Духовно-нравственные ценности как основа патриотического воспитания дошкольников

Разделы: Патриотическое воспитание


Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения является одной из самых актуальных проблем на сегодняшний день. Исследования в области дошкольной психологии и педагогики свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы личности, начинается процесс формирования и организации социокультурного опыта, «складывается» человек.
Дошкольник должен осознавать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, гражданином России и только потом жителем планеты Земля.

Вопрос воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста входит в проблемное поле современной дошкольной психологии и педагогики. Патриотические чувства в классификации чувств рассматриваются как компонент эмоциональной сферы личности и выступают в качестве высших духовных ценностей человека.

В нормативно-правовой основе педагогического процесса по нравственно-патриотическому воспитанию необходимо учитывать следующие документы: Конституция Российской Федерации; Федеральный закон «Об образовании»; Концепция патриотического воспитания граждан РФ, распоряжение Правительства РФ «О Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации»; Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010-2015 годы»; Закон «О днях воинской славы (победных днях) России»; Закон «Об увековечении Победы советского народа в ВОВ 1941-1945 гг.»; Закон «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества»; Национальная доктрина образования в РФ.

В каждом документе изложены требования и отражены основные лексические доктрины греческого слова «патрис».

Патриотизм - это преданность и любовь к своему Отечеству, людям, готовность к жертвам и подвигам во имя счастья своего Отечества.

Нравственные и патриотические ценности включены в раздел 3.5 Федеральных государственных требований, в котором описаны интегративные качества выпускника-дошколёнка - «сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов, имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе, о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире. Интеграция образовательных областей и комплексно-тематического построения образовательного процесса представлена в таблице 1 [3, c. 78].

Таблица 1. Интеграция образовательных областей и комплексно-тематического построения образовательного процесса

Педагог/ Тема

Тема «Наша Родина - Россия»

Тема «Наши Защитники»

Воспитатель
группы

Знакомство с географическим местонахождением России; ее геральдикой; с природой родного края. Беседа, чтение стихов, пословиц и поговорок.

Чтение рассказов о детях-героях, о защитниках Отечества.
Разучивание пословиц, поговорок, загадок о мужестве, смелости воинов. Изготовление подарков для пап и дедушек ко Дню Защитника Отечества.

Музыкальный ру­ководитель

Слушание Гимна России;
Пение песен о Родине и природе родного края.
Танцы, хороводы, игры народов России.

Знакомство с песнями военных лет. Разучивание песен на военную тема­тику.
«Наша Родина сильна» концерт с участием детей и родителей.

Инструктор по физической культуре

Развлечение «Богатыри Земли русской», русские народные подвижные игры.

Физкультурное развлечение «Аты-баты, мы солдаты» (с участием воспитанников школы юнг).

Воспитатель по изодеятельности

Знакомство с репродукциями картин русских пейзажистов. Рисование на тему «Моя Родина».

Рассматривание картин по военной тематике, рисование на тему «Военные профессии».

В нашей стране за последние годы произошли огромные изменения. Это касается и отношения людей к событиям нашей истории. У детей не развито чувство патриотизма, доброты, великодушия. Изменилось и отношение к Родине. Сегодня материальные ценности превалируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны быть причиной отказа от патриотического воспитания. Возрождение духовно-нравственного воспитания - шаг к возрождению России. «Патриотизм - это главное. Без этого России пришлось бы забыть национальное достоинство, и даже национальный суверенитет», - утверждает Путин В.В.

Анализ программ дошкольного образования по патриотическому воспитанию представлен в таблице 2 [4, c. 315].

К сожалению, ни одна комплексная программа дошкольного образования не ставит задачу патриотического воспитания в качестве приоритетной или просто одной из важных целей.

Но существует множество концепций, технологий, парциальных программ, в которых представлено в разных формулировках и объёмах гражданское, патриотическое воспитание. В настоящее время разработаны программы и пособия по нравственно-патриотическому воспитанию детей: В.Н.Вишневская «Свет Руси», Г.Н.Абросимова «Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристской деятельности», Е.Ю.Александрова «Система патриотического воспитания в ДОУ», М.Ю.Новицкая «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду», М.Д.Маханёва «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста», Г.А.Ковалёва «Воспитывая маленького гражданина». Среди них популярные и малопопулярные: О.Л.Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Н.В.Алёшина «Патриотическое воспитание дошкольников», Т.И.Оверчук «Мой родной дом» под редакцией, С.А.Козлова «Я - человек», «С чего начинается Родина?» под редакцией Л.А.Кондрыкинской, «Патриотическое воспитание детей 4-6 и 6-7 лет» Н.Г. Комратовой, Л.Ф. Грибовой и др. Программы, направленные на реализацию вариативной части образовательной программы учреждения. Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живём в России», «Мир детства» г. Оренбург, «Росток» г. Челябинск, «Живой родник» г. Северск.

Таблица 2. Программы дошкольного образования по патриотическому воспитанию

Название
программы

Авторы

Цель и задачи программы

«Истоки»

Авторский коллектив: научные сотрудники центра «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца под руководством доктора педагогических наук Л.А.Парамоновой

Основная цель программы - формирование разносторонне развитой личности в возрасте от рождения до 7 лет, ее универсальных, в том числе творческих, способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям ребенка; обеспечение для каждого ребенка равного старта развития; сохранение и укрепление здоровья.

«Радуга»

Научный руководитель программы Е.В, Соловьева. Авторы-разработчики Т.Н.Доронова, В.В.Гербова, Т.И.Гризик и др.

Сохранять здоровье детей и формировать привычку здорового образа жизни. Обеспечить своевременное и полноценное физическое и психическое развитие детей. Обеспечить каждому ребенку радостное и содержательное проживание периода до­школьного детства.

«Детство»

Авторы: В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина и др.

Цель программы - обеспечение целостного развития личности ребенка в период дошкольного детства: интеллектуального, физического, эмоционально-нравственного, волевого, социально-личностного.

«Кроха»

(воспитание, обучение и развитие детей до трёх лет) ав­торов г. Г.Григорьевой, Д.В.Сергеева, н. П.Кочетовой и
др.

Цель программы - комплексное воспита­ние и развитие детей в возрасте до трёх лет.

«Развитие»

Программа «Развитие» разработана сотрудниками Учебного центра Л.А.Венгера.

Цель: развитие умственных и художественных способностей ребенка, а также развитие специфических видов деятельности дошкольника.

«Программа воспитания и обучения в детском саду»

Авторский коллектив под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.

Ведущие цели программы - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников - процесс, требующий от педагогов большой личной убежденности и вдохновения. Важное значение приобретает пример взрослых, близких или сверстников.

Нетрудно передать ребенку знания о норме, требовать и контролировать выполнение ребенком моральных правил. Труднее найти в нем определенное представление о нравственной ценности, стремление стремиться к добру и бороться со злом. Знание норм недостаточно для того, чтобы ребенок поступал нравственно, не под «напором» взрослых, а по собственной воле. Прежде чем сопереживать бедам и проблемам Родины, он вообще должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. Сопереживать означает понимать мысли и чувства другого человека, переживать то, через что он проходит. Способность к сопереживанию является одним из атрибутов общественного существа. Это общественное сознание ограничивает частный эгоизм людей, оно дает возможность каждому человеку поставить себя на место другого человека, увидеть в нем себе подобного [1, c. 85].

В последнее время многие общечеловеческие ценности исчезли. Люди стали «терять» Родину, гордость за свой народ. Появилось равнодушие друг к другу и даже к родным и близким. Детям стали чужды такие понятия, как «милосердие», «сочувствие», «сострадание», «уважение». Но как бы ни менялась современная жизнь, всегда есть необходимость воспитывать подрастающее поколение с любовью к своей Родине, гордостью за свою страну, людей. Результатом регулярной планомерной работы педагогического коллектива является ребенок, осознающий себя гражданином не только настоящего, но и исторического пространства своей страны. Он любит и уважает свою Родину, семью, сверстников. Он хочет сделать жизнь лучше, достойней, красивее. Он является носителем еще формирующейся, но весьма устойчивой системы ценностей.

Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось значительное внимание. В.Г.Белинский, К.Д.Ушинский, Н.А.Добролюбов и другие считали, что воспитание в ребенке патриота и гражданина неотделимо от воспитания в нем человеческих чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости.

Таким образом, дошкольный возраст является основой общего развития ребенка, началом всех благородных человеческих начал. Сохранить человечность в наших детях, заложить нравственный фундамент, который сделает их более устойчивыми к нежелательным влияниям, научить их правилам общения и умению жить среди людей - таковы основные понятия воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников.

Список литературы

  1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников / Н.В.Алешина. - МЦГЛ, 2019. - 280 с.
  2. Комратова Н.Г. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет / Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова.- М.: Творческий Центр Сфера, 2020. - 280 с.
  3. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников / М.Д.Маханева. - М.: Сфера, 2021. - 260 с.
  4. Цораева Ф.Н. Формирование нравственно-эстетической культуры детей среднего дошкольного возраста / Ф.Н.Цораева // Вектор науки ТГУ. - 2021. - №1(8). С. 315 - 317.