Открытый урок обучения грамоте по теме «Буквы Пп». 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1

Ключевые слова: русский язык, Буквы Пп


Урок обучения грамоте в I классе на основе учебно-методического комплекта «Перспектива»;

Обучение ведётся по учебнику «Азбука», авторы Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева.

Направление: формирование школьника как субъекта учебной деятельности.

Приоритетная цель: развитие личности ребёнка, формирование положительной мотивации учащихся.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы: фронтальные, групповые, в парах, индивидуальные.

Цели:

Обучающие:

  • познакомиться с графическим изображением звуков [п] и [п'] - буквами П, п. /Познавательные УУД/
  • совершенствовать навык правильного, сознательного, выразительного чтения слогов, слов, предложений с изученными буквами.

Развивающие:

  • развивать фонематический слух и навык проведения звукобуквенного анализа слов /Познавательные УУД/
  • развивать и совершенствовать важнейшие интеллектуальные качества ребёнка: речь, внимание, мышление, наблюдательность, сообразительность.
  • развивать умение контролировать свой результат./Регулятивные УУД/
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь/ Регулятивные УУД/

Воспитательные:

  • прививать интерес и любовь к чтению.
  • воспитывать стремление к успеху в учёбе /Личностные УУД/,
  • умение адекватно оценивать свой труд. /Регулятивные УУД/
  • воспитывать чувство взаимопомощи, поддержки; учить детей сотрудничать. /Коммуникативные УУД/

Оборудование:

  • Учебник «Азбука» часть 1, авторы Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева;
  • Набор значков для звукового анализа слов;
  • Лента букв;
  • Мультимедийная установка.

План урока

Организационный момент

I. Мотивационно-ориентировочная часть

  1. Дыхательная зарядка.
  2. Зарядка для диктора.
  3. Актуализация знаний.
  4. Целеполагание.

II. Операционно-исполнительная часть

  1. Характеристика звуков.
  2. Знакомство с новой буквой.
  3. Артикуляционная зарядка. Физкультминутка.
  4. Работа со схемой слова.
  5. Работа со словами, обозначающими профессии.
  6. Работа над текстом.
    - Прогнозирование содержания
    - Нахождение и чтение трудных слов
    - Первичное восприятие
    - Жужжащее чтение
    - Анализ текста
    - Физкультминутка
  7. Речевая разминка. Скороговорка. Работа в парах.
  8. Игра «Наборщик» Групповая работа.

III. Рефлексивно-оценочная часть

  1. Этап рефлексии
  2. Этап оценивания

Ход урока

Организационный момент

Мы гостей сегодня ждали,
Их с волнением встречали.
Не судите очень строго,
Ведь учились мы немного.

I. Мотивационно-ориентировочная часть

1. Дыхательная зарядка

- Ребята, Вы верите в чудеса?

- И я верю. И если в жизни чудеса встречаются не очень часто, мы с вами создадим чудо в своём воображении.

- Представьте, что нам на ладошку опустилось чудо, а какое, вы сами отгадаете.

Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.

- Да, действительно, к нам прилетела бабочка (появляется бабочка) /Слайд 2/

- А почему чудо?

- Потому что красивая. Потому что сейчас поздняя осень.

- «Греем бабочку» (упражнения для развития дыхания)

Учащиеся выполняют дыхательную гимнастику.

2. Зарядка для диктора

Слайд 3

- Работать будем парами. Кто готов?

Учащиеся показывают свою готовность, соединяя ладошки вместе наверху

Ауи? - Иуа?
Оыа? - Аыо?
Уао? - Оау?

- Кто хочет похвалить своего соседа?

- Кто бы мог высказать какие-либо рекомендации, над чем надо ещё поработать?

- Чему учились во время речевой зарядки?

- Учились чётко проговаривать звуки.

- Готовили речевой аппарат к работе.

- Учились регулировать громкость голоса.

3. Актуализация знаний

- Кого описал словами автор, так же красиво, как художник рисует словами? /Слайд 4/

В Антарктиде среди льдов
Ходит в фраке день деньской.
Крылья есть, но не летает,
Лихо в прорубь он ныряет,
Очень важный господин
Семенит сюда...

- Пингвин

- А если по-научному, по-деловому, кто такой пингвин? /Слайд 5/

Что вы про него ещё можете сказать?

Учащиеся высказывают свои мнения, сообщают всё, что они знают о пингвинах

- Произносим слово и выделяем первый звук.

- Первый звук [п]

- Назовём его пару по мягкости - твёрдости.

4. Целеполагание

- Новые звуки появились. Что мы с ними будем делать?

- Какие задачи поставим на сегодняшний урок?

- Будем исследовать эти звуки,

- Заменим их буквой, научимся читать с ними слоги и слова.

- Будем дальше заселять «Звукоград» и «Буквоград».

II. Операционно-исполнительная часть

1. Характеристика звуков

- Давайте начнём исследовать. Что вы можете сказать про эти звуки?

- Что их объединяет?

- Оба звука согласные, потому что воздух встречает преграду и задерживается.

- Оба звука глухие.

- В чём отличие?

Звук [п ] - твёрдый, а [п']- мягкий

- Для обозначения наших звуков новая буква. Какая?

2. Введение новой буквы /Слайд 6/

- Появилась буква сегодня со знакомым пингвином. Почему?

- Это пингвин Пин. В его имени есть наш новый звук

/Ловушка: буква строчная одна, а заглавной нет. Учащиеся должны догадаться, что на слайде не хватает заглавной буквы П и изобразить ладошками наш условный знак «ловушка»/

- Где будем использовать заглавную букву П?

- В написании имён, кличек животных.

- Начало предложения пишем с заглавной буквы.

- Печатаем букву П,п

Учащиеся в тетради печатают заглавную и строчную буквы

3. Артикуляционная зарядка. /Слайд 7/

Чтение слогов

па пу ап пы по уп
пар роп мип рпа суп
нап пол лип воп кпу

- Какие слова встретили?

Внимательные ученики называют: суп, пар, пол, по

Физкультминутка

Учащиеся, сидя за партой, в паре стараются изобразить с помощью рук букву П

4. Звуковая схема слова

- Кем был наш Пин? Чем он занимался? /Слайд 8/

- Пин был пилотом

- А когда Пин управлял подводной лодкой?

- Пин ещё был капитаном

Звуковая схема слова «капитан»

Учащимися выполняется схема слова (один работает у доски, остальные в тетради)

5. Работа со словами, обозначающими профессии

- Прочитаем слова. /Слайд 9/

пилот
капитан
повар
продавец

- Значения всех слов понятны?

- Каким словом можно продолжить этот столбик?

- Парикмахер, плотник ,почтальон

Почему?

-Это профессии. Во всех словах есть буква п.

6. Работа с текстом

Прогнозирование содержания

- Будем сейчас читать текст, который называется «Парник». О чём он будет? Открываем учебник, наши версии оправдались?

Нахождение и чтение трудных слов /Слайд 10 /

пос-та-вил - поставил
ка-пус-та - капуста
по-ли-ла - полила
по-ста-ви-ла - поставила

Первичное восприятие. Чтение учителем

- Какое настроение у вас было, когда слушали?

Жужжащее чтение

Чтение детьми.

Анализ текста

- Как звали хозяйку?

- Что Полина делала?

- Кто клевал клубнику?

- Как спасла Полина клубнику?

Физкультминутка

7. Работа со скороговоркой. Работа в парах

Слайд 11

У пингвина Пина из-под пилки сыплются опилки.

- Прочитайте. Что это?

- Это скороговорка

- Поработаем над чётким произношением.

- Давайте проверим, как работают наши приёмники. Выключаем звук, произносим только губами.

Учащиеся произносят скороговорку губами, шёпотом, вполголоса, громко.

- Работаем над интонацией. /Слайд 12,13/

Учащиеся произносят с вопросительной интонацией, логически выделяя заданное слово.

- Работаем в парах. Читаем своему соседу.

- Кто хочет похвалить своего соседа?

- А сейчас слушаем скороговорку и приготовились оценивать. Что можно оценить?

- Можно оценить правильность и чёткость.

- Можно оценить быстроту

8. Игра «Наборщик» Работа в парах

/Слайд 14/

Слово «Простокваша»

Составляем из букв данного слова другие слова.

III. Рефлексивно-оценочная часть

1. Этап рефлексии

- Если вы со мной согласны +

- Если чувствуете в чём- то ловушку. -

- Пингвины - это птицы.

- Пингвины живут на Северном полюсе.

- Буква П - буква согласного звука

- Звук п - согласный, звонкий, твёрдый.

- Звуки [п ] и [п'] - пара по мягкости - твёрдости

- Куда же мы поселим букву П?

2. Этап оценивания

Слайд 15

Сегодня на уроке

  • Я узнал, что…
  • Мне было интересно…
  • Мне было трудно…

Учащиеся продолжают предложение по своему усмотрению.

- Спасибо всем за работу. Отдыхайте.