Тип урока: повторение пройденного.
Формы обучения: групповая, фронтальная, самостоятельная работа, работа под руководством учителя, индивидуальная.
Цель: повторение правописания в словах разделительного твердого и мягкого знаков.
Задачи:
- упражнять учащихся в правописании разделительных мягкого и твердого знаков;
- развивать речь учащихся, расширять словарный запас, кругозор учащихся, логическое мышление, внимательность память, умение работать самостоятельно и в группе, интерес к предмету;
- воспитывать любовь к русскому языку, дружеские отношения друг к другу, дисциплинированность, аккуратность при письме;
- развивать орфографическую зоркость.
Оборудование:
- учебник "Русский язык" (автор Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина),
- рабочая тетрадь "Русский язык" (автор Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина),
- карточки,
- презентация к уроку,
- компьютер,
- проектор,
- экран.
Ход урока
1. Организационный момент
Громко прозвенел звонок -
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
- Сегодня у нас необычный урок, на нем присутствуют гости, повернитесь к ним, поздоровайтесь кивком головы, улыбнитесь и садитесь.
- Я желаю вам всем успеха!
- Вы единая команда, которая будет сегодня добывать знания. А чтобы знания были крепкими вы должны быть дружными и работать сообща.
2. Мотивирование к учебной деятельности
Формирование обучающимися темы и цели урока.
Девиз нашего урока:
«Друз…я, учен…е нас об…единяет!» (слайд 2,3)
- Что вы видите? (предложение)
- Из чего оно состоит? (из слов)
- Попробуйте догадаться, над какой проблемой мы будем работать.
- Значит, сегодня мы повторим правописание разделительных ъ и ь знаков, будем выполнять различные задания, трудные и не очень.
- Это и есть цель нашей деятельности. (слайд 4)
3. Минутка чистописания. Словарная работа
- Открыли тетради, записали число, классная работа.
- Теперь вспомним, как пишутся буквы ъ и ь. (слайд 5)
- Вспомним написание словарных слов.
- Для чего нужно знать словарные слова?
Записать под диктовку.
Словарь: воробьи, сороки, друзья, деревня, жильё.
- Проверяем. Поставить ударение, подчеркнуть орфограммы. (слайд 6)
- Составьте предложение из этих слов.
Наши друзья воробьи и сороки строят жильё на деревьях.
Запишите предложение. Найдём главные члены предложения.
- Ребята, обратите внимание на экран и прочитайте фразу. Как вы ее понимаете?
Не для школы, а для жизни мы учимся.
- Ребята, а зачем мы учимся? Зачем нам нужны знания? Вы уже умеете читать, писать, может больше не нужно учиться?
- Запишите красиво фразу. Повторение правил посадки.
4. Работа над новым материалом
А) - Сценка «Ъ и Ь».
(Чтение стихотворения. Инсценирование).
- Не чересчур ли ты добряк? -
Так знаку мягкому промолвил твёрдый знак.
- Слова и звуки ты всегда смягчить стремишься.
Нет, в алфавит ты не годишься!
- Кто б говорил, но ты б уж помолчал! -
Знак Ь твёрдому на это отвечал.
- Ты твёрд и груб, как суковатый дуб.
Давным-давно пора, как букву ять, тебя из азбуки изъять!..
- Друзья! Ваш разговор - никчёмные слова, -
Услышав этот спор, сказала буква А.
- Вы оба хороши, достойны чести,
Когда стоите в нужном месте.
- Значит, эти знаки важны в русском языке.
- Сегодня мы узнаем, когда же ъ и ь стоят в нужном месте? Б) Разгадаем ребус. (слайд 7)
5. Актуализация опорных знаний
- Давайте вспомним, что нам уже известно про разделительный ъ и разделительный ь знаки.
- Обратите внимание на экран: найдите ошибки. (слайд 8)
Сел кашу. Пю воду. Веду сёмку. Забил коля.
- Проверяем. (слайд 9)
Работа со схемой.
- Когда пишется разделительный ъ знак, а когда - разделительный ь знак? (слайд 10, 11)
- разделительный ъ пишется между приставкой и корнем, после приставки на согласную перед буквами е, ё, ю, я;
- разделительный ь пишется в корне слова после согласной перед буквами е, ё, ю, я, и.
Перед е, ё, и, ю, я
я в корнях стою, друзья.
Приведите примеры.
Ь - показатель мягкости.
6. Развитие умений - применение знания
- Распределите слова в 2 столбика. Запишите. (слайд 12)
- В 1-й столбик - Ь знак - показатель мягкости, во 2-й столбик - Ь разделительный.
Друз…я, пал…то, печен…е, п…ёт, капел…ка, мал…чик, сол…, в…юга.
- Проверка. (слайд 13)
7. Физкультминутка
(слайд 14)
- Немножко отдохнем. Гимнастика для глаз.
В воздухе написать буквы Ъ и Ь вытянутой одной рукой, двумя руками, головой, сидя ногами.
- Отдохнули? Продолжаем работать.
8. Самостоятельная работа в тетрадях
(слайд 15)
- Спиши слова в два столбика:
в левый с разделительным мягким знаком, в правый- с разделительным твердым знаком.
Об…явление, от…езд, обез…яна, под…ём, вороб_ и, раз…яснил, в…езд, счаст_е, здоров…е.
Проверка. (слайд 16)
9. Закрепление
Учебник стр. 97.
А) правило - прочитать.
Б) стр. 99 упр.164.
в) Это интересно! (слайд 17)
10. По времени
Кроссворд
11. Итог урока
- Что повторяли?
- Когда же пишется разделительный ь и разделительный ъ знаки? (слайды 18-20)
- Выставление оценок по строкам стихотворения.
Не устанем повторять,
Любим мы отметку «пять»
Кто ж сегодня отличился?
Кто на славу потрудился?
Ну, кому поставить «пять»?
Попрошу вас предлагать.
И «четвёрочку» поставим
От души ребят поздравим.
(слайд 21)
12. Домашнее задание
(слайд 22)
рабочая тетрадь стр.63, упр.101, 102.
13. Рефлексия
(слайд 23)
- Покажите с помощью цветных полосок свое настроение.
- Вы сегодня молодцы! Хорошо работали на уроке. Спасибо!