Межрайонный семинар-практикум «Развитие учебно-информационных умений обучающихся как средство повышения качества образования». Тема урока: «Разнообразие полезных ископаемых. Нефть и газ»

Разделы: Начальная школа, Классное руководство

Класс: 4

Ключевые слова: окружающий мир


Урок окружающего мира в 4 классе.

Тема: «Разнообразие полезных ископаемых. Нефть и газ».

УМК: «Школа России».

Цель: продолжать формировать представление о подземных богатствах, познакомить учащихся с полезными ископаемыми (нефть и газ), их применением, свойствами, способами добычи, охраной подземных богатств.

Оборудование: таблички, экран, учебник, физическая карта, иллюстрации, образцы нефти.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Пятиминутка. Пересказ прочитанного

3. Актуализация знаний (слайд)

1. Что такое полезные ископаемые? Выбери верный ответ:

А) Полезные ископаемые - это все, что находится в земле.

Б) Полезные ископаемые - это природные богатства, которые люди добывают из глубин и с поверхности земли.

В) Полезные ископаемые - это все, что служит человеку.

2. Условное обозначение месторождения железной руды:

А) ▲

Б) ■

В) ▄

3. Назови полезное ископаемое: «Имеет темно-коричневый цвет, состоит из остатков растений. Рыхлый, непрочный, легче воды. Имеет важное свойство - горючесть».

4. Исправь ошибку: «Уголь - горючее полезное ископаемое, при горении дает мало тепла».

5.

Очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны.

Самопроверка по экрану, самооценка.

4. Самоопределение к деятельности

Сегодня на уроке мы продолжим разговор о полезных ископаемых.

(На доске надпись «Полезные ископаемые»)

И поведем разговор о полезных ископаемых, без которых наша современная жизнь была бы не возможной. Без них мы бы не смогли ездить на автомобилях, и пользоваться газовой плитой, не получили бы легких, красивых, удобных пластмассовых изделий, не смогли бы отопить помещение. Я говорю о нефти и газе. Итак, тема урока: «Полезные ископаемые. Нефть и газ». (таблички на доске)

Перед вами «Лесенка успеха». Она из десяти ступенек. Поставьте крестик на какую - либо ступеньку, которая соответствует вашим знаниям о нефти и газе.

Что нам нужно узнать об этих полезных ископаемых?

- Как выглядят?

- Какими свойствами обладают?

- Откуда произошли?

- Как их добывают?

- Где добывают?

- Как перевозят?

- Что из них получают?

(Вопросы - на доску)

А что нам может помочь ответить на вопросы, какие источники информации? (учебник, интернет, сравнительная таблица, физическая карта, иллюстрации, демонстрационные материалы)

5. Открытие нового знания

Я предлагаю вам воспользоваться разными источниками информации. В каждом есть ответ или несколько ответов на поставленные нами вопросы. Мы поработаем в группах. Каждая группа будет работать со своим источником информации. Потом мы объединим все ваши ответы и получим полную картину по нефти и газу.

Первая группа работает с таблицей

Признаки сравнения

Нефть

Газ

Происхождение

Образовалась из остатков растений и животных, живших когда - то на Земле

Образовался из остатков растений и животных, живших когда - то на Земле

Свойства

Густая маслянистая жидкость темного цвета с резким запахом, горючая

Бесцветный, легкий, горючий, без запаха

Применение

Жидкое топливо, смазочные масла, пластмассы

Топливо, пластмассы

Способы добычи

Буровые вышки, глубокие скважины

С помощью скважин

Способы транспортировки

Нефтепровод, в цистернах, В нефтеналивных танкерах

Газопровод, танкер - газовоз

Вторая группа работает с текстом учебника с. 105-152.

Третья группа работает с физической картой.

Четвертая группа работает с иллюстрациями.

Пятая группа работает с образцом нефти.

Каждая группа на листочке с вопросами отмечает плюсом тот вопрос, ответ на который нашли. Рядом с вопросом можно кратко записать ответ.

6. Подведение итогов работы групп

  • На какие вопросы нашли ответы?
  • Чем удобен или неудобен источник информации, с которым вы работали?
  • Какой сегодня на ваш взгляд был самый удобный источник информации?
  • Какой источник нам дал наиболее полную информацию, помог ответить на все поставленные вопросы?

Мы можем с вами сделать вывод, что разные источники информации нам дали ответы на все поставленные нами вопросы. Некоторые, например, таблица, текст ответили практически на все вопросы, но кратко. А некоторые (карта, иллюстрация) дали ответ лишь на несколько вопросов, но ответ мы получили развернутый. Следовательно, делаем вывод: можно пользоваться различными источниками информации и обязательно найдется ответ на поставленный вопрос.

7. Рефлексия

Вернемся к нашей «Лесенке успеха». Поставьте крестик, на той ступеньке, которая соответствует вашим знаниям о нефти и газе. Увеличились ваши знания?

А зачем нам нужно знать про нефть и газ, где нам это пригодится в жизни?