностной педагогики "Школа 2000…" под руководством Л.Г.Петерсон [4].
Состояние математической грамотности учащихся оценивается развитием математической компетентности.
Инструментами формирования математической грамотности могут служить:
- технология проблемного обучения, которая развивает у учащихся находчивость, сообразительность, способность находить нестандартные решения;
- технология проектов, которая позволяет учащимся ориентироваться в разнообразных ситуациях;
- игровые технологии, позволяющие поддерживать интерес младших школьников к урокам математики [4, с. 7-8].
Начиная с первого класса школы, необходимо закладывать у детей основу для умения учиться.
В этот период учебная деятельность становится ведущим видом деятельности, в результате которой происходит формирование ряда основных новообразований психики этого возраста.
Учитывая это, представляется возможным обучение детей элементам научной организации интеллектуального труда на занятиях по курсу "Учись учиться".
Одной из ведущих задач начальной школы является воспитание у детей активной учебной самостоятельности. Правильно ориентированное обучение - это то обучение, которое вооружает школьников системой навыков и умений учебного труда.
Основными чертами портрета выпускника современной школы являются: учебная самостоятельность, высокий уровень поисковой активности, инициативность.
Все эти черты закладываются еще в начальной школе, где выстраивается фундамент для дальнейшего обучения.
В помощь учителю начальных классов предлагаю следующие задания.
Раздел: «Числа. Натуральный ряд чисел»
Цель:
- уметь составлять последовательность из чисел, самостоятельно определять закономерность выбранных чисел;
- уметь извлекать первичную информацию.
Компетентность: информационная.
Задание: Миша договорился о встрече с одноклассником.
Он так торопился, что перепрыгнул ступеньки на лестнице: 1, 4, 7, 10, 13,16.
Какие ступеньки перепрыгнул Миша? Найди и подчеркни букву верного ответа.
А - 2, 3, 4, 5.
Б - 2, 3, 5, 6, 8, 9, 11, 12, 14, 15
В - 2, 5,
Г - 1, 4, 7,
Д - нет верного
Оценивание и ключ к заданию:
- 1 балл - Б
- 0 баллов - другие
Раздел: «Арифметические действия»
Цель:
- уметь выполнять устно сложение, вычитать однозначные числа;
- уметь распознавать проблему.
Компетентность: самоорганизованность
Задание: Арина купила в магазине шоколадки для всех членов семьи и убрала их в холодильник. Дома Толя увидел в холодильнике шоколадки и съел 3 штуки. Сколько членов семьи остались без шоколадок? Подчеркни верный ответ.
А - 1
Б - 2
В - 3
Г - 4
Д - 5
Справка к заданию: Семья состоит из мамы, папы, бабушки, Арины и Толи.
Оценивание и ключ:
- 1 балл - ответ Б.
- 0 баллов - выбраны другие варианты.
Для формирования математической грамотности необходимо обратить внимание на группы упражнений, способствующих развитию следующих характеристик:
- установление связей и закономерностей между разными объектами окружающего мира;
- понимание и интерпретация различных отношений между математическими понятиями.
Упражнения на установление связей и закономерностей между разными объектами окружающего мира.
Эта группа упражнений развивает способности младшего школьника в установлении математических отношений и зависимостей, проверке их наличия и выполнения с помощью примеров. Она включает и задания на наблюдение, поиск, исследование предложенной математической ситуации с различных точек зрения (разные основания для сравнения, разные предположения о свойствах и др.).
Составляющая математической функциональной грамотности младших школьников - овладение математическим языком, применение его для решения учебных задач, построение математических суждений, работа с математическими фактами (установление истинности, приведение контрпримера).
Реализацию этой составляющей могут обеспечить следующие группы математических заданий:
- задания на понимание и применение математической символики и терминологии: примеры терминов, понятий и символических обозначений, используемых в качестве обязательных в начальной школе: математические понятия и термины, математическая символика, счет, цифра, число, вычисление, знаки арифметических действий и т.д.
- задания, направленные на построение математических суждений (рассуждений): логические задачи, задача семейно-практического характера, а также задача на владение математическими фактами.
Таким образом, формировать функциональную грамотность у обучающихся необходимо опираясь на методологию компетентностного подхода, в связи с чем все задания должны быть, нацелены на оценивание компетентностей как умений действовать в определенной ситуации, то есть должны иметь деятельностное значение и обязательно должны строиться на актуальном для учащихся материале.
Все задания, которые входят в исследования сформированности функциональной грамотности PISA основываются на базовых знаниях, которые необходимо уметь применять в контексте реальной жизненной ситуации.
Поэтому при разработке заданий педагог должен обязательно учитывать такие категории, как контекст (личностный/ общественный, профессиональный/ научный, местный/ национальный, глобальный), когнитивный уровень (низкий средний, высокий), компетенции (формулировать, применять, интерпретировать), а также должны опираться на академическую грамотность, так как именно она является фундамент для развития функциональной грамотности.
Таким образом, гибкость планирования, умение педагога импровизировать, четко придерживаясь педагогической цели, принятие ребенка в качестве субъекта воспитательно-образовательного процесса, демократический стиль общения - все это способствует формированию функциональной грамотности школьников. Ребенок получает все шансы стать самостоятельным, инициативным, открытым к познанию, творчески активным и сохранить свою индивидуальность.
Список литературы
- Виноградова Н.Ф. Функциональная грамотность младшего школьника / Н.Ф.Виноградова, Е.Э.Кочурова, М.И.Кузнецова. - М.: Вентана-Граф,2018. - 288 с.
- Леонтьев А.А. Педагогика здравого смысла. - М.: Смысл, 2016. - 528 c.
- Мацкевич В. Функциональная грамотность / В.Мацкевич, С.Крупник // Всемирная энциклопедия: Философия. - Минск, Харвест, 2001. - 312 с.
- Петерсон Л.Г. Математика. 1-4 классы (система «Учусь учиться» Л.Г.Петерсон). Примерная рабочая программа: учебно-методическое пособие. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2019. - 224 с.