Проект учащейся "Легенды и мифы долины Сукко". 4-й класс

Разделы: Внеклассная работа, Краеведение, Патриотическое воспитание, Руководство учебным проектом

Класс: 4


Выполнила:
Бычкова В.С.,
учащаяся 4 класса

Научный руководитель:
Валиева А.В.,
учитель начальных классов

Введение

Добрый день, уважаемые члены комиссии! Я хочу вам представить свой проект: «Легенды долины Сукко». Название населенного пункта тоже интересное. Все расскажу вам, друзья.

Я - ученица казачьего класса и участвую не первый раз. Мы с дедушкой и моей семьей разработали интересную пешую туристическую тропу для ребят и взрослых. В наше время очень трудно родителям уделять время на совместные путешествия и прогулки (работаю день и ночь!). А ещё и на разработку маршрута (нужно так проложить маршрут, чтобы было экономично и интересных мест много) время потратить. Моя семья и дедушка с бабушкой любим путешествовать. А дедушка еще и сказочник, и с мамой, и бабушкой - экскурсоводы!

Туризм (говорит и наш учитель, и мама, и дедушка) - один из очень доходных отраслей экономики. В последнее время имеет быстрые темпы развития и признан экономическим феноменом нашего столетия! Особенно, когда нет возможности в наше время путешествовать по другим странам (многие почему-то считают, что нет мест в России интересных для путешествий, и все не так у нас! И это спорно!) , можно и нужно, как говорит наш президент В.В.Путин (и «Программу» возврата средств для путешествующих по стране нашей одобрил), изучать свою страну, а, особенно, свой край! Не нужно, для начала, ехать далеко от дома, достаточно всего лишь 15 км отъехать и ты в сказочном месте!

Россия - самая большая страна в мире, на территории которой проживает более 180 народов. Пейзажей и достопримечательностей здесь хватит, чтобы путешествовать бесконечно.

Краснодарский край и в том числе Анапский район располагает богатым историческим и культурным наследием и природными ресурсами, способствующими как развитию внутреннего туризма, так и приему иностранных туристов. Принимая во внимание вышесказанное ,считаю, что туризм нашего края объявлена приоритетным направлением национальной экономики (Мы недавно проходили по предмету «Окружающий мир» тему «Экономика»).

Актуальность темы

Данная тема достаточно актуальна. В связи с пандемией вируса еще не скоро откроют границы для свободного перемещения в другие страны, а значит, будем путешествовать и узнавать: легенды и мифы нашего района, видеть интереснейшие кустарники и деревья, историю гор (А Кавказские горы самые молодые в мире!). И, конечно, почтить память погибшим во время ВОВ (Там похоронены ребята и моего возраста).

Гипотеза

Я считаю, что моя тропа будет интересна для моих одноклассников и их родителей, т.к. она содержит и историю, и легенды об объектах, а так же интереснейшие виды природы Краснодарского края.

Цель проектной работы - изучить возможные туристические маршруты и построить/ создать свой маршрут по содержанию в Анапском районе, а точнее, в долине реки Сукко. Продемонстрировать презентацию, добавить познавательные легенды.

Объектами будут: кипарисы, скумпия, Звин-гора. О них и легенды да и находятся они в одном месте, создавая общую картину.

Задачи:

  • рассказать о туристических тропах родного края и о своей тропе;
  • собрать информацию о туристическом маршруте ;
  • ввести региональный компонент;
  • создать презентацию по теме проекта.

Проблема. В нашем крае достаточно много интересных мест для посещения и много разнообразных троп. Какие именно объекты могут заинтересовать ? И что может помочь им сделать этот выбор?

Для достижения цели были поставлены задачи:

  • изучить литературу, интернет-ресурсы по данной проблеме;
  • описать и выявить наиболее интересные кустарники и деревья природы Краснодарского края;
  • разработать проект и презентацию по теме «Легенды долины реки Сукко».

Методы исследования:

  • изучение специальной литературы по теме;
  • картографический;
  • метод наблюдения;
  • визуальный;
  • анкетирование.

1) Изучение литературных краеведческих источников осуществляется на первом этапе создания проекта, для получения предварительных сведений. Источники к информации: учебники и учебные пособия, статистические справочники, книги с интересующими нас статьями. Дедушка говорит, что нужно карточки создавать и записывать материал, а потом собирать в свою работу. Мы проработали и справочники, и книги и журналы.

Полученная информация должна быть занесена на карточку. Выписка должна иметь фамилию и инициалы автора, заглавие статьи, точную ссылку на наименование издания с указанием года, числа и страницы газеты или журнала.

2) Картографическим методом мы выясняем пространственное размещение природных, исторических и других объектов и явлений на изучаемой территории.

Это трудные методы и интересные. Остальные понятны мне.

Обзор литературы.

В результате изучения литературы выбрали нужные для нас

ЛЕГЕНДА [ 1] ы, ж. 1. Поэтическое предание о каком-н. историческом событии. Средневековые легенды. 2. перен. О героических событиях прошлого (книжн.). Человек из легенды (человек со славным прошлым). Живая л. (о человеке с героическим славным прошлым).

Выберем нужные легенды для нашего проекта:

  • «Легенда о кипарисах» [2 ];
  • «Легенда о скумпии» [ 2];
  • «Легенда о горе» [2].

Формы реализации проекта:

  • познавательные экскурсии (с раннего возраста мы с семьей бывали в разных уголках нашего края и не только. И всегда сопровождаются наши путешествия рассказами и легендами);
  • туристические походы (поездки в лес ,можно и с рыбалкой, и за грибами и ягодами);
  • продуктивная деятельность;
  • фотовыставки и выставки рисунков.

Практическая часть

Практическая работа направлена на выявление объектов природы, представляющих наибольший интерес с нашей точки зрения как туристические объекты.

Первый этап работы

Составление плана проекта после изучения анкет (вопросы такого: «Красивые места», «Интересные деревья и кустарники», «Места для отдыха», «Дополнительные развлечения», «Доступность: удаленность и стоимость», «Узнаем новое о районе!»), заполненных по нашей просьбе ребятами. Работа с литературой и составление карточек, просмотр мест для остановок, ТБ

Второй этап работы. Выстраиваем тропу

1. Начало тропы и первая остановка.

Карточка 1. У мемориала М.Т.Лорис - Меликову и братской могилы

Первые русские переселенцы поселились в долине Сукко весной 1870 года. Герой Русско - турецких войн генерал - лейтенант граф Михаил Тариелович Лорис - Меликов за заслуги перед Россией получил в долине Сукко земли. Она направил сюда своего управляющего и работников. Они и стали первыми обрабатывать здешние земли, выстраивая по щелям хутора. В память об организаторе заселения Сукко, по инициативе моего дедушки, армянская община установила здесь памятник графу Лорис - Меликову.

Шли годы, отдельные хутора объединили в село, а у щелей так и остались имена прежних хозяев. Справа от мемориала - Савинова щель, слева за селом - Атмачева. Савинова щель - это уже территория заповедник «Большой Утриш». К 75-летию Победы там был заложен туристский маршрут - «Партизанская тропа» и обустроена партизанская землянка. Мой дедушка участвовал в их открытии и рассказывал о партизанском движении. А мы с вами направимся в Кравченкову щель. В 1925 году в Сукко появился первый в Анапе палаточный пионерский лагерь. Ребята ходили в туристские походы, очищали по щелям родники, собирали гербарии. Через год в Желаннной щели открылась первая начальная школа.

Но пришла беда - 2 сентября 1942 года в село вошли фашисты. Часть жителей ушли в леса. Партизаны не давали оккупантам покоя - они верили в Победу. Поэтому, назло войне в одном из партизанских отрядов 20 сентября состоялась единственная партизанская свадьба. Молодоженам дарили патроны и гранаты, кусок сахара или табак. А 14декабря фашисты расстреляли 38 сельчан - заложников. Среди погибших дети и подростки от 9 месяцев до 18 лет. Здесь на обелиске братской могилы по инициативе моего дедушки, выбиты имена казненных сельчан и 51 морских пехотинца, павших за при защите села.[3]

Сейчас село Сукко курортный поселок. Одно из названий села переводится с адыгского, как «су» - море», а «къо - морская свинья» или дельфин. Дельфины часто подплывают к берегу долины. Поэтому Сукко - это долина дельфинов. [4] По просьбе моего дедушки Валерия Александровича Валиева, поэт Татьяна Ускова написала несколько строк для книги «Легенды и мифы древней Анапы»:

В воде средь волн блеснула спинка.
Да это же «морская свинка».
«Су - къо» с адыгского значит «дельфин».
У берегов Сукко играет,
Как человек, все понимает.
Он друг людей и моря сын.

Сюда приезжают десятки тысяч отдыхающих со всей России. Одни купаются в море и загорают на галечном пляже. А любители туризма стараются попасть в заповедник «Большой Утриш», в дельфинарий и на берега кипарисового озера, куда мы с вами и направимся.

Вторая остановка. Карточка 2. Остановка у моста через реку Сукко

В эту небольшую речку впадают из щелей все ручьи. В ней всегда была холодная и прозрачная вода, водилась форель. Вот еще переводы слова «Сукко»: «су - вода, къо - свинья или кабаний водопой», «су - вода, къо - сын или сын воды». Легенда гласит, что, когда у черкешенки рождался сын, она должны была первым делом окунуть его в воду реки. Это и закаливание будущего воина и крещение. Это делали в любую погоду и в любое время года.[4] Анапская поэтесса писала об этом:

Был у адыгов обычай один:
Если черкешенка сына рожала -
Сразу же в воду его окунала.
Первою ванной так в жизни своей
Был у ребенка чистый ручей.
В любую погоду с прозрачной водой.
Чтоб сильным в Сукко рос адыг молодой.

Река берет начало от Крестового перевала. Сейчас в жаркое лето она не доходит до моря и уходит под землю. Раньше ее русло петляло по долине. Но после войны сельчане выпрямили его, вырубили хмеречь (колючий кустарник) и создали Большую ниву, которую могли обрабатывать трактора и комбайны. Слева от моста высятся несколько огромных, в три обхвата, тополей. Их в народе называют осокорь. По таким осокорям туристы ориентируются в наших лесах, как и по огромным черешчатым дубам. В конце села есть остановка «Три дуба». Они находятся под охраной государства.

А справа от моста - подворье винодела. Здесь есть винодельня, проводится дегустация виноградных вин. Еще в начале прошлого века во многих щелях были образцовые виноградарские хозяйства, хозяевам которых разрешалось изготавливать вино со своих виноградников.

Третья остановка. Карточка 3. Остановка до дороге к озеру, где есть кусты держи - дерева, скумпии и кизила

Наши горные леса низкорослые, но труднопроходимые. Опушки и низины щелей поросли хмеречью. Это колючие кустарники переплетенные лианами и вьющимся шиповником. Колючие ягодные кустарники терновника, ежевики и -----. Но самым колючим и цепким является держи - дерево. Потом начинается редколесье туи и колючего можжевельника. Поэтому у нас лучше ходить по тропинкам.

А вот посмотрите какие красивые кусты. Они покрыты цветущими пушистыми шапками (весной) или яркими, как костер листьями (осенью). Это скумпия. В народе ее называют бабье дерево т.к. из ее листьев местные красавицы делали краску для волос. А по весне называют дерево - парик, за мохнатую «прическу», похожую на парик. До войны ее резко пахнущие листья собирали и продавали в Турцию для фабрик, где выделывают кожу для сапог - в них содержится много дубильных веществ. Из стволов крупных скумпий изготавливают стойки для шпалер виноградников - они не поддаются долго гниению. А вот семена (шишечки) можжевельника использовали как лекарство от цинги и даже при приготовлении пива. Древесина можжевельника использовалась с древнейших времен для изготовления украшений, которые не поддаются гниению сотни лет. Но весной у тропинок встречаются красивые цветы, похожие на сиреневые колокольчики. Это опасные цветы - они выделяют эфирные масла и могут нанести ожоги, которые долго не заживают. Еще опасное растение - борщевик. Он похож на большие кусты укропа, а семена как зонтики. Ожоги борщевика очень опасны. Зато в тенистых местах и вдоль ручьев можно встретить самое древнее растение - папоротник.[5] Говорят, что он рос еще при динозаврах. Это лечебная трава. А вдоль ручьев произрастает бузина. После войны ребята собирали черные ягоды бузины и из ее сока делали чернила, чтобы писать между строк, найденных уцелевших после оккупации книг и газет, вместо тетрадей. Но бузину больше собирали для сдачи в аптеки, как лекарственное растение. На южных склонах гор во время цветения сельчане собирают пахучий ---- его добавляют в чай. Собирают и липовые и другие целебные цветы и травы.

Среди высоких деревьев расположился культурно - развлекательный и спортивный центр «Храброе сердце». Это веревочный городок, где можно испытать себя в ловкости и побороть страх перед высотой и раскачиванием. Там же можно пострелять из арбалета, лука и поиграть в пейнбол. А рядом по вечерам проходил увеселительное шоу в «Африканской деревне». Немного дальше в соседней щели расположился рыцарский замок «Львиное сердце». Там есть музей, а на ипподроме выступают наездники, устраиваются рыцарские поединки. Продолжим наше путешествие.

Четвёртая остановка. Карточка 4. Остановка на дамбе

Посмотрите, какая красивая картина перед нами! Вокруг зеленые от леса невысокие горы. Это начало Кавказских гор. Легенда гласит, что когда-то здесь поселился старик - отшельник. Он усердно молился Богу. Питался - чем Бог пошлет: ловил в пруду и ручьях рыбу, собирал ягоды и фрукты, грибы и орехи. Но вот повадился к нему дьявол и досаждал всякими пакостями. Когда он довел старика до крайности, он обратился в Богу и попросил научить его, как избавиться от дьявола. И Бог ему посоветовал. Когда в следующий раз дьявол заглянул к отшельнику в келью, тот схватил его за нос раскаленными до красна щипцами, которые лежали на углях. От боли, неожиданности и страха дьявол взревел и стал расти до самого неба. Он бросился бежать к морю, чтобы остудить нос. А по дороге бил огромным хвостом от чего образовывались ущелья, или размахивал им - сметая скалы в кучи - так образовались Кавказские горы. А ученые говорят, что горы молодые еще и растут по сто миллиметров за сто лет.[2]

Другая легенда рассказывает, откуда и гор появилось такое название. Говорят, Богу Сатурну предсказали, что его низвергнул с небес его дети. И он стал убивать их. Но старший сын Юпитер восстал против отца - детоубийцы и сбросил его на землю. Рассвирепевший Сатурн, размахивая мечом, искал на ком бы выместить свою злобу. Увидав пастуха, он набросился на него. и тот вступил с Сатурном в бой. Но что мог сделать простой пастух с низвергнутым, но все же вечным божеством? Пастух погиб. Узнав о геройском поступке пастуха, Юпитер и назвал горы его именем - Кавказ. А вообще, древние народы называли горы по- разному, что в переводе все равно означало - Снежные горы. Эти легенды были собраны и обработаны анапскими краеведами и писателями для книги «Легенды и мифы древней Анапы».[2]

А голубое поле - это кипарисовое озеро. Правда, это пруд, сооруженный колхозниками 60 лет назад, чтобы собирать на лето воду для полива полей и разведения рыбы. Справа на склоне вершин видны густые туи. В них иногда прячутся от зноя и света филины. Справа от дамбы внизу в конце прошлого века располагался надувной цех, в котором разводили мальков рыб и выпускали по реке Сукко в море. В озере под корягами было много раков, сельские мальчишки вытаскивали их и варили в котелках тут же. А по берегам сидели рыбаки. И у них был улов. Сейчас по озеру ходят катамараны и катера, нарушая его экологию отходами горючего и шумом.

В наших лесах помимо туи, можжевельника дуба и граба растет много плодово - ягодных деревьев. Ранней весной зацветает алыча. К осени можно собирать пахучие желтые и вкусные ягоды. Есть яблони и груши. Они вкусные после лежки в траве. В ложбинах встречается фундук. Его орехи привлекают кабанов. Обратите внимание на вот эти деревца - у них листья похожи на подорожник. Это кизил. Старожилы называли его дерево - шайтан или дерево дьявола. Существует легенда, которую обработал мой дедушка и опубликовал в книге «Легенды и мифы древней Анапы». Небесные жители решили, как и люди выбрать себе по дереву - друиду. Кто-то выбрал яблоню, кто-то черешню. А дьявол оглянулся вокруг и увидал, что в горах цветет кизил. Дело было в марте. И дьявол подумал, если он выберет кизил, что будет первым лакомиться ягодами. И он закричал, чтобы кизил отдали ему.

Наступил май - кто-то уже стал лакомиться черешней. А дьявол прижит в лес - кизил все зеленый. Он злится. В июне уже пошли вишни, сливы, а кизил все зеленый. Дьявол злится - как же так, зацвел первым, а все зеленый! Наконец, в августе прибежал дьявол в лес - а кизил покраснел. Обрадовался он, нарвал полные пригоршни, набил рот и сжал челюсти. А разжать не сумел - кизил был такой кислый, что у дьявола скулы свело.

Выплюнул он кизил и сказал, что не нужна ему такая кислятина. И, обиженный, ушел из леса. А кизил в сентябре почернел. Стали люд и приходить в лес, рвать сладкие ягоды кизила и радоваться, что он никому не принадлежит. Так кизил обманул самого дьявола. Поэтому его так и называли местные - дерево - шайтан или дерево - дьявола, хотя его ягоды самые вкусные и самые дорогие на Кубани.[2]

А вот сорную неказистую траву, которая растет вдоль пыльных дорог и под заборами, на пустырях старики называли божьим деревом. Почему? Дедушка рассказывал мне про полынь так. В старину веники из полыни ставили по углам нового дома, чтобы дом был полной чашей. Такие же веники ставили в новой овчарне или хлеву, чтобы Бабушки клали веточки полыни под ковры, чтобы клопы не водились и в шкафы с одеждой против моли. Чашу настоя из полыни давали участникам марафонской дистанции в Древней Греции. Этот напиток быстро восстанавливал силы, потерянные спортсменами за длительный бег. А во время танцев, девушки - горянки, если джигит не обращал на нее внимание - хлестали их веточками полыни ниже пояса, чтобы приворожить парня. А немцы добавляют полынь при изготовлении вина вермут. Вот поэтому полынь и называли божьим деревом за его свойства. А назвали полынь горькой потому что, когда в древние времена воины уходили в поход - женщины выходили в поле, собирались вокруг полыни и просили своих богов защитить мужей и сыновей. А когда долгое время не было дождей и наступала жажда - плакали и просили у богов дождь. Поэтому полынь и горькая, что вобрала в себя слезы всех женщин земли.

Два растения: полынь и кизил, но одно невзрачное - божьим деревом называют, а другое вкусное и красивое - дерево дьявола.

А кто живет в наших лесах? Стройные и красивые косули иногда еще выходят по утрам из леса. Часто встречаются тихоходные черепахи, снуют ящерицы. По вечерам редко, но еще воют шакалы. На опушках леса по утрам еще сверкают своим ярким оперением фазаны. Про них есть такая быль. Когда греки появились в этих местах, они на реке Рион увидали красивых птиц. Они стали их отлавливать и вывозить. Так эти птицы стали украшением в богатых домах. Постепенно фазанов завезли в Италию и Францию. Гурманы французы распробовали этих птиц, и их стали отлавливать в больших количествах. Поголовье фазанов сократилось настолько, что они могли вообще исчезнуть. А во Франции фазанов стали разводить как куропаток. После войны из Франции в Майкопский лесхоз завезли фазанов и стали разводить в фазанарии. С годами их выпускали в леса. Появились они и в лесах Сукко. А название свое они получили от реки Рион, которая раньше называлась Фазис. Десять лет назад в целях сохранения животного и растительного мира вокруг долины Сукко, был создан заповедник «Утриш».[5]

Раньше колхозники очищали реку Сукко, школьники высаживали целые аллеи, которые на давали ветрам разгуляться по долине.

Карточка 5. Остановка на берегу озера в полпути от дамбы до кипарисов

Мы идем по Кравченковой щели. Впереди видна почти круглая вершина горы. Ее называют по-разному. Одни Звин-гора, другие Звон-гора. Охотники говорят, что гора иногда звенит, якобы в ней живут божества проживавших здесь горцев. Они в хорошую погоду веселятся и поют. Поэтому и называют вершину Звин-гора. А старожилы называли ее Звон-горой, якобы кода-то на ее вершине была наблюдательная вышка с колоколом и сеном. При опасности наблюдатели поджигали сено и звонили в колокол, предупреждая об опасности соседей. Потому и Звон-гора. Однажды, мой дедушка привел к озеру группу ребят. Он рассказал легенду о Звин-горе. Все искупались, расслабились. Дедушка, услыхав перезвон колокольчиков в лесу и поняв в чем дело закричал: «Тихо! Вам повезло - Звин-гора зазвенела». Все притихли. Из леса приближался перезвон колокольчиков. Ребята переглядывались, восхищаясь, что им повезло услыхать гору. Вдруг из леса вышло стадо коров, на шеях которых висели колокольчики. Дедушка сказал, что ему тогда здорово досталось, но ведь ребята поверили в легенду, и она ожила. После этого дедушка написал об этом и опубликовал, проверенную в жизни легенду о Звин-горе.

А напротив Звин-горы ближе к истокам Кравченковой щели видна красивая поляна, где был когда-то горский аул. От него сохранился одичавший яблоневый сад. По традиции, если в семье рождался сын, отец высаживал яблоню. Поэтому по количеству яблонь в саду можно судить- сколько сыновей в семье. А по количеству садов - сколько воинов в ауле. А сады горцы высаживали в горах - как ступени, а чтобы яблони лучше и быстрее росли, жители гор приносили в корзинах землю. Местный поэт Татьяна Ускова оформила эту легенду в стихи:

В долине Сукко, в очень древнее время,
Веками селилось черкесское племя.
Его Натухай все вокруг величали,
И древний обычай здесь почитали.
Так, если рождался в ауле сынок -
Спешили поздравить семью все, кто мог.
От радости жители пели, плясали
И яблоню в землю в честь сына сажали.
Немало в селении было дворов,
Весной утопавших в цвете садов.
Сыночки и яблони вместе росли
На благо любимой черкесской земли.
Промчались года на попутных ветрах,
А яблони живы в сукковских лесах.
Сады разрослись, одичали чуть - чуть…

Шестая остановка. Карточка 6. А дальше?

Продолжим и мы свой путь вглубь в историю долины Сукко, в край легенд и былей. Вокруг нас невысокие вершины Семисамского хребта. Семисам в переводе на русский язык означает - куча камней, скал. Так оно и есть, ведь горы сложены из твердых пород. Но вы посмотрите под ноги - склон как будто состоит из пластин, а под ногами хрустят мелкие камешки. Наши горы состоят из камня - трескуна. От ветра, дождя и редких морозов твердые пластины растрескиваются, рассыпаются. Зато это хороший строительный материал. Горцы строили из таких пластин свои сакли, склеивая глиной. Но в промышленном объеме добывать трескун нельзя - пострадает экология, горы станут быстрее разрушаться. А с другой стороны долину Сукко окружает Новогирский хребет, в переводе на русский означает просто «новые горы».

Между этими хребтами, как по трубе, временами дует страшный ветер - бора. По древней греческой легенде за Маркхотским хребтом, к которому присоединяются наши хребты, располагалась страна Гипербореев. Там жили страшные божества ветров во главе с Бореем - богом северных ветров. Его рисовали с большим рогом, в который он дул, направляя ветры. Воздух шел в сторону моря, натыкался на наши хребты. Сзади подходили новые массы воздуха и он, сдавленный поднимался выше и выше. А потом сдавленный воздух переваливался через горы и со страшной силой наваливался на Новороссийск, немного доставалось и Сукко. До сих пор этот ветер здесь называют «бора». Он приносит неприятности: ломает деревья, «закручивает» стволы можжевельников. Но небольшой ветерок в долине Сукко снижает жару летом. А вот ветер со стороны моря называют «моряк», «морячок». Он часто приносит дожди, которые тоже иногда доставляют неприятности - от переизбытка воды бывают наводнения.

Легенда рассказывает, что когда возле древней Анапы (она тогда называлась Синдика) жили скифы, у них был большой храм, посреди которого стоял золотой конь, из пасти которого вырывалось пламя - символ вечности, а вокруг была вода - символ жизни. Когда враги подошли к городу, монахи вывезли коня и спрятали в этих горах, чтобы их святыня не досталась неприятелю. А чтобы никто не узнал, где спрятан конь, монахи перебили охрану обоза. С тех пор золотой конь и находится где-то под землей. Когда грибники или ягодники проходят мимо - конь тихо ржет - просит, чтобы его выпустили на волю. Так, что, прислушивайтесь иногда - вдруг нам повезет, и мы услышим ржанье затворника - коня. Кстати, есть и другие легенды о золотом коне. Река и хутор Чекон (Шекон с адыгского) переводятся, как конская могила, а река Кубань, впадавшая раньше в Черное море, переводилась, как «конская река», «река в рост коня». Не случайно, когда создавали герб современной Анапы, предлагали поместить и золотого коня. Так что золотой конь наверняка существовал.[2]

Седьмая остановка .Карточка 7. Остановка напротив кипарисовой рощи

Мы подошли к цели нашего похода - перед нами кипарисовая роща. Это дерево ведет свою историю еще с третичного периода. Болотные кипарисы проживают не одну тысячу лет. В Америке есть секвойя, из кипарисовой породы, которой четыре тысячи лет. На ее пне может поместиться целый оркестр. Болотные кипарисы растут в болотах, воде. Чтобы не погибнуть от воды, древесина болотных кипарисов пропитана смолой настолько, что они не боятся воды. А чтобы дышать - них корни выходят над поверхностью земли. По весне вода заполняет пруд. Кипарисы и лес за их рощей заливает водой до трех метров. И среди пруда получается своеобразный зеленый островок. Эти кипарисы сбрасывают на зиму иголки, а весной дерево покрывается нежными иголками. Местные жители не могут толком сказать - откуда эти кипарисы, когда появились. Есть разные предположения. Одни говорят, что их привезли и посадили по распоряжению графа Лорис - Меликова. Другие считают, что кипарисы высадили комсомольцы для осушения Кравченковой щели. Третья рассказывали, что это сделали колхозники.

А позади высится таинственная вершина - Звин - гора. Еще в ХIХ веке адыгский писатель Султан - Крым Гирей, побывав в Сукко, услыхал, что эту вершину называют еще Большим храмом или Храм Богов. Почему? На ней жили местные божества. Местные жители приходили сюда на исповедь и помолиться. Поэтому одно из названий Сукко было «место исповеди». Вот почему Валерий Александрович заинтересовался всем этим и написал интересную легенду, которая опубликована в журналах и книге «Легенды и мифы древней Анапы». Я расскажу ее вкратце.

Когда-то здесь жили натухайцы, кравивые и смелые люди. Они поклонялись своим божествам, которые находились на круглой горе. Эту вершину и называли Большой храм. Когда здесь появились греки, Зевс захотел чтобы местные жители стали поклоняться ему. Он прикатил сюда на колеснице и увидал, что натухайцы продолжают поклоняться своим божествам. И он наслал на долину злого Борея, который срывал крыши и ломал деревья. Но люди не покорялись. Тогда Зевс наслал на долину воду. Полились дожди, река вышла из берегов. Вода поднималась все выше и выше, а жители стали подниматься к Большому храму под защиту своих божеств. И тогда с горы спустились 32 витязя. Они обнялись за плечи и стенай встали на пути воде. Вода уткнулась в их ноги, глянула вверх - а это люди мешают ей. И она отхлынула, чтобы снова и снова волна за волной сбить живую преграду. Но витязи стояли. Как вода ни старалась - люди стояли. Те, кто пониже ростом уже погибли, захлебнувшись водой. Но они стояли, поддерживаемые товарищами. Вода продолжала бесноваться, Зевс все швырял в витязей свои громы и молнии, а Борей делал свое дело. Но витязи, стоя в грязи и воде не пропускали воду к Большому храму, защищая свои божества.

Устал Борей, Зевс понял, что ему не покорить таких людей. А вода, дойдя до плеч витязей и увидав их полные решимости и ненависти глаза, отступила, схлынула и ушла. А 32 витязя так и остались, перегородив своими телами, как стеной путь к Большому храму. И местные божества, в благодарность за свое спасение превратили витязей в 32 болотных кипариса. Так и стоят витязи - кипарисы, как напоминание о мужестве жителей долины, некогда не покорившихся Зевсу - громовержцу. А долину и реку с тех пор так и называют - Сукко - долина воды.

Так и спорят до сих пор сельчане - откуда же появились здесь болотные кипарисы. В 2020г. было очень засушливое лето. Пруд - озеро высохло. Бедным кипарисам грозила смертельная опасность. Для их спасения стали подвозить воду и поливать. И природа в благодарность за заботу, впервые усеяла вокруг рощи молодыми побегами. Маленькие растения выкапывали и пересаживали в стаканчики. Через несколько лет саженцы кипарисов вернут на место и пересадят у рощи. И роща станет больше.

Но с другой стороны новые хозяева кипарисового озера хищнически относятся к этому уникальному явлению природы. Вокруг лесного озера провели по лесу бетонную дорогу. Поставили множество беседок. Дамбу обустроили так, что она потеряла естественную красоту. По озеру запустили катамараны, катера и пр. Вместо запахов можжевельника теперь везде запах шашлыка и вина. А вместо хора маленьких цикад - гремит музыка и трещат моторы. Экология вокруг озера нарушена, вокруг кипарисов при высыхании дна озера вытаптывают корни. Посетителей сверх нормы. К озеру от местечка Киблерово по долине протянули новую бетонную дорогу, построили новые жилые комплексы высотной застройки. Застраиваются и впадающие в долину щели. Все это может привести к нарушению экологии, пересыханию реки и самого озера.

А пока долина Сукко с озером и кипарисовой рощей привлекают туристов. И мы с вами совершили небольшой поход и узнали много нового и интересного об истории этого удивительного уголка природы, узнали множество легенд и былей, что растет и бегает в наших лесах.

Вот такая, уважаемая комиссия, интересная тропа получилась! Причем, я ещё отмечу, что у кого есть такой автомобиль, как «Нива», может и проехать по законному «внедорожью»! Экстримально, так сказать!

Вывод практической части

Проект наш завершен, но требует дальнейшего продолжения. Результаты работы обобщены и позволяют сделать выводы - большинство учащихся заинтересовались изучением легенд родного края через изучение легенд, что подтверждает предполагаемую нами гипотезу.

Хотелось заметить, что многие мои одноклассники и старшая сестра уже побывали на этой тропе! Значит - нам проект удался! (См. «Презентацию»)

Мы пришли к выводу, что люди верят легендам, и легенды заставляют людей делать невероятные вещи. Легенды украшают наш быт.

Заключение

В рамках курса литературного чтения и окружающего мира мы взялись за изучение темы «Легенды долины Сукко». Нам было интересно узнать о своем крае то, что не знали - легенды о древовидных растениях, деревьях, о названии гор Анапского района. Начиная исследование, мы были уверены, что изучение легенд края будет способствовать более глубокому познанию исторического и культурного наследия нашего края. И были правы! Ребята с интересом слушали проект, обсуждали, смотрели фотоотчеты. Тема, выбранная для исследования интересна, но были и трудности, так как необходимо было рассмотреть ряд терминов для оформления работы, но мы справились. Учитель Анна Валерьевна объясняла доступно. Цель, которую мы поставили - изучить возможные туристические маршруты и построить/ создать свой маршрут по содержанию в Анапском районе, а точнее, по долине реки Сукко, продемонстрировать презентацию, добавить познавательные легенды, которые можно будет использовать на уроках кубановедения, литературного чтения, окружающего мира - была достигнута. Для этого нам предстояло решить следующие задачи: найти легенды края, систематизировать материал, подготовить проект для работы на уроках кубановедения, литературного чтения и окружающего мира. В ходе работы мы на отдельных карточках записывали дополнительный материал, который пригодится нам для дальнейшей работы, т.к. ещё много интересных туристических троп можно создать. Мы решили не останавливаться!

Приложение

Использованная литература

  1. Даль В.И. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка. Современное написание. - М.:Астрель: АСТ: Хранитель, 2006.
  2. Баклыков Л., Валиев В. и др. Легенды и мифы древней Анапы. - Краснодар, 2010.
  3. Валиев В. Книга памяти села Сукко. - Анапа, 1995.
  4. Валиев В. Анапа в названиях и именах. - Краснодар, 2009.
  5. Новичихин А. Утриш сквозь века. - Краснодар, 2017.
  6. Михайлов В., Суховольская Н. Анапа. Природа. История. Хозяйство. Население. - Ростов-на-Дону, 2004.
  7. Смеюха В. Там, на полуострове Абрау. - Краснодар, 1988.