Факт воспитательного воздействия на человека окружающей
культурной среды не подлежит ни малейшему сомнению.
Д.С.Лихачёв
С этим тезисом невозможно не согласиться, ведь жизнь в социуме предполагает определённую зависимость от него.
Ребёнок ещё не имеет правильных жизненных ориентиров, поэтому всё, что его окружает, становится предметом подражания. Взрослые люди ведут привычный образ жизни в сложившемся коллективе. Если их что-то не устраивает, им сложно найти душевные силы, чтобы выйти из-под влияния общественного мнения. Следовательно, коллективное воздействие на развитие личности, как ребёнка, так и взрослого человека, трудно переоценить.
У появившегося на свет малыша можно наблюдать проявления индивидуальности. Но личность ребёнка не является врождённой, она проявляется позднее, под влиянием культурного и социального развития. Потребности и интересы личности, её духовное богатство, способности зависят от условий, в которых проходит формирование индивидуума.
В широком смысле под средой подразумевают жизненные условия - биологические (свет, пища, воздух) и социальные (семья, друзья, религиозные и национальные традиции, ситуация в политике, экономике). Среда бывает специально организованной, развивающей или имеет стихийный характер.
Условно понятие "среда" можно разделить на следующие подгруппы: макросреда (окружающее нас космическое пространство), географическая среда (территориальный ландшафт, климат, экологические условия) социальная среда (уклад жизни, обычаи и традиции), домашняя среда (окружение близких, материальные условия), микросреда (особенности квартиры, микроволны, высота этажа, расстановка мебели).
Я бы выделила в отдельную категорию ещё и виртуальную среду. На сегодняшний день практически в каждой семье есть всевозможные гаджеты, стало быть, любой член семьи может стать членом различной виртуальной группы. В интернете существует возможность вступить в клуб по интересам, поучаствовать в дискуссии на форуме, создать свой чат, подписаться на блогера, который тебе симпатичен. Соцсети - это огромный пласт культурной среды. И, как и другие среды, она оказывает неоспоримое воздействие на человека. Иногда, положительное, а порой - негативное.
Культурная среда - это социальные институты и другие силы, под влиянием которых формируются основные ценности, убеждения, предпочтения и нормы поведения человека.
В старинных преданиях сохранилось много рассказов о людях, воспитанных животными. Известны случаи вскармливания человеческих детёнышей волками, медведями, обезьянами и другими животными. В 1920 году в Индии доктор Синг обнаружил в волчьем логове вместе с выводком волчат двух девочек. Одной было лет семь, другой - около двух. Вывезенные из джунглей дети вели себя так же, как ведёт себя дикий зверь в городской квартире. Младшая девочка прожила не более года, старшая - около семи лет, но так и не стала полноценным ребёнком. А всё потому, что в животном мире обучение правилам поведения осуществляется путём автоматического повтора детёнышами поведения взрослых особей. В волчьей стае отсутствовала культурная среда, которая формируется только в ситуации интенсивного, постоянного и свободного общения. Культура способствует закреплению наиболее ценных и полезных образцов поведения и передаче их последующим поколениям, а так же другим группам. Именно культура возвышает человека над миром животных, создавая духовный мир, она способствует человеческому общению. Вне культуры, без её освоения новорожденный не может стать человеком. Только через культуру человек овладевает всем накопленным социальным опытом и становится полноправным членом общества.
Структурно культурная среда состоит из четырех составляющих:
- символическая деятельность;
- социальные нормы;
- язык;
- нравы.
Остановимся более подробно на каждом из них и рассмотрим конкретные примеры их воспитательного воздействие на человека.
Важнейшей составляющей социального пространства культурной среды и фактически наиболее известной людям формой культуры является символическая деятельность и её продукция. Символически изделия природой не производятся. Иногда могут возникнуть какие-то природные объекты, обладающие некоторым формальным сходством с теми или иными символами. Но собственно символические продукты производятся только людьми и только специальным целенаправленным образом.
Всю символическую продукцию можно разделить на несколько типов:
- вербальные произведения (религиозные и фольклорные тексты, труды философские, богословские, научные, литературно-художественные, публицистические и др.)
- невербальные художественные произведения (изобразительные, скульптурные, архитектурные, музыкальные, театральные, хореографические, кинематографические);
- религиозные ритуалы (включая и религиозное искусство);
- этнографические ритуалы (включая народную художественную практику);
- военно-политические ритуалы;
- политическая символика (гербы, флаги, униформы);
- символика внешнего имиджа человека (мода на одежду, причёску, раскраску лица и тела);
- знаки должностного различия в (на) одежде;
- наградные знаки (ордена, медали и пр.);
Символическая деятельность и её продукция в её основных проявлениях (искусство, религия. этнографические ритуалы, социальный этикет) нужны обществу в первую очередь для обучения людей правилам нормативного социального поведения и стимулирования их добровольного исполнения этих правил, демонстрации эталонных примеров одобряемого и осуждаемого поведения, иерархии предпочитаемых ценностей. Человек учится правильному социальному поведению всю жизнь. Решению этой задачи наряду с прочими своими функциями служат искусство и религия, мораль и нравственность, система социальных обычаев и ритуалов.
Культурная среда насыщена огромным числом как реальных исторических персонажей, так и вымышленных художественных и фольклорных героев. Они призваны демонстрировать людям эталонные образцы поощряемого или осуждаемого поведения. С помощью этих образцов для подражания происходит обучение человека правилам нормативного социального поведения на примере сотен тысяч героев и сюжетных историй, связанных с ними. Из множества имеющихся эталонных образов человек в соответствии с собственными целями и предпочтениями может выбрать примеры самого различного типа. Это и религиозные подвижники, и политические вожди, и военные герои, и благородные разбойники, и всякие иные персонажи, которым рекомендуется подражать в реальной жизни. Одновременно в систему "культурного оборота" входят так же отрицательные герои, поступки которых служат отрицательным примером неправильного социального поведения, осуждаемого и, как правило, наказываемого тем или иным образом. Причём, подражание наглядным примерам правильного социального поведения может быть как механическим, так и осмысленным.
Наряду с реальными образами исторических персонажей, культурная среда заполнена образами вымышленных культурных героев. Подтверждением этому служит множество
памятников, воздвигнутых в честь литературных персонажей - Дон Кихот, Шерлок Холмс, Швейк, Ромео и Джульетта, Остап Бендер, Русалочка и др. Есть основание полагать, что культурное воздействие этих литературных героев на сознание масс населения не только не уступает, а зачастую и превосходит значимость примеров исторических персонажей.
Воспитательный вклад символической деятельности является необычайно значимым. Культура в этом контексте выполняет функцию социального воспитателя, обучающего людей правилам адекватного социального поведения.
Другой фундаментальной составляющей культурной среды является нормативное социальное поведение людей.
Само по себе слово "норма" означает некий стандарт или правило, которых необходимо придерживаться в обществе, чтобы не быть изгнанным из него. Социальные нормы представляют собой предписания, исполнение которых требуется в обществе. Эти требования устанавливают границы, условия и цели нашего общения, что значительно облегчает процесс взаимодействия. Бывают и исключения, когда кто-то решает нарушить данные нормы. Нарушения правил осуждаются обществом, а многие ещё и преследуются законом. Есть люди, которые полностью их игнорируют. Это так называемые социопаты.
Нормативы социального поведения впервые возникли в далёкой древности, когда люди стали объединяться в группы. Чтобы тебя приняли, ты должен соблюдать установленные внутри этой общности законы. Нарушать их было страшно, ведь таких членов изгоняли, и они оказывались в полном одиночестве, выжить в котором было крайне сложно.
Социальные нормы - это правила, которые имеют следующие признаки:
- они одобряются всеми людьми (большинством);
- имеют своей целью регулировать общественные отношения;
- контролируют поведение членов общества, порицают отступы от нормы;
- объективны и не зависят от желания индивида (например:воровать плохо для всех);
- имеют разные степени обязательности исполнения.
Все нормы можно разделить на ряд основных групп:
- Социальные традиции - похожи на обычаи, но возникать могут спонтанно, то есть не нуждаются в многократном повторении, чтобы стать таковыми. Этот вид правил больше похож на соблюдение модных, распространённых в обществе тенденций. Кто-то показал пример, все повторили - родилась традиция.
- Деловые правила имеют место в трудовой и учебной деятельности. Примером может служить приветствие учителя учениками: при входе преподавателя в класс все обязаны встать, поздороваться, а потом занять свои места.
- Религиозные - установлены каждой конфессией и записаны в священные книги (в христианстве - это Библия, в исламе - Коран).
- Корпоративные нормы рождаются в отдельных группах, таких как рабочий коллектив, общественные организации партии и пр. Эти правила призваны регулировать взаимодействие между участниками, защищая их права и интересы.
- Правовые нормы - закреплены юридически, считаются обязательными в исполнении. Несоблюдение карается по закону.
- Эстетические - правила хорошего тона, требования к внешнему виду (одежда, причёска, гигиена).
Таким образом, социальные нормы выполняют в обществе следующие функции:
- регулируют всевозможные поведенческие модели: поощряют одобряемые и порицают негативные;
- помогают индивиду стать полноценным членом общества, облегчают его "вливание";
- делят поступки с неформальной точки зрения на хорошие и плохие, на законные и незаконные.
На мой взгляд, основной задачей социальных норм является обеспечение конструктивных взаимоотношений и взаимодействий людей, успешных коммуникативных связей в коллективной жизни общества, предотвращения бытовых конфликтов и улаживания разногласий, придания действиям человека в группе адекватного и предсказуемого характера.
Ещё одним показательным примером культурного порядка, реализуемого в социальной практике с максимальной частотой и устойчивостью является язык и его словарный состав. Национальный (родной) язык - это ценность народа, которая формировалась веками, одна из форм духовного наследия. Через язык любой народ из поколения в поколение передаёт своё мировоззрение, своё воспитание окружающей деятельности, ценностные ориентиры. С помощью языка мы не только общаемся, передаём свои мысли, но и выражаем образовательный, духовный и культурный уровень. Пользуясь языком, как средством общения, ребёнок впитывает в себя культуру поколений, познаёт окружающий мир и самого себя, усваивает нормы социального взаимодействия. Владение культурой речи, умение выражать содержательно и логично свои мысли являются условиями формирования интеллектуально и духовно развитой личности. Именно поэтому родной язык выступает как один из основных факторов воспитания и развития личности. Язык в то же время является средством и источником интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания, который формирует человека как личность.
Родной язык является неисчерпаемо богатым. Существует связь между историей народа и развитием его языка. Через родной язык связываются отжившие, живущие и будущие поколения. Изучая родной язык, мы учим не условные звуки, а впитываем духовную жизнь народа. Родное слово объясняет окружающую нас природу, знакомит с деятельностью и характером людей, с обществом и его историей, даёт представления и понятия о нравственности и эстетике. Язык - величайший народный наставник. Следует помнить, что без знания языка, без уважительного отношения к созданному тысячелетиями родному языку, невозможно формировать личность гражданина многонационального государства.
И последней составляющей культурной среды, но не по значимости, являются нравы. Как правило нравы занимают ту социальную нишу,в которой не действует (или действует неэффективно) контроль со стороны власти. В традиционном обществе нравы проявляют себя главным образом в форме обычаев. Обычаи - правила, сложившиеся исторически вследствие многократного повторения. Например, один из свадебных обычаев в России такой: жених, забирая невесту из отчего дома, должен дать за неё выкуп.
Роль нравов в функционировании культурной среды представляется очень важной. Нравы (во всех формах их проявлений) являются основным регулятором взаимодействия и коммуникации людей в тех областях, где политические и религиозные нормы осуществить контроль не в состоянии. С помощью нравов осуществляется управление человеческим поведением не посредством угрозы наказания насилием или экономическими санкциями, а опасностью перспективы прекращения или сокращения коммуницирования (бойкот общения). Психологическая зависимость человека от интенсивного и свободного общения со своим социальным окружением столь высока, что подобная угроза оказывается весьма действенной в плане воспитательного воздействия.
Таким образом, окружающая культурная среда во всех своих проявлениях призвана оказывать воспитательное воздействие на человека на разных этапах его развития. И это не подлежит ни малейшему сомнению.