Психологические аспекты формирования у подростков умений противостоять негативным влияниям социума

Разделы: Школьная психологическая служба, Дополнительное образование


В современных условиях проблема формирования у подростков умений противостоять негативным воздействиям социальной среды имеет большую социальную и педагогическую значимость. Обусловлено это тем, что одной из главных причин, по которым подростки совершают негативные и деструктивные действия, является влияние социальной среды и социального пространства.

На каждом этапе жизненного пути у человека формируются определенные отношения с социумом, отбор которых осуществляется с помощью личностно или общественно значимых «критериев». Основой этих «критериев» являются общезначимые ценности.

Ценности представляют собой систему, функции которой разнообразны: она является ориентиром в жизни человека, обеспечивает поддержание порядка в обществе, выступает в качестве механизма нравственного контроля и умения противостоять негативным воздействиям социальной среды.

С целью изучения ценностных ориентаций обучающихся Центра дополнительного образования детей Октябрьского района города Ростова-на-Дону, ежегодно, проводится социологическое исследование, которое строится на основе перечисления универсальных ценностей, объединяющих в себя общечеловеческие и индивидуальные ценности. Важно, что эти ценности вписываются в содержание актуальных на современном этапе развития образования педагогических проблем: формирование социальных навыков обучающихся, профилактика их дивиантного поведения, осознание важности и необходимости здорового образа жизни.

Как показала диагностика обучающихся, на приоритетные места выставляются:

Физическое здоровье (художественное направление - 65%, декоративно-прикладное - 70%, естественнонаучное направление - 80%);

Общение, наличие хороших и верных друзей (декоративно-прикладное направление -75% художественно-эстетическое - 70%, естественнонаучное направление -80%);

Возможность заниматься творчеством (художественно-эстетическое направление - 70%, декоративно-прикладное - 75%, естественнонаучное - 60%);

Общественное признание и уважение в коллективе (декоративно-прикладное направление - 60%, художественно-эстетическое - 75%, естественнонаучное направление - 70%);

Толерантное отношение к людям (декоративно-прикладное направление - 55%, художественно-эстетическое - 65%, естественнонаучное направление - 60%);

Возможность расширять свои знания (декоративно-прикладное направление - 60%, художественно-эстетическое - 65%, естественнонаучное направление - 55%).

В целом по ЦДОД на первом месте (75%), по количеству выборов, стоит ценность общения, наличия хороших и верных друзей. На втором (по 68%) общественное признание, уважение в коллективе и возможность заниматься творческой деятельностью. На третьем месте - ценность физического здоровья (65%). На четвертом (по 60%) - толерантное отношение к людям и возможность расширять свои знания.

Если рассматривать уровень ценностных ориентаций по степеням развитости, то можно отметить, что 60% обучающихся имеют высокий уровень, 40% - средний уровень, низкий уровень у воспитанников ЦДОД - отсутствует.

Выводы: Анализируя показатели ценностных ориентаций обучающихся, можно сделать вывод о роли дополнительного образования в развитии личности ребенка, а также в формировании у подростков умений противостоять негативным воздействиям социальной среды.