Цель: формирование экологических знаний у детей посредством игровой и экспериментальной деятельности и создания условий, способствующих формированию положительной мотивации, направленной на достижение поставленной цели.
Программные задачи:
Обучающие задачи
- Формировать навыки бережного отношения к окружающей природе и оказания ей помощи при необходимости.
- Закреплять знания детей о правилах поведения в природе.
Развивающие задачи
- Развивать познавательный интерес к миру природы, воображение, смекалку, умение самостоятельно находить решения в созданных проблемных ситуациях.
- Развивать у детей интерес к самостоятельному решению проблемных ситуаций
- Стимулировать развитие мыслительных способностей, любознательность, познавательность.
- Развивать умение четко, быстро отвечать на поставленные вопросы.
Воспитывающие задачи:
- Воспитывать гуманное, бережное отношение к миру природы и окружающего мира в целом.
Оборудование и материалы: заранее приготовленные наборы цветных кругов (красного, зеленого) для каждого ребенка, набор карточек с изображением и описанием деятельности и поступков человека в природе. Две пластиковые емкости, мусор (бумага, пластик), бутылка с грязной водой, стаканчики на каждую команду, воронки, марля, плотная ткань, ватные диски. Эмблемы эколят на каждого ребенка, флаг.
Предварительная работа: беседа на тему «Правила поведения в природе»; чтение и рассматривание книг о природе, просмотр познавательных фильмов экологической направленности, знакомство с персонажами эколятами.
Методические приемы:
- Психогимнастика «Здравствуй»
- Сюрпризный момент - приход Эколенка
- Поисково-исследовательская деятельность
- Рефлексия
Ход занятия
Мотивационно-ориентировочный этап
(Дети и воспитатель стоят на ковре в группе)
Воспитатель: встанем рядышком по кругу.
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «привет» и «добрый день»;
Если каждый улыбнется -
Утро доброе начнется.
Поисковый этап
(Стук в дверь)
Воспитатель: Ребята, кто-то к нам стучится. Я посмотрю кто там.
(воспитатель открывает дверь, входит ребенок в костюме «эколенка". У него корзина мусора и емкость с грязной водой)
Воспитатель: Ребята, вы знаете, кто же это к нам пришел? Это эколенок. Он помогает взрослым заботиться о природе.
- Здравствуй эколенок. Что случилось?
Эколенок: здравствуйте, ребята. Я помогаю беречь природу, забочусь о ней. Но не всегда успеваю и мне очень нужны помощники в этом деле. Поэтому я пришел к вам и хочу попросить о помощи.
- Вы хотите стать эколятами - дошколятами, и как я беречь природу и заботиться о ней? А чтобы ими стать, нужно это доказать.
И поэтому я вам предлагаю проверить ваши знания и пройти все испытания и выполнить задания, которые я для вас приготовил. Не побоитесь?
Дети: Нет
Практический этап
Эколенок: Ой, ребята, пока я к вам шел, собрал целую корзину мусора. Куда его можно тут у вас выбросить?
Воспитатель: Ребята, а разве мусор можно выбрасывать весь сразу?
Дети: Нет, его надо сортировать.
Воспитатель: Правильно, мусор нужно обязательно сортировать. Разве ты этого не знал?
Эколенок: Знал! Я просто вас проверял, знаете ли вы об этом или нет. Давайте тогда эго рассортируем.
Воспитатель: А у нас как раз есть контейнеры для этого. Разделимся на две команды.
Что будет убирать ваша команда?
- 1 команда: Бумажный мусор.
- 2 команда: Пластиковый мусор.
(Воспитатель ставит контейнеры, дети с эколенком сортируют мусор)
Воспитатель: Ну что, эколенок, ребята справились с этим заданием?
Эколенок: Молодцы, ребята, вы знаете, что мусор обязательно надо сортировать. Но вот я еще набрал воды с нашего озера. Она оказалась очень грязная. Вот хочу у вас, ребята, спросить, можно ли такую воду использовать и где? Или придется ее вылить?
Воспитатель: Ребята, как же мы можем помочь эколенку в этой ситуации?
(дети отвечают)
Воспитатель: Да, ребята, вы правильно говорите, Эколенок, мы приглашаем тебя в нашу научную лабораторию и попробуем очистить воду несколькими способами.
Дети проходят в лабораторию.
Воспитатель: Смотри эколенок, у нас есть различные фильтры - марля, плотная ткань, ватные диски. Пока, мы не знаем какой очистит воду лучше.
Эколенок: Ребята, вы поможете мне проверить, какой фильтр лучше очищает воду?
Дети делятся на три группы
Первая группа будет фильтровать воду через марлю, вторая группа через плотную ткань, третья группа через ватный диск.
(на столах для трех команд приготовлены стаканы для грязной воды, стаканы для эксперимента, воронки, марля, лоскуты плотной ткани, ватные диски). Эколенок разливает грязную воду детям в стаканы.)
Воспитатель: приступаем к нашему исследованию? Возьмите пустой стакан, вставьте в него воронку, а в воронку положите фильтр. А теперь мы грязную воду профильтруем, тонкой струйкой ее переливаем. Молодцы и с этим заданием вы справились. Вы очистили грязную воду при помощи различных материалов. Что мы наблюдаем? Давайте посмотрим марлю. Какая она стала?
Дети: она грязная, на ней остались большие кусочки грязи.
Воспитатель: А вода стала чистой?
Дети: Нет. Марля пропускает мусор и грязь.
Воспитатель: У второй команды что получилось? Расскажите.
Дети: Вода стала грязная, на фильтре остались кусочки грязи.
Воспитатель: Почему фильтр стал грязный?
Дети: Потому что ткань не пропускает крупный мусор и грязь.
Воспитатель: Правильно, здесь и песчинки, и соринки. Значит этот фильтр лучше профильтровал воду, но вода ещё мутная. Что получилось у третьей команды?
Дети: Вода стала чище.
Воспитатель: Как вы думаете, почему вода стала чище?
Дети: Потому что, ватный фильтр самый плотный, и не пропускает самые мелкие соринки.
Воспитатель: Вот эколенок, ребята показали тебе, как можно очистить воду и теперь, мы знаем какие фильтры лучше. Ребята, а как вы думаете, где можно использовать теперь эту очищенную воду?
Ответы детей. Можно предложить кому-то из детей полить цветы.
Эколенок: Ребята вы так здорово умеете работать в лаборатории. Но настоящие экологи еще должны многое знать о природе.
Воспитатель: давайте мы эколенку покажем, что мы знаем. Я буду вам показывать картинки, а вы говорить правильно это или нет и показывать круг определенного цвета, красный - запрещающий, зеленый - разрешающий. Эколенок, ты тоже можешь поучаствовать в нашей викторине.
(воспитатель с детьми подходят к столам). Где на каждого ребенка разложены круги красного и зеленого цветов. Воспитатель показывает картинку, сопровождая ее словами):
- Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет, красный круг)
- Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет, красный круг)
- Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да, зеленый круг)
- Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (да, зеленый круг)
- Если разведу костёр, а тушить не буду? (нет, красный круг)
- Если сильно насорю и убирать не буду? (нет, красный круг)
- Если мусор уберу, больше не кидаю? (да, зеленый круг)
- Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да, зеленый круг)
Воспитатель: Эколенок, ну что скажешь? Готовы наши дети стать эколятами-дошколятами?
Эколенок: Да, теперь я уверен, что вы знаете и умеете многое и мне нужны такие помощники. Я вас с удовольствием посвящаю в эколята-дошколята.
(Выдает детям эмблемы)
Эколенок: Ну, а я пойду в другую группу, может, там тоже найдутся помощники. Ведь, чем больше людей заботиться о природе, тем лучше. До свидания, ребята, до встречи.
Рефлексивно-оценочный этап
Воспитатель: Ребята, вы справились со всеми заданиями, вы теперь настоящие эколята-дошколята. Давайте в честь вашего посвящения поднимем флаг. (поднимают флаг)
Воспитатель: Кто к нам приходил? Зачем?
(ответы детей)
Воспитатель: Что вы делали? Какое задание было самым сложным? А какое самым веселым? А, какое самым важным на ваш взгляд?
(ответы детей)
Воспитатель: Кем вы стали? Давайте сейчас отдохнем, а потом обсудим, наши планы, как мы будем помогать сохранять природу, что будем делать в команде эколят.
(ответы детей)