Формирование читательской грамотности у младших школьников общеобразовательной школы

Разделы: Начальная школа, Логопедия

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: младшие школьники, читательская грамотность


«Читать - это еще ничего не значит, что читать
и как понимать прочитанное - вот в чем главное»

К.Д.Ушинский

В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. «…Формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования»-является приоритетной целью, обозначенной новым стандартом.

В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась, любовь к чтению стала «падать». В рекомендациях по повышению уровня читательской компетенции в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения отмечается: «Широкое распространение видео- и компьютерной продукции сопровождается оттеснением чтения и письменных текстов на периферию культуры. Это негативно влияет на качество обучения…»

Задача формирования читательской грамотности в этих условиях становится особенно актуальным.

Читательская грамотность - понимаемая как способность учащихся понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать свои цели, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни, становится значимым результатом образования. Созданию целостной системы работы по этому направлению, в соответствии с требованиями новых стандартов, способствует реализация разделов «Чтение. Работа с текстом» и « Литературное чтение». Несомненно, базовым предметом для формирования читательской грамотности в начальной школе являются уроки литературного чтения. Именно на уроках литературного чтения происходит формирование основ воспитания образованного, творческого читателя и чуткого слушателя, который в перспективе своего развития, опираясь на формирующийся художественный вкус и развивающиеся эстетические чувства, будет способен ориентироваться в мире культуры, литературы и искусства.

Учебный курс нужно выстраивать так, чтобы ученики не переставали испытывать радость от чтения настоящей литературы. «Не пополняя, не обновляя, а потому - растрачивая свой прежний читательский опыт радости», ребенок «не научается ценить совершенство произведения, отличать подлинное от фальшивого» (В.А.Левин). На уроках достаточно часто должны звучать тексты в исполнении опытных чтецов, чтение учителя, аудиозаписи, аудиоспектакли, фрагменты хороших мультфильмов. Это необходимое чтение - слушание для удовольствия. Это опыт живого, целостного восприятия и переживания. Это читательский камертон - богатство интонирования, мелодики, удовольствие от тембра голоса Василия Ливанова, Алисы Фрейндлих или, например, Евгения Леонова.

Читательская грамотность (по PIRLS и PISA) определяется по уровню сформированности трех групп умений.

1. Общее понимание текста и ориентация в тексте.

  • определение основной идеи текста;
  • поиски и выявление в тексте информации в различном виде ;
  • формулирование прямых выводов и заключений на основе фактов, имеющихся в тексте;
  • понимание информации, представленной разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы.

2. Преобразование и интерпретация информации.

  • нахождение простых связей, не показанных в тексте напрямую и аргументов, подтверждающих вывод;
  • анализ и обобщение информации, представленной в тексте;
  • составление монологического грамматически правильно оформленного высказывания, отвечая на поставленный вопрос.

3. Оценка информации.

  • формулирование на основе информации оценочных суждений и выводов;
  • использование информации из текста для различных целей и различного круга задач без привлечения или с привлечением дополнительных знаний.

В связи с этим, необходимо заметить, что читательская грамотность российских учащихся основной школы оказывается существенно ниже мировых стандартов. Центр оценки качества образования Института содержания и методов обучения РАО опубликовал результаты исследования в рамках Международной программы по оценке образовательных достижений в области грамотности чтения - российские школьники занимают 43 место (средний балл составил всего 459 из 1000-балльной шкалы). Число 15- летних учащихся России, готовых использовать тексты для ориентации в повседневных ситуациях, составляет 72,6%; из них готовых к самостоятельному обучению с помощью текстов в России всего 14,3% , не готовых ориентироваться с помощью текстов даже в знакомых житейских ситуациях в России 27%!

Первым шагом на пути формирования читательской грамотности, конечно же, должна стать начальная школа. Логично предположить, что на переходе из начальной школы в основную школу, должны быть обеспечены педагогические условия для формирования читательских умений, в противном случае в основной школе ученики оказываются на пути учебного провала. И уже не приходится ждать высоких результатов!
Уровни читательской грамотности связаны с качественной характеристикой читательской самостоятельности выпускников начальной школы.

  • Высокий уровень читательской грамотности говорит о том, что такие ученики уже почти не нуждаются в помощи, чтобы понять и оценить сообщения художественных и информационных текстов, не выходящих далеко за пределы их речевого и житейского опыта и знаний.
  • Средний уровень понимания текстов характерен для учащихся, еще не полностью освоивших основы чтения. Для того чтобы вычитывать сообщения текста и строить на его основе собственные значения, они все нуждаются в помощи. Это помощь в понимании тех сообщений текста, которые не противоречат их собственному опыту.
  • Низкий уровень понимания текстов делает невозможным принятие учащимися помощи педагога в использовании письменных форм сообщения о человеческих чувствах, мыслях и знаниях для самообразования.

В рамках мониторинга оценки качества образования в начальной школе в 4 классах проводится итоговая работа «Метапредметные результаты» (смысловое чтение, работа с информацией). Она разработана с целью выявления у учащихся - сформированности умений читать и понимать различные тексты, включая и учебные; работать с информацией, представленной в различной форме; использовать полученную информацию для решения различных учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Интерпретация результатов выполнения итоговой работы раскрывает трудности, возникшие при работе с текстом у большинства учащихся.

1. Соотнесение информации, представленной в разных формах.

Большинство четвероклассников не справилось с заданием, где ситуацию на рисунке можно правильно интерпретировать, только опираясь на информацию в тексте.

2. Формулирование гипотезы, перенос полученных сведений на другую ситуацию.

Формулировать гипотезу ученику приходится в разных предметных областях. Предметная организация обучения, когда математикой ученик занимается только на уроках математики, а с историческими или естественнонаучными фактами работает только на уроках по окружающему миру, приводит к тому, что способы работы используются в границах предмета, там, где предметная область ясно не обозначена, казалось бы, освоенные умения применяются с трудом. Другая сторона проблемы - неумение видеть в тексте условие задачи, отделяя избыточные данные и восстанавливая недостающие.

3. Соотнесение явной и неявной информации из текста с личным опытом, использование для практических целей.

Большинство заданий на практическое применение информации из текста не требуют тонких читательских умений, сложного анализа текста. Они требуют умения выделить существенное и установки на то, что знания нужны не для простого запоминания и воспроизведения. «Что это значит для меня? Что я могу с этим делать?» - если эти вопросы сопровождают обучение, ребенок как минимум приступает к таким заданиям и выдвигает предположения. Если у него есть настоящий опыт групповой работы, обсуждений, обоснования своей точки зрения, - эти предположения обязательно будут содержать рациональное зерно.

4. Определение последовательности событий, причинно-следственных связей.

5. Различение буквального и иносказательного смысла сообщения, понимание метафор.

6. Связывание информации из текста с другой ситуацией, современной жизнью, личным опытом.

7. Письменное выражение и обоснование своего мнения.

Обобщая сказанное, можно выделить ряд причин, препятствующих формированию у учащихся социально необходимого уровня читательской культуры:

  • логические, связанные с недостаточным развитием навыков анализа, синтеза, обобщения информации, аргументации, выдвижения гипотез, построения выводов;
  • риторические, включающие в себя ограниченный лексический запас, неумение определить и построить структуру (план) текста ; плохое владение грамматическими правилами построения устных и письменных текстов;
  • рефлексивные, связанные с неумением определить цели чтения, проблему, побуждающую к нему; организовать собственную читательскую активность; использовать полученную информацию для решения своих задач;
  • коммуникативные, мешающие обмену информацией с другими из-за незнания значений слов, неумения четко выразить мысль, неправильного с словоупотребления, неспособности связно построить высказывание.

В первую очередь это отразится на результатах Единого Государственного Экзамена, потому что группы читательских умений напрямую связаны с умениями, которые должны продемонстрировать наши выпускники в процессе работы с контрольно-измерительными материалами.

Так, в рамках проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов в новой форме в экзаменационные работы по географии, физике, биологии по истории и обществознанию включены задания, предусматривающие работу с различными текстами. Эти задания проверяют не только умения находить и извлекать информацию из текста, но и интерпретировать и перерабатывать, преобразовывать ее, создавать вторичные высказывания на ее основе, составлять план текста, находить и извлекать из текста необходимые аргументы для подтверждения авторской позиции.

Федеральные государственные стандарты диктуют новые задачи, среди которых важное место отведено преодолению препятствий на пути формирования читательской грамотности. Среди первостепенных задач следующие: обеспечить достижение базового уровня читательской грамотности; разрабатывать индивидуальные траектории обучения чтению; создавать условия для более полного раскрытия способностей учащихся.

Таким образом, совершенно очевидно, что читательская грамотность в определенной степени должна быть сформирована на начальной ступени образования. В среднем и старшем звене она получает свое развитие и, совершенствуясь, переходит в читательскую компетентность, которая открывает возможности для проявления достижений учащихся и задает им зону ближайшего развития.

«....Привейте человеку вкус к чтению и предоставьте ему возможность читать, и Вы неизбежно сделаете его счастливым...»
Джон Хершел

Литература

  1. Пинская М.А., Тимкова Т.В., Обухова О.Л. Может ли школа влиять на уровень читательской грамотности младших школьников? По материалам
  2. анализа результатов PIRLS-2006 // Вопросы образования. 2009. № 2. С. 87-108.
  3. Цукерман Г.А., Ковалева Г.С., Кузнецова М.И. Хорошо ли читают российские школьники? // Вопросы образования. 2007. № 4. С. 240-266.
  4. Цукерман Г.А., Венгер А.Л. Развитие учебной самостоятельности. - М., ОИРО, 2010.
  5. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. - Томск: Изд. «Пеленг», 1993