«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,
которые питают источник творческой мысли.»
В.А. Сухомлинский
У детей при ряде речевых нарушений отличается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движение пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития детей находиться в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.
Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей было выявлена следующая закономерность: если развитие движения пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находиться в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Давно известно, что движение рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действует на развитие детей. Ученые доказали, что движение пальцев рук положительно влияет на развитие детской речи.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
- Выполнение ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
- Игры с пальчиками развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
- Малыш учиться концентрироваться и правильно распределять свое внимание.
- Речь ребенка становиться более четкой, ритмичной, яркой, усиливается контроль за выполняемыми движениями.
- Развивается память ребенка, так как он учиться запоминать определенные положения рук и последовательность движений.
- У малыша развивается воображение и фантазия.
- Пальцы приобретают силу и гибкость, что в дальнейшем облегчит владением навыков письма.
Для развития мелкой моторики рук можно использовать разнообразный материал:
- различные коробочки для собирания в них пуговиц, камешков, косточек от фруктов, семечек овощей и фруктов и т.д.;
- мозайка (мелкая и крупная);
- бусы и пуговицы разной величины;
- дощечки с множеством отверстий или от мозайки для «вышивания» шнуром или мягкой проволокой;
- различные виды застежки: молнии, пуговицы, кнопки, крючки, шнуровка;
- набор веревочек разной длины и ширины для завязывания и развязывания узлов, плетение косичек;
- разнообразные мелкие игрушки.
Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения и без речевого сопровождения. Ребенку объясняют выполнение того или иного задания. Взрослые демонстрируют все сами.
- «Пальчики здороваются» - кончики большого пальца правой руки поочередно касаются кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.
- «Человечек» - указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу.
- «Слоненок» - указательный и безымянный - ноги, средний палец выставлен вперед «хобот». Слоненок «идет» по столу.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает руку ребенка к рисованию и письму - способствует всестороннему развитию способностей детей. Развивает память, мышление, внимание, воображение, наблюдательность.
Упражнение для рук
- Сжать руки в кулак.
- Соединить большой и указательный пальцы.
- Вытянуть и раздвинуть указательный и средний пальцы.
- Сжать кулак и вытянуть мизинец или указательный и мизинец.
- Положить раздвинутые средний и указательный пальцы правой рука (или наоборот).
- Скрестить средний и указательный пальцы обеих рук.
- Скрестить все пальцы, кроме больших, тыльними сторонами кистей внутрь.
- То же самое - ладонями внутрь.
- Поставить кулак одной руки на кулак другой так, чтобы фаланги мизинца и указательного пальца соприкасались, а затем повернуть верхний кулак так, чтобы соприкасались фаланги обеих указательных пальцев.
- Постукивать по столу пальцами рук.
- Складывать по образцу из цветных счетных палочек элементарные геометрические фигуры.
- Шнуровать ботинки, застегивать пуговицы, кнопки, молнии.
- Работа с бумагой, тканью, пластилином, мозайкой.