Цель: стабилизация эмоциональной сферы детей.
Задачи:
- Научить первоклассников выполнять творческое задание в стиле мандалы.
- Формировать нравственные ценности (бережное отношение друг к другу, уважение мнения своего товарища, оказание помощи однокласснику).
- Развивать у обучающихся навыки межличностного взаимодействия, эмоционально-волевую сферу, воображение.
Методы: словесные, практические, наглядные, игровые.
Приемы: объяснение, пояснение, демонстрация и др.
Форма работы: групповая до 6 детей, длительность - 40 минут.
Материал: мягкие игрушки (еж, белка, заяц), карандаши, фломастеры, рисунок мандалы (на каждого ребенка), текст сказки «Радостная встреча в апрельском лесу», ПК, спокойная музыка (П.И.Чайковский «Времена года. Апрель»).
I. Вводная часть
1. Ритуал приветствия
- Здравствуйте, ребята! Отгадайте загадку:
На дворе звенит капель,
Значит начался…..апрель!
Я раскрываю почки
в зеленые листочки,
деревья одеваю,
посевы поливаю!
Движением полна,
все зовут меня….весна!
- Молодцы, ребята! А теперь я Вам предлагаю поиграть.
2. Разминка «Цветок»
- Я предлагаю каждому из вас превратиться в маленькое цветочное семечко, которое посадили в землю. Послушайте внимательно, как вы будете превращаться. Присядьте на корточки, обхватив колени руками, чтобы вы казались маленьким семечком.
- Теплый луч упал на землю и согрел в ней семечко. Из него проклюнулся росток. Сидя на корточках, поднимите руки вверх.
- Всё чаще пригревает солнышко, росточек начинает расти и тянуться к солнышку. Так и вы постепенно поднимаетесь и тянете руки вверх к солнышку.
- Из ростка вырос прекрасный цветок! Руки наверху и постепенно разводятся в стороны.
- Нежится цветок на солнышке, подставляет теплу и свету каждый лепесток.
- Какие замечательные цветы у вас получились!
- Ребята, скажите, в какой цветок вы превратилась?
II. Основная часть
1. Сказка о лесных жителях
- Я хочу рассказать вам интересную историю, которая случилась в апрельском лесу. Итак, слушайте внимательно!
- Дорогой Ёжик, я так рад тебя видеть! - сказал Зайчик Ёжику, когда они встретились после долгой зимы.
- И я! - сказал Ёжик.
- Как тебе зимовалось?
- Я чуть было не замёрз... - сказал Ёжик.
- И я...
Они стояли посреди еловой опушки, обнявшись, и не знали, что говорить и делать от радости.
- Я очень рад, - сказал Зайчик и погладил Ёжика по плечу.
- И я очень рад! Осторожно, не уколись, - сказал Ёжик и погладил Зайчика.
- Ничего! Ты - самая добрая колючка в нашем лесу!
- Всё равно ты можешь уколоться, - сказал Ёжик.
Они стояли, молча, глядя друг на друга, а потом Зайчонок сказал:
- А где наша подруга Белка?
- Не знаю...
- Может, она замёрзла в эту долгую зиму?
- Нет, не может быть! Побежим к ней!
И они по талому снегу побежали через лес к дереву, где был домик Белки.
- Белка! - ещё издали закричал Зайчонок.
- Бел-ка!!! - подхватил Ёжик.
- Бел-ка-а-а!! - крикнули они вместе, выбежав на полянку перед домиком Белки.
Белка только что пообедала и теперь доедала ягоды сушеной черемухи.
Она выглянула из дупла и увидела Ёжика с Зайчиком на опушке перед её домиком.
- Эй! - крикнула она.
- Эй!! - крикнули Ёжик с Зайчиком.
И Белка начала быстро спускаться с дерева. Подбегая к своим друзьям, она простирала лапки и кричала: «Весна! Весна! Ура!»
- Весна! Весна! - закричали все вместе. И закружились по ноздреватому снегу, приговаривая: - Вот мы и встретились! Не могло быть, чтобы мы не встретились! Вот и весна!
А старый чёрный Ворон смотрел на них жёлтыми глазами и тихо картавил:
- Кар-р-р! Повстр-р-речались!..
Ему было очень грустно одному сидеть на дереве, и наконец он не выдержал и крикнул:
- Карррр! Обррр-р-р-радовались!!.
И, уже не унимаясь, кричал до тех пор, пока его не услышали другие вороны и не подняли такой гвалт, от которого после долгой зимы пробудился весь лес!!!!
- О чем эта история, ребята?
- Что вам понравилось в ней?
- Какой герой, вам понравился? Почему?
- В лесу, где жили наши герои, деревья были высокими, раскидистыми. Поэтому весеннему солнышку, нелегко было пробиться сквозь ветви.
- Солнечное тепло от него не могло согреть наших героев, прогреть лесные опушки, чтобы распустились на них первые весенние цветы.
2. Арт-упражнение «Солнце» (приложение)
- Я думаю, что помочь нашим лесным друзьям мы сможем. Как вы думаете?
-Конечно, если каждый из вас нарисует своё солнышко!
- Только оно будет не такое, каким вы привыкли его всегда рисовать. Оно будет необыкновенным, ярким, красочным, состоящим из разноцветных кусочков.
- Цвета для раскрашивания каждый из вас выберет самостоятельно, т.е. такие цвета, которые вы сами захотите.
- Каждое солнышко будет необыкновенным, не похожим на другие!
- У вас есть нераскрашенные солнышки на столах и карандаши. Приступайте к работе.
- Трудным ли было задание, ребята?
- Какое солнышко получилось у вас?
- Что, вы чувствовали, работая в группе?
III. Заключительная часть
1. Рефлексия занятия
- Что понравилось на занятии?
- Что особенно запомнилось?
- Наше занятие подошло к концу. Я желаю, чтобы у вас всегда было такое цветное настроение, как у ваших солнышек.
- Вы можете оставить свои солнышки в классе, а можете подойти, взять солнышко и показать его дома своим родным.
(Педагог-психолог организует на доске выставку солнышек для апрельского леса)
2. Ритуал прощания
- А теперь встанем, посмотрим, друг на друга и улыбнёмся друг другу. Молодцы вы сегодня хорошо работали. «Всем, всем доброго дня».
Литература
- Киселева, М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. М.В.Киселева. - СПб.: Речь, 2006.
- Копытин А.И. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала».- СПб.: Речь, 2002.
- 3.Понятовская-Замышляева, Д. Медитативные игры с мандалой/ Д.Понятовская-Замышляева.//Школьный психолог. - 2007. № 4.
- Оклендер В. Окна в мир ребёнка: Руководство по детской психотерапии. - М., 2008.
- Рибо Т. Психология чувств. - Киев; Харьков, 2007.
- Соколов Д. Сказки и сказкотерапия. - М.: Класс, 2008.
- Шевченко М. Мандалы своими руками. - СПб: Питер, 2011.