Зачем детям эксперименты и исследования?

Разделы: Работа с дошкольниками


Вскоре, после начала учебного года, мне позвонила учитель моего сына-первоклассника, со словами «ваш ребенок сегодня плохо себя вел». Оказалось, придя первый раз в школьную столовую, ребенок обратил внимание на ложки. В процессе «изучения» данного предмета, ложка согнулась (она оказалась алюминиевая). Позже было еще несколько «школьных исследований». И тут возникает вопрос к окружающим взрослым. Как мы взрослые реагируем на желание детей к познанию окружающего мира методом исследования? Что обычно мы слышим от родителей, бабушек и нянь, гуляющих на детских площадках с детьми? «Не лезь в лужу - промокнешь», «не играй в мокром песке - испачкаешься», и т.д. Когда ребенок вырастает, он уже теряет свое природное любопытство. И уже будучи в школе, сложно будет его заинтересовать такими науками как физика и химия.

Маленькие исследователи - большие почемучки. И для ответов на их вопросы порой приходится серьезно подумать, как просто и доступно объяснить ребенку те или иные явления природы или законы науки. И тут на помощь приходит эксперимент. Ведь «лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать». Эксперимент развивает мышление, наблюдательность, причинно-следственные связи и в целом кругозор ребенка. Рассмотреть мельчайшие песчинки под лупой, наблюдать, что происходить с чешуйками шишки при влажности, узнать почему апельсин не тонет в воде и многое другое - все это большие открытия для маленьких «ученых».

В своей работе я стараюсь привить детям умение наблюдать и интерес к объектам природы. На прогулке мы вместе рассматриваем схожесть и различия растений, наблюдаем за насекомыми, изучаем форму снежинок на ладони, замечаем, как плывут облака и какой они формы, отмечаем направление ветра, наблюдая за дымом из трубы. Применяя в своей работе экспериментально-исследовательскую деятельность, дети моей группы учатся выражать свои мысли, формулировать цели и делать выводы, обобщать увиденное и находить закономерности. На мой взгляд, именно эти качества способствуют формированию в человеке инициативы, способности к смелым предположениям и творческому решению проблемы.

Список литературы

  1. Королева Л.А. «Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни»;
  2. Детство-Пресс: Библиотека журнала «Дошкольная педагогика» «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах. ФГОС»;
  3. Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Методическое пособие»;
  4. Веракса Н.Е. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. ФГОС»;
  5. Модель Н.А. Сфера: библиотека воспитателя «Химия в ванной. Исследовательская деятельность детей»;
  6. Модель Н.А. Сфера: библиотека воспитателя «Химия на кухне»