В 2022-2023 гг., являясь учителем русского языка и литературы, классным руководителем 5 класса, выбрала проект «Школьный театр». Почему?
Во-первых, театральная деятельность помогает раскрыть индивидуальные особенности каждого ребёнка, во-вторых, найти в данном проекте дело по душе, в-третьих, вовлечь в работу весь класс.
В течение учебного года мы меняем формы работы. Например, в первой четверти знакомились с творчеством А.С.Пушкина. И работа состояла из следующих этапов:
- посещение дома - музея В.Л.Пушкина на Старой Басманной 36;
- знакомство с текстом сказки «Золотой петушок»;
- музыкальное оформление к сказке А.С.Пушкина «Золотой петушок»;
- работа над ролью;
- выступление;
- создание рабочего листа для выставки в Новой Третьяковке «Дягилев. Генеральная репетиция»;
- работа на выставке по маршрутным листам;
- подведение итогов.
Во второй четверти в школе была постановка спектакля «Золушка» по пьесе Е.Шварца. Работа состояла из следующих этапов:
- знакомство с текстом Е.Шварца «Золушка»;
- просмотр фильма «Золушка»;
- создание костюмов, декораций;
- работа над ролью (речь, мимика, жесты);
- подбор реквизита;
- музыкальное оформление (живая музыка);
- монтирование видеофильма для домашнего архива обучающихся;
- фотовыставка;
- посещение ГАМТ России, спектакля «Золушка» по пьесе Е.Шварца (перед посещением театра была проведена беседа на тему «Зачем и как мы ходим в театр»);
- написание отзыва на просмотренный спектакль.
Данный проект продолжает своё начало и во втором полугодии.
Тема урока: «Отзыв на просмотренный спектакль «Золушка» по пьесе Е.Шварца».
Тип урока: урок-практикум.
Цели урока: обучение написания отзыва на просмотренный спектакль «Золушка» по Евгению Шварцу.
На уроке сочетаются фронтальная, групповая и индивидуальная работа.
Урок является одним из элементов проектной работы класса «Школьный театр».
В предполагаемых ответах обучающихся, указанных в моей работе, обобщенный вариант, составленный в процессе дискуссии. Возможны дополнительные вопросы к обучающимся. Степень сложности вопросов зависит от уровня подготовки класса.
Предметные. Обучающиеся получают возможность познакомиться с новым видом текста - отзыва, его отличиями и структурными компонентами, учатся составлять текст отзыва.
Метапредметные. Формирование чувства прекрасного, умения передавать личные впечатления об увиденном в форме текста.
Личностные. Способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно продуктивной деятельности, интерес к созданию собственных текстов, стремление к речевому совершенствованию, выражение мысли и чувств при создании текста сочинения в письменной форме.
Межпредметные связи. МХК, музыка, информатика, литература, обществознание, внеурочная деятельность.
Оборудование урока. Рабочая тетрадь по русскому языку, орографический словарь, словарь синонимов, толковый словарь, электронная доска, видеозаписи, фотоархив класса, театральные программы, афиша, фонотека.
Ход урока
I. Организационный момент
Слайд № 1.
Учитель. На электронной доске записаны слова: изложение, сочинение, диктант. Прочитайте их и определите тему сегодняшнего урока, если она соответствует виду работы по составлению собственного текста.
Предполагаемые ответы обучающихся. Темой сегодняшнего урока будет сочинение, так как эта работа по составлению собственного текста.
Слайд № 2 (фото из архива класса «Поход в театр» на спектакль «Золушка» по пьесе Е.Шварца).
Учитель. Сегодня мы будем вместе составлять текст по просмотренному спектаклю. Какую цель перед собой поставим?
Предполагаемые ответы обучающихся. Целью урока будет узнать, как составляется текст по просмотренному спектаклю, учиться его грамотно записывать.
II. Усвоение новых знаний
Учитель. Текст по просмотренному спектаклю называются отзывом. А что вы понимаете под словом «отзыв»?
Предполагаемые ответы обучающихся. Наверное, отзыв - это личное мнение об увиденном.
Учитель. Вы совершенно правильно объяснили значение слова. И в Толковом словаре мы читаем...
Слайд № 3.
Отзыв - 1. Отзвук, эхо (устаревшее). Отзыв грома в горах.
2. Мнение о ком-нибудь или чём-нибудь, оценка кого-либо, чего-либо. Критический отзыв о книге.
3. Условный секретный ответ на пароль.
Учитель. Как называются в русском языке слова, которые имею несколько значений?
Предполагаемые ответы обучающихся. Эти слова называются многозначными.
Учитель. Отзыв, как текст, из скольких частей состоит?
Предполагаемые ответы обучающихся. Чаще всего их трёх частей.
Учитель. Как называется первая часть отзыва и какую функцию она выполняет в тексте?
Предполагаемые ответы обучающихся. Первая часть обычно называется вступлением, которое готовит читателей к событиям.
Учитель. Что мы можем сказать во вступлении отзыва на спектакль?
Предполагаемые ответы обучающихся. Надо сказать о том, какой спектакль мы смотрели? Где смотрели спектакль?
Учитель. Какие источники информации нам могут в этом помочь?
Предполагаемые ответы обучающихся.
Слайд № 4.
Афиша, театральные программы.
Учитель. Правильно. Надо сказать в первой части о месте, времени и объекте просмотра, а ещё написать о том, кто является режиссером. Для этого обратимся к нашим источникам (афиша, театральные программы). Составим предложения, которые впоследствии можно употребить во вступительной части.
Обучающиеся высказывают свои версии.
Выбирается самая правильная.
Учитель. В предложении встретилась дата, её будем записывать цифрами (запись на электронной доске :24.12.2022 г.). В предложении также встретилось название театра. Как его надо записать?
Предполагаемые ответы обучающихся.
Слайд № 5.
Главная страница сайта театра.
Название театра пишется с заглавной буквы, потому что это имя собственное.
Учитель. Во вступлении также встретилось название спектакля. А его как мы запишем?
Слайд № 6.
Театральные программы. Афиша.
Предполагаемые ответы обучающихся.
Название спектакля является именем собственным, поэтому пишется с заглавной буквы. Но при этом оформляется в кавычки.
В процессе фронтальной работы прорабатывается орфография и пунктуация трудных случаев, которые встретятся в предложениях.
Учитель. Запишем наше вступление с красной строки.
У нас впереди вторая часть отзыва. О чем она будет?
Предполагаемые ответы обучающихся. Вторая часть называется основной, в ней все самое главное (игра актёров, музыка, освещение, декорации).
Учитель. Вы правы, чтобы игра актёров была успешной, в этом помогают и декорации, и костюмы, и спецэффекты. Вместе они создают атмосферу спектакля. Поэтому в плане будет такой пункт.
Слайд № 7. Каждый из пунктов основной части иллюстрируется слайдом из презентации для усиления эмоционального восприятия обучающимися.
- Вступление (когда? где? что смотрели?).
- Основная часть (игра актёров, костюмы, декорации, музыка, освещение, спецэффекты).
Слайд № 8. Афиша театральной программки.
Дополнительная информация:
- Режиссёр-постановщик - заслуженный деятель искусств России В.Н.Иванов.
- Художник-постановщик - народный художник СССР, лауреат Государственной премии России В.Я.Левенталь.
- Композитор - народный артист России М.И.Дунаевский.
- Балетмейстер - Н.В.Цыбульская.
- Художник по свету - заслуженный работник культуры России А.Е.Изотов.
Действующие лица и исполнители:
- Золушка - Л.М.Милюзина.
- Король - заслуженный артист России А.Дубровский.
- Принц - С.Потапов.
- Мачеха - Н.Боронина.
- Анна - А.Дубровская.
- Мариана - А.Кириллина.
- Лесничий - заслуженный артист России Д.Кознов.
- Волшебник - В.Андрианов.
- Фея - заслуженная артистка России Т.Лебедева.
Учитель. Как вы думаете, какую задачу выполняют актеры в спектакле?
Предполагаемые ответы обучающихся. Актеры должны запоминать слова, показывать характер героя.
Учитель. Согласна с вами. Актеры на примере своих героев учат нас, как надо себя вести в определенной ситуации. Своей игрой они отражают характеры героев через слова, поступки, мысли, жесты, пластику. Какие же черты героев вы отметили бы как самые главные?
Обучающиеся высказывают свои взгляды, а на рабочей доске добавляются комментарии напротив игры актеров, например:
Золушка добрая, терпеливая, трудолюбивая…
Учитель. Выберите персонажей, которые больше всего понравились в спектакле, и напишите об их характерах.
Обучающиеся самостоятельно выполняют задания, затем заслушиваются три - пять работ (так как в классе 11 обучающихся).
Как костюмы помогли понять характер героя?
Слайд № 9. Фотографии персонажей.
Запись на рабочей доске: яркие, удачные, волшебные, старинные…
Допишите к характеристике выбранного вами героя несколько слов, описывающих его костюм (цвет, форма). Как костюм помог понять характер героя?
Обучающиеся самостоятельно выполняют задания, затем заслушиваются три-пять работ.
Какой была музыка у доброго персонажа, а у злого? (фонотека)
При наличии времени можно использовать несколько музыкальных фрагментов.
Запись на рабочей доске: музыка плавная, мрачная, отрывистая, быстрая, грустная, ласковая…
Теперь дополните образ вашего героя соответствием музыки.
Обучающиеся самостоятельно выполняют задания, затем заслушиваются три - пять работ.
Слайд № 10. Дом лесника, дворец короля волшебная страна, балкон, лестница, лес.
Учитель. Нужна ли смена декораций?
Обучающиеся высказывают своё мнение.
Учитель. Какую роль играет освещение? Какие спецэффекты больше всего заполнились? Зачем они применялись?
Обучающиеся высказывают своё мнение.
Запись на рабочей доске: говорящие и движущиеся предметы, мерцающие огни, интерактивные эффекты.
Учитель. Завершите основную часть, рассказав о декорациях, свете, спецэффектах, которые помогли понять театральные действия.
Обучающиеся выполняют запись, если затрудняются в написании слов, то обращаются за помощью к учителю и словарям.
Зачитываются три-пять работ основной части, корректируется содержание.
Учитель. Осталась последняя третья часть.
Какую роль она играет в тексте?
Предполагаемые ответы обучающихся. Третья часть является выводом, чаще всего в ней содержится главная мысль.
Учитель. Да, третья часть отзыва - это личное мнение по спектаклю, советы, рекомендации зрителям, которые еще не смотрели этот спектакль.
Какое ваше мнение о спектакле? Какие советы вы были дали будущим зрителям?
На рабочей доске: понравилось/не понравилось; рекомендую/не рекомендую.
Обучающиеся высказывают своё мнение.
Учитель. Запишите третью часть.
Обучающиеся самостоятельно выполняют задания, затем заслушиваются три - пять работ.
III. Рефлексия
Учитель. Вот у вас получился отзыв на спектакль.
Заслушиваются две - три работы целиком.
Выполнили ли вы поставленную цель?
Обучающиеся высказываю свое мнение.
Учитель. Что вам было легко, что трудно?
Обучающиеся высказываю свое мнение.
Учитель. Отзывы бывают не только на спектакли, но и на прочитанные книги, просмотренные фильмы. Этому нам предстоит еще научиться.
IV. Оценки за урок
V. Домашнее задание
Доработать начатый отзыв и оформить его для публикации в школьной газете.