Я начну свое выступление с социально-экономических причин возникновения молодежных и детских объединений. Ребенок нуждается в своей общественной организации, в которой реализует естественную потребность в общении. Социальную защищенность дает государство через институты семьи и школы, но каждый ребенок нуждается в конкретной защите и развитии своих интересов в первичных коллективах сверстников. Каждое новое поколение решает проблемы социализации, формирования новых общественных отношений, учится не только ориентироваться в них, но и участвовать.
Существует классификация общероссийских молодежных и детских движений, объединений и организаций:
- по участию государства,
- по участию и роли взрослых,
- по участию школы.
Возможно классифицировать объединения и организации как политические, просветительские, спортивные, детские, юношеские.
Стихийное детское движение проявляется в возникновении и функционировании без специального влияния извне.
Организованное детское движение понимается как направляемая взрослыми, общественно значимая, основанная на самоорганизации, солидарная активность детей в социуме.
РДШ - общественно-государственная детско-юношеская организация, деятельность которой целиком сосредоточена на развитии и воспитании школьников. В своей деятельности движение стремится объединять и координировать организации и лица, занимающиеся воспитанием подрастающего поколения и формированием личности.
Организация создана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 октября 2015 г. № 536 «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников».
Движение стремится стать сервисной площадкой, чтобы оказывать максимальное содействие в развитии школьников, выступая навигатором существующих и создающихся возможностей в нашей стране.
Особенности деятельности «Российского движения школьников»
«Российское движение школьников» является добровольным, самоуправляемым общественно-государственным объединением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, созданным для достижения целей содействия формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей.
Принципы жизнедеятельности общественного объединения
- «социализация: непрерывность и открытость освоения ребенком социального опыта, включение объединения в широкие социальные связи, определение своего места в социальной среде;
- гуманизация: признание личности и самого объединения как самоценности;
- демократизация: личности гарантируется осуществление ее прав и ответственности в деятельности объединения; реализация прав и обязанностей объединения в государстве и обществе;
- индивидуализация: учет и развитие индивидуальности личности и становление непохожести объединения;
- сотрудничество: субъект-субъектные отношения в объединении и такая же форма взаимодействия объединения с государственными и общественными структурами;
- гармонизация: согласованность интересов личности, объединения и общества;
- интеграция: объединение и использование творческих потенциалов всех членов общественного объединения и благоприятных «внешних» воспитательных влияний.
РДШ базируется на базовых национальных ценностях, которые представлены на слайде.
Это патриотизм, гражданственность, солидарность, семья, труд, творчество, наука и т.д. Также на слайде представлены основные направления содержания воспитательной деятельности: духовно-нравственное, патриотическое, эстетическое, трудовое, физическое. Т.о. ничего неизвестного нам ранее. Все направления деятельности успешно нами были реализованы в ходе инновационной деятельности. Т.о. вступление в ряды РДШ является для нас вполне логичным и закономерным.
Также на слайде представлены методы воспитания - влияния на сознание, чувства, поведение школьников для решения педагогических задач в совместной деятельности (общении) последних с учителем, воспитателем. Метод воспитания является одним из инструментов, как воздействия, так и взаимодействия между людьми.
Существует множество классификаций методов воспитания. Одна из них делит все методы на три основные группы:
1) методы формирования сознания;
2) методы организации деятельности и формирования поведения;
3) методы стимулирования деятельности, формирования чувств и отношений.
Подробнее остановимся на основных направлениях деятельности РДШ: личностное развитие, гражданская активность, военно-патриотическое направление, информационно-медийное направление. Практически все направления нами были успешно апробированы в ходе работы над проектом по формированию гражданского самосознания у обучающихся.
Первое направление - это личностное развитие. Оно условно подразделяется на три группы: творческое развитие, популяризация ЗОЖ и популяризация профессий. На слайде представлены виды деятельности, проводимые в РДШ в рамках личностного развития. Следует отметить, что данное направление довольно успешно реализуется у нас в школе. Ребята активно участвуют в конкурсах различного уровня, занимают призовые места, проводят мероприятия. В этом учебном году наша школа продолжает инновационную деятельность, и приоритетным становится направление, связанное с популяризацией профессий, что как раз соответствует РДШ. И доказательство тому - успешное выступление наших 11-классников в областной акции «Ты - предприниматель»
Следующее направление - гражданская активность. Данное направление перекликается с нашей работой, проводимой в течение последних лет.
Основная задача направления - содействие в гражданско-патриотическом, духовно-нравственном воспитании детей и подростков, сохранение исторической памяти и сопричастности подрастающего поколения к значимым историческим событиям. Направление включает в себя:
- добровольчество
- поисковую деятельность
- краеведение, школьные музеи.
Цель - воспитание подрастающего поколения на основе присущей российскому обществу системы ценностей, создание условий для укрепления чувства сопричастности граждан к истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью и имеющего активную жизненную позицию (Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»).
Задачи:
- проведение комплекса мероприятий историко-краеведческой направленности с целью популяризации истории Малой Родины среди школьников;
- оказание поддержки развитию детских активов на базе школьных музеев;
- популяризация деятельности по увековечению памяти погибших при защите Отечества;
- развитие исследовательской работы школьников по изучению историко-культурного наследия родного края;
- формирование общероссийской команды активов школьных музеев;
- создание единого информационного пространства школьных музеев РФ.
Военно-патриотическое направление РДШ охватывает огромный спектр действий. Я выбрала те виды, которые возможны для реализации именно в нашем ОУ. Также на слайде прописаны организации, работающие в данной области.
Задачи данного направления:
- создать возможность узнать, как создать и организовать работу военно-патриотического клуба, центра, кружка или объединения на базе школ.
- создать возможность принять участие в наиболее интересных и популярных военно-патриотических мероприятиях;
- создать возможность узнать о службе в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также иных силовых и специализированных структурах, выполняющих работу по оказанию помощи, а также охране жизни и здоровья граждан Российской Федерации;
- создать возможность участия в военно-полевых лагерях и сборах.
- создать возможность принять участие в тематических сменах базе Всероссийских детских центров «Орленок», «Океан», «Смена».
Форматы:
- военно-патриотический клуб (осуществляющий свою деятельность на базе школы), как вновь созданный, так и уже действовавший, задачей которого будет познакомить учащихся с составными частями военно-патриотического направления и способствовать созданию отрядов на базе школы;
- военно-патриотический центр, который является структурой координирующей отряды, которые созданы по итогам работы военно-патриотического клуба (Юных пограничников, юных армейцев и т.д.) на базе школы;
- слет;
- всероссийская военно-спортивная игры;
- конкурс;
- фестиваль;
- соревнование;
- викторина.
И наконец, новое для нас направление - информационно-медийное. Конечно, кое-что в данном формате мы делали, но не полном объеме. Поэтому необходимо продумать мероприятия, которые можно реализовать на базе нашей школы, подключив заинтересованных в этом ребят. Работа в рамках информационно-медийного направления нацелена на развитие и создание новых школьных печатных изданий, телестудий, системное наполнение официальных страниц в социальных сетях, поддержку и поощрение талантливых юных журналистов, популяризацию самой профессии.
Любое мероприятие начинается с планирования. На слайде представлены рекомендации РДШ по организации деятельности. Прописаны правила составления планов и даны формы проведения мероприятий. Форма - это внешнее выражение содержания.
Классификации форм воспитательной работы:
- По количеству участников, с которыми взаимодействует педагог: коллективные, групповые, индивидуальные.
- По характеру деятельности, в которую включаются дети: репродуктивные и творческие.
- По времени подготовки и проведения: экспромты, с небольшой подготовкой (малые формы работы), с длительной подготовкой.
- По способам включения в деятельность: с обязательным и добровольным участием.
- По способу организации: организуемые одним человеком, группой, коллективно.
- По наличию взаимодействия с другими коллективами: открытые, закрытые.
- По позиции участников и целевой направленности: мероприятия, дела, игры.
- По основным действиям воспитанников: акция, бал, вечер, дискотека, игра, конкурс, линейка, митинг, огонек, ...
Формы представления (статичные)
- здесь есть ярко выраженный центр внимания (сцена, площадка, трибуна), есть зрители и выступающие. Форма строится на демонстрации, ритуале, беседе.
- Линейка - ритуальное представление, предполагающее построение участников на какой-то площади, наличие ведущих, исполнителей ритуала, выступающих. Содержание - формирование эмоционально-ценностного отношения и получение информации.
- Спектакль - предполагает демонстрацию выступающими для зрителей целостного театрального действа (варианты - устный журнал, агитбригада).
- Концерт - демонстрация для зрителей художественных номеров.
- Просмотр кино, видео-, телефильма, спектакля - просмотр зрелища, подготовленного профессионалами.
- Соревнование - конкурсная программа на сцене или площадке.
- Лекция - монолог, представляющий совокупность знаний по какому-либо вопросу.
- Фронтальная беседа - специально организованный диалог, в ходе которого ведущий руководит обменом мнений по какому-то вопросу.
- Митинг - собрание для обсуждения каких-то значимых вопросов, предполагающее демонстрацию взглядов в устных монологических выступлениях.
- Диспут - специально организованное представление, в ходе которого происходит столкновение мнений.
- Дискуссия (в том числе совещание, планирование, сбор) - специально организованный обмен мнениями по какой-либо проблеме для достижения решения. Варианты - круглый стол, форум, дебаты.
- Торжественное собрание - митинг в зрительном зале.
Формы промежуточного характера
- Особенности: одна площадка, но нет единого центра внимания, либо он перемещается в ходе дела, нет зрителей - все участники. Способы перемещения могут быть свободными, могут быть заданы.
- Ярмарка (народное гуляние) - развернутое на определенной площадке совместное развлечение, которое предполагает вовлечение участников в различные аттракционы («Арбат», «Разгуляй», «Город Мастеров»).
- Представление в кругу - ритуальное развлечение вокруг какого-либо предмета, предполагающее перемещение по кругу.
- Танцевальная программа - специально организованное на одной площадке развлечение с танцами.
- Вечер общения - программа общения на одной площадке (вечеринки, посиделки, салон, клуб, прием, гостиная).
- Трудовая акция - субботник, трудовой десант.
- Изготовление выставки (газеты, книги) - деятельность по созданию экспонатов или информационного продукта для последующей демонстрации.
- Ситуационно-ролевая игра-соревнование в решении задач взаимодействия и имитации предметных действий участников - строгие роли, правила, вымышленный сюжет.
Формы-путешествия
- в их основе лежит перемещение по определенному маршруту.
- Игра-путешествие (маршрутная игра, игра по станциям, игра на преодоление этапов, игра-эстафета) - целенаправленное движение по определенным правилам свободно или по заданному маршруту, при этом есть общий сбор в начале и в конце игры, на каждой площадке (станции) происходит отдельное действо.
- Есть разновидности этой игры:
- а) группа детей (количество может быть любым) перемещается по станциям по определенному маршруту при этом скорость передвижения не учитывается, задания на станциях выполняются коллективно;
- б) ограниченная группа детей (не более 10-12 человек) перемещается строго по маршруту, учитывается скорость выполнения заданий;
- в) дети (поодиночке или небольшими группами) в течение ограниченного интервала времени самостоятельно и свободно перемещаются по станциям, при этом выполняя задания и получая жетоны, как для индивидуального учета достижений, так и для коллективного.
- Экскурсия - демонстрация участникам какой-то экспозиции в ходе передвижения.
- Экспедиция - посещение чего-либо с познавательной целью.
- Поход - дальняя прогулка, путешествие с привалами.
- Парад (карнавальное шествие) - ритуальное передвижение.
РДШ - организация молодая. 29.10.2018 года ей исполнилось 3 года. Но, несмотря на юный возраст, под эгидой РДШ собраны миллионы школьников, успешно проведены всероссийские проекты. Не остались в стороне и Кемеровская область и г.Новокузнецк. Ряд школ нашего города принимают активное участие в деятельности РДШ. С сентября этого учебного года школа 49 также стала участником движения.
В школе работа по развитию деятельности РДШ предполагается на следующих уровнях, представленных на слайде.
В школе необходимо создать первичное отделение РДШ, которое
- Состоит из проектных команд всех обучающихся, от 8 до 18 лет, написавших заявление о вступлении в Организацию (заполнивших регистрационную форму на сайте).
- Члены первичной организации объединяются в проектные команды по направлениям деятельности организации. При формировании проектных команд учитывается личное желание обучающегося.
- Желательно формировать разновозрастные команды.
- По направлению деятельности должна быть сформирована как минимум одна команда. Максимальное количество проектных команд по направлению не ограничено.
- Член организации может состоять в нескольких проектных командах.
- Количество участников проектной команды - от 5 человек, не включая старшего вожатого, ответственных педагогов от школы и эксперта проекта от организации - социального партнера.
- Из числа обучающихся избираются руководители проектных команд по направлениям.
- Количество проектов, реализуемых одной проектной командой по направлению, не ограничено.
При необходимости продолжить реализацию деятельности в следующем учебном году проект переоформляется (постановка новых целей, сроков и задач, обновление состава проектной команды).
Первичные отделения
- создаются на базе общеобразовательных организаций. Наиболее эффективны команды 12-15 человек.
- В разновозрастную команду может входить до 30 человек.
- Если в организации (в школе) более 30 человек, могут создаваться команды в соответствии с возрастом: 8-11 лет; 12-15 лет; 16-18 лет.
Принципы формирования первичного отделения РДШ представлены на слайде.
Первичное отделение РДШ обязательно разрабатывает свою программу, определяющую цели, задачи, содержание и способы организации деятельности, а также ее предполагаемые результаты. Это структурированное описание идеи и шагов по ее реализации. Любая программа представляет собой модель деятельности.
Программа деятельности первичного отделения РДШ должна включать:
- Цель
- Задачи на определенный период деятельности
- Основные виды деятельности детей и взрослых, сроки выполнения (план)
- Формы представления результатов, анализа деятельности.
Также особое внимание уделяется проектам.
Как уже было сказано, наша школа присоединилась к РДШ.