Развитие координации на уроке народно-сценического танца. 5-й класс

Разделы: Дополнительное образование

Класс: 5


Пояснительная записка

Танец - это яркое, красочное творение народа, являющееся эмоциональным художественным специфическим отображением его многовековой многообразной жизни. Народный танец всегда имеет ясно выраженную тему и идею - он всегда содержателен.

«Народно-сценический танец» возник как симбиоз культуры исполнения классического, народно-характерного танца и самобытных фольклорных источников. В процессе изучения дети знакомятся с различными танцевальными культурами, с бытом и историей народов. Систематические занятия дают возможность развить у ребенка восприятие национального своеобразия танцев, манеры и характера исполнения.

Занятия по народно-сценическому танцу, как и другие специальные хореографические дисциплины, призваны воспитать основы общей культуры подрастающего поколения. В процессе занятий у детей формируются не только представления о хореографии, но и элементы общечеловеческой культуры: корректное поведение, ответственность, трудолюбие, самоконтроль. Все эти качества связаны с творчеством опосредованно. Они являются базой для дальнейшего развития творческой жизни детей.

Цель урока: улучшение техники и характера исполнения движений путем повторения и отработки пройденных упражнений, изучение и усвоение нового материала.

Задачи урока:

Образовательные:

  • закрепление знаний, умений и навыков, полученных на предыдущих уроках;
  • развитие осмысленного исполнения движения;
  • овладение методикой исполнения комбинированных движений у станка и на середине зала, а также терминологией элементов народного танца.

Развивающие:

  • развить выразительную, точную передачу техники, характера, стиль исполнения танцевальных элементов;
  • развивать мыслительную деятельность, мышечное чувство, выносливость.

Воспитательные:

  • формирование эстетического воспитания, умения вести себя в коллективе;
  • формирование чувства ответственности;
  • умение творчески взаимодействовать на уроках с педагогом.

Основные методы работы:

  • наглядный (практический показ);
  • словесный (объяснение, беседа).

Средства обучения: музыкальный инструмент (баян).

План урока

1. Вводная часть

- вход в танцевальный зал;

- обозначение темы и цели урока;

- поклон (приветствие);

2. Основная часть

- экзерсис у станка (повторение пройденных упражнений и изучение комбинации battments fondu в характере туркменского танца)

- экзерсис на середине зала: этюды «Русский хоровод», «Мужской пляс».

3. Заключительная часть

- подведение итогов урока;

- поклон (урок закончен).

Ход урока

1. Вводная часть

- вход в танцевальный зал. Учащиеся выстраиваются около станков.

- постановка темы и цели урока;

- поклон (приветствие).

2. Основная часть

1. Экзерсис у станка:

  • plies (полуприседания и полные приседания) в характере русского танца. Мышцы и связки ног растягиваются и сокращаются в спокойных движениях, тело подготавливается к более сложным движениям. И.П. - 1 позиция ног, муз. размер 2/4.
  • battments tendu (открывание ноги) в характере грузинского танца. Вырабатывается выворотность, сила, резкость и эластичность мышц, подвижность суставов. И.П. - 5 позиция ног, муз. размер 2/4.
  • battments tendu jetes (маленькие броски ногой) в характере мужского татарского танца. Развивает подвижность в коленном и голеностопном суставах, укрепляют икроножные мышцы. И.П. - 5 позиция ног, муз. размер 2/4.
  • характерный rond de jambe par terre (круги носком по полу) в характере женского таджикского танца. Развивает выворотность, эластичность и подвижность тазобедренного сустава. И.П. - 6 позиция ног, муз. размер 3/4.
  • каблучное упражнение в характере русского танца. Развивает силу ног. И.П. - 5 позиция ног, муз. размер 2/4.
  • дробные выстукивания вместе с упражнением flic-flac в характере испанского танца. Дробь развивает четкость, ритмичность, силу ног, укрепляет мышцы стопы, икроножные мышцы. Flic-flac подготавливает учащихся к чечеточным движениям, а также приучают то сокращать, то расслаблять мышцы в голеностопном суставе. И.П. - 6 позиция ног, муз. размер ¾.
  • изучение комбинации battments fondu в характере туркменского женского танца. На 4 году обучения fondu выполняется на 90 гр., а также с перегибом корпуса и tombe. И.П. - 6 позиция ног, муз.размер 4/4.

Особенности, стиль и характер туркменского танца.

Красота всех танцев Востока заключается в особой пластике всего тела, мягкости и грациозности движений. Ведущую роль в танце играют руки, которые не только придают танцу национальную выразительность, но и передают его характер и содержание. Движения рук мягкие и пластичные, легко и незаметно переходящие из одного положения в другое. Движения ног сочетают четкость и легкость. Корпус мягкий и гибкий, движения включают различные наклоны и перегибы.

2. Экзерсис на середине зала: этюды

Этюд - это танцевальный эпизод, составленный преподавателем из элементов сценического, характерного и народных танцев. Основная идея этюдной работы основывается на вовлечении учащихся в танец сценического, а не тренировочного порядка. Комбинирую различные танцевальные движения, педагог создает сценически окрашенные танцевальные эпизоды, включающие в себя и технику танца, и его стиль, и актерскую танцевальную выразительность.

- «Русский хоровод»

- «Мужской пляс»

3. Заключительная часть

- подведение итогов урока;

- поклон (урок закончен).

Использованная литература

  1. Зацепина К., Климов А., Рихтер К., Толстая Н., Фарманянц Е. Народно сценический танец. М., 1976.
  2. Стуколкина Н. Четыре экзерсиса. Уроки характерного танца. М., 1972.
  3. Устинова Т. Русский народный танец. М., 1976.
  4. Гусев Г. Методика преподавания народного танца. Этюды. М., 1975.