Сказка как рабочий инструмент педагога-психолога

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель: Расширить методический инструментарий в работе педагога-психолога с обучающимися, родителями. Способствовать созданию активной творческой атмосферы и позитивного настроя участников.

Участники: педагоги-психологи.

Условия для реализации: актовый зал.

Необходимое время: 60 минут.

Вспомогательные материалы: набор метафорических ассоциативных карт «SAGA» для сочинения и рассказывания легенд, мифов и сказок) Моритц Эгетмайер, набор психологических открыток со сказочными образами «Узнай себя в сказочных образах» Надежда Огненко.

Ход тренинга

(Педагоги-психологи входят в актовый зал и рассаживаются по кругу).

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня я хочу предложить вашему вниманию тренинг «Сказка, как рабочий инструмент педагога-психолога».

Сейчас ведется много споров о том, какой должна быть психотерапия XXI века. Воспитание души, познание тайны, общение с ребенком на равных, безусловно, являются основными принципами психологии нового столетия. Специалисты Международного института комплексной сказкотерапии авторитетно заявляют, что сказкотерапевтический подход наиболее актуален для нового времени.

Испокон веков сказочные истории, фантазии и мифы являлись самым мощным исцеляющим инструментом, поднимающим над обыденной жизнью
и открывающим новый мир символов. В метафорах сказки мы можем найти ответы на вопросы, которые остаются без ответа в пределах нашей повседневной реальности. Не случайно мастера психотерапии Карл Юнг, Милтон Эриксон, Носсрат Пезешкиан, Кларисса Эстес и другие излечивали пациентов, рассказывая им сказки, легенды и притчи.

На протяжении работы психологом я приобрела немало сказкотерапевтических упражнений и приёмов. В основном это работы Т.Д.Евстигнеевой-Зинкевич и Н.М.Огненко, И.В.Вачкова.

И сейчас предлагаю вашему вниманию 2 таких приёма (упражнения).

1. Упражнение «Узнай себя в сказочных образах»

На столах заранее разложены карточки из набора открыток Н.Огненко «Узнай себя в сказочных образах»

Найдите тот образ и встаньте возле него:

  1. Образ, который нравится (импонирует) - я-идеальное;
  2. Образ, который не нравится (отрицание);
  3. Образ, с которым вы себя соотносите (ассоциируете)- я-идеальное .

Запомните эти образы.

- А теперь отметьте, у кого первый и третий образ совпали?

- Попробуйте ответить на вопрос о чём это? Что это значит?

- Ваш реальный образ совпадает с идеальным образом? Не совпадает?

- Для вас, что бы это значило?

- Можно ли использовать с подростками, старшеклассниками, родителями, давайте озвучим.

(Участники по кругу высказывают и аргументируют своё мнение)

Итак, данный приём можно использовать в группе, с классом относительно тех задач и целей, которые вы ставите. Это упражнение в вашу методическую копилку.

2. Упражнение «Сказочная история»

В упражнении используются метафорические ассоциативные карты «SAGA» (для сочинения и рассказывания легенд, мифов и сказок)

I. Каждый по кругу из коробки должен взять карточку и будем сочинять сказку, необходимо сказать 1-2 предложения.

Сказка закончится ровно тогда, когда вся группа сочтёт (решит), что это хороший финал. Группа почувствует, поймёт, что это логическое завершение

II. Всем ли нравится финал?

Есть ли чувство, что это финал?

Кому не нравится, может изменить финал, закончить иначе?

В практике, возможно продолжение сказки, о чём это?

III. Работа в группах (приложение 1)

1 группа

- С кем в своей практике психолог может использовать данный приём?

(с кем, сколько, в рамках чего, в какой форме и т.д.)

2 группа

- Какие диагностические задачи можно решить в ходе данных приёмов работы?

3 группа

- Как можно изменить данный приём, чтобы решались коррекционный задачи?

(Участники представляют свои результаты работы в группах. Проводится дискуссия.)

- Прекрасно, этот приём в вашу методическую копилку, возможно, что-то модифицируете.

- Кто-то хочет поделиться своими техниками, приёмами?

Рефлексия

Тренинг завершается итоговым обсуждением результатов, которых удалось достичь в его рамках, участники делятся своими впечатлениями.

- Что вы почувствовали, достигли? Что добавилось?

- Какие упражнения особенно понравились?

- Какой главный вывод для себя сделали?

- Я желаю Вам всем творческих успехов!

В заключении педагогам-психологам предлагается памятка «Сказка, как рабочий инструмент педагога-психолога» (приложение 2)

Используемая литература

  1. Вачков И.В «Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку».
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии».
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Практикум по сказкотерапии».
  4. Соколов Д. «Сказки и сказкотерапия, а еще Лунные дорожки, или Приключения принца Эно».
  5. Капская А.Ю., Мирончик Т.Л. «Планета чудес. Развивающая сказкотерапия для детей».