Пояснительная записка
Танец - это яркое, красочное творение народа, являющееся эмоциональным художественным специфическим отображением его многовековой многообразной жизни. Народный танец всегда имеет ясно выраженную тему и идею - он всегда содержателен.
«Народно-сценический танец» возник как симбиоз культуры исполнения классического, народно-характерного танца и самобытных фольклорных источников. В процессе изучения дети знакомятся с различными танцевальными культурами, с бытом и историей народов. Систематические занятия дают возможность развить у ребенка восприятие национального своеобразия танцев, манеры и характера исполнения.
Занятия по народно-сценическому танцу, как и другие специальные хореографические дисциплины, призваны воспитать основы общей культуры подрастающего поколения. В процессе занятий у детей формируются не только представления о хореографии, но и элементы общечеловеческой культуры: корректное поведение, ответственность, трудолюбие, самоконтроль. Все эти качества связаны с творчеством опосредованно. Они являются базой для дальнейшего развития творческой жизни детей.
Цель урока: улучшение техники и характера исполнения движений путем повторения и отработки пройденных упражнений, изучение и усвоение нового материала.
Задачи урока:
Образовательные:
- закрепление знаний, умений и навыков, полученных на предыдущих уроках;
- развитие осмысленного исполнения движения;
- овладение методикой исполнения комбинированных движений у станка и на середине зала, а также терминологией элементов народного танца.
Развивающие:
- развить выразительную, точную передачу техники, характера, стиль исполнения танцевальных элементов;
- развивать мыслительную деятельность, мышечное чувство, выносливость.
Воспитательные:
- формирование эстетического воспитания, умения вести себя в коллективе;
- формирование чувства ответственности;
- умение творчески взаимодействовать на уроках с педагогом.
Основные методы работы:
- наглядный (практический показ);
- словесный (объяснение, беседа).
Средства обучения: музыкальный инструмент (баян).
План урока
1. Вводная часть
- вход в танцевальный зал;
- обозначение темы и цели урока;
- поклон (приветствие);
2. Основная часть
- экзерсис у станка (повторение пройденных упражнений и изучение комбинации battments fondu в характере туркменского танца)
- экзерсис на середине зала: этюды «Русский хоровод», «Мужской пляс».
3. Заключительная часть
- подведение итогов урока;
- поклон (урок закончен).
Ход урока
1. Вводная часть
- вход в танцевальный зал. Учащиеся выстраиваются около станков.
- постановка темы и цели урока;
- поклон (приветствие).
2. Основная часть
1. Экзерсис у станка:
- plies (полуприседания и полные приседания) в характере русского танца. Мышцы и связки ног растягиваются и сокращаются в спокойных движениях, тело подготавливается к более сложным движениям. И.П. - 1 позиция ног, муз. размер 2/4.
- battments tendu (открывание ноги) в характере грузинского танца. Вырабатывается выворотность, сила, резкость и эластичность мышц, подвижность суставов. И.П. - 5 позиция ног, муз. размер 2/4.
- battments tendu jetes (маленькие броски ногой) в характере мужского татарского танца. Развивает подвижность в коленном и голеностопном суставах, укрепляют икроножные мышцы. И.П. - 5 позиция ног, муз. размер 2/4.
- характерный rond de jambe par terre (круги носком по полу) в характере женского таджикского танца. Развивает выворотность, эластичность и подвижность тазобедренного сустава. И.П. - 6 позиция ног, муз. размер 3/4.
- каблучное упражнение в характере русского танца. Развивает силу ног. И.П. - 5 позиция ног, муз. размер 2/4.
- дробные выстукивания вместе с упражнением flic-flac в характере испанского танца. Дробь развивает четкость, ритмичность, силу ног, укрепляет мышцы стопы, икроножные мышцы. Flic-flac подготавливает учащихся к чечеточным движениям, а также приучают то сокращать, то расслаблять мышцы в голеностопном суставе. И.П. - 6 позиция ног, муз. размер ¾.
- изучение комбинации battments fondu в характере туркменского женского танца. На 4 году обучения fondu выполняется на 90 гр., а также с перегибом корпуса и tombe. И.П. - 6 позиция ног, муз.размер 4/4.
Особенности, стиль и характер туркменского танца.
Красота всех танцев Востока заключается в особой пластике всего тела, мягкости и грациозности движений. Ведущую роль в танце играют руки, которые не только придают танцу национальную выразительность, но и передают его характер и содержание. Движения рук мягкие и пластичные, легко и незаметно переходящие из одного положения в другое. Движения ног сочетают четкость и легкость. Корпус мягкий и гибкий, движения включают различные наклоны и перегибы.
2. Экзерсис на середине зала: этюды
Этюд - это танцевальный эпизод, составленный преподавателем из элементов сценического, характерного и народных танцев. Основная идея этюдной работы основывается на вовлечении учащихся в танец сценического, а не тренировочного порядка. Комбинирую различные танцевальные движения, педагог создает сценически окрашенные танцевальные эпизоды, включающие в себя и технику танца, и его стиль, и актерскую танцевальную выразительность.
- «Русский хоровод»
- «Мужской пляс»
3. Заключительная часть
- подведение итогов урока;
- поклон (урок закончен).
Использованная литература
- Зацепина К., Климов А., Рихтер К., Толстая Н., Фарманянц Е. Народно сценический танец. М., 1976.
- Стуколкина Н. Четыре экзерсиса. Уроки характерного танца. М., 1972.
- Устинова Т. Русский народный танец. М., 1976.
- Гусев Г. Методика преподавания народного танца. Этюды. М., 1975.