Урок окружающего мира в 4 классе.
Тема: «Разнообразие полезных ископаемых. Нефть и газ».
УМК: «Школа России».
Цель: продолжать формировать представление о подземных богатствах, познакомить учащихся с полезными ископаемыми (нефть и газ), их применением, свойствами, способами добычи, охраной подземных богатств.
Оборудование: таблички, экран, учебник, физическая карта, иллюстрации, образцы нефти.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Пятиминутка. Пересказ прочитанного
3. Актуализация знаний (слайд)
1. Что такое полезные ископаемые? Выбери верный ответ:
А) Полезные ископаемые - это все, что находится в земле.
Б) Полезные ископаемые - это природные богатства, которые люди добывают из глубин и с поверхности земли.
В) Полезные ископаемые - это все, что служит человеку.
2. Условное обозначение месторождения железной руды:
А) ▲
Б) ■
В) ▄
3. Назови полезное ископаемое: «Имеет темно-коричневый цвет, состоит из остатков растений. Рыхлый, непрочный, легче воды. Имеет важное свойство - горючесть».
4. Исправь ошибку: «Уголь - горючее полезное ископаемое, при горении дает мало тепла».
5.
Очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны.
Самопроверка по экрану, самооценка.
4. Самоопределение к деятельности
Сегодня на уроке мы продолжим разговор о полезных ископаемых.
(На доске надпись «Полезные ископаемые»)
И поведем разговор о полезных ископаемых, без которых наша современная жизнь была бы не возможной. Без них мы бы не смогли ездить на автомобилях, и пользоваться газовой плитой, не получили бы легких, красивых, удобных пластмассовых изделий, не смогли бы отопить помещение. Я говорю о нефти и газе. Итак, тема урока: «Полезные ископаемые. Нефть и газ». (таблички на доске)
Перед вами «Лесенка успеха». Она из десяти ступенек. Поставьте крестик на какую - либо ступеньку, которая соответствует вашим знаниям о нефти и газе.
Что нам нужно узнать об этих полезных ископаемых?
- Как выглядят?
- Какими свойствами обладают?
- Откуда произошли?
- Как их добывают?
- Где добывают?
- Как перевозят?
- Что из них получают?
(Вопросы - на доску)
А что нам может помочь ответить на вопросы, какие источники информации? (учебник, интернет, сравнительная таблица, физическая карта, иллюстрации, демонстрационные материалы)
5. Открытие нового знания
Я предлагаю вам воспользоваться разными источниками информации. В каждом есть ответ или несколько ответов на поставленные нами вопросы. Мы поработаем в группах. Каждая группа будет работать со своим источником информации. Потом мы объединим все ваши ответы и получим полную картину по нефти и газу.
Первая группа работает с таблицей
Признаки сравнения |
Нефть |
Газ |
Происхождение |
Образовалась из остатков растений и животных, живших когда - то на Земле |
Образовался из остатков растений и животных, живших когда - то на Земле |
Свойства |
Густая маслянистая жидкость темного цвета с резким запахом, горючая |
Бесцветный, легкий, горючий, без запаха |
Применение |
Жидкое топливо, смазочные масла, пластмассы |
Топливо, пластмассы |
Способы добычи |
Буровые вышки, глубокие скважины |
С помощью скважин |
Способы транспортировки |
Нефтепровод, в цистернах, В нефтеналивных танкерах |
Газопровод, танкер - газовоз |
Вторая группа работает с текстом учебника с. 105-152.
Третья группа работает с физической картой.
Четвертая группа работает с иллюстрациями.
Пятая группа работает с образцом нефти.
Каждая группа на листочке с вопросами отмечает плюсом тот вопрос, ответ на который нашли. Рядом с вопросом можно кратко записать ответ.
6. Подведение итогов работы групп
- На какие вопросы нашли ответы?
- Чем удобен или неудобен источник информации, с которым вы работали?
- Какой сегодня на ваш взгляд был самый удобный источник информации?
- Какой источник нам дал наиболее полную информацию, помог ответить на все поставленные вопросы?
Мы можем с вами сделать вывод, что разные источники информации нам дали ответы на все поставленные нами вопросы. Некоторые, например, таблица, текст ответили практически на все вопросы, но кратко. А некоторые (карта, иллюстрация) дали ответ лишь на несколько вопросов, но ответ мы получили развернутый. Следовательно, делаем вывод: можно пользоваться различными источниками информации и обязательно найдется ответ на поставленный вопрос.
7. Рефлексия
Вернемся к нашей «Лесенке успеха». Поставьте крестик, на той ступеньке, которая соответствует вашим знаниям о нефти и газе. Увеличились ваши знания?
А зачем нам нужно знать про нефть и газ, где нам это пригодится в жизни?