Рабочая программа «Учусь учиться». Коррекционно-развивающая область. 1–4-е классы

Разделы: Школьная психологическая служба, Коррекционная педагогика

Классы: 1, 2, 3, 4


Пояснительная записка

Цели программы:

  • развитие и поддержка способностей ребёнка в соответствии с его возможностями;
  • развитие познавательных навыков;
  • смягчение сенсорного и эмоционального дискомфорта.

Задачи программы:

  • создания благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями;
  • ориентация умственно отсталого ребёнка во внешнем мире;
  • обучение ребёнка более сложным формам поведения;
  • развитие самосознания и личности умственно отсталого ребёнка;
  • развитие познавательных процессов;
  • развитие межполушарного взаимодействия;

Рабочая программа составлена на основе:

  • Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования с ограниченными возможностями здоровья, вариант №1.Одобренная федеральным научным методическим центром от 22 декабря 2015 год;
  • Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями ) (вариант 1) МОУ Усть-Ордынская СОШ №1 им В.Б.Борсоева;

Данный курс разработан на основе учебного пособия А.В.Семенович «Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте»; А.Л. Сиротюк «Обучение детей с учетом психофизиологии»: Практическое руководство для учителей и родителей.

Несмотря на ряд особенностей, дети с выраженной умственной отсталостью не являются однородной группой, большинство из них при условии направленного воспитания способны овладеть коммуникативными умениями, навыками социального поведения и жизнедеятельности. Занятия выстроены на комплексной основе с обеспечением самых широких возможностей использования разных видов деятельности. В процессе занятий можно использовать различные виды деятельности: игровую, конструктивную, изобразительную (лепка, рисование), которые будут способствовать расширению, повторению и закреплению предъявляемого материала. Необходимо учитывать, что динамика овладения детьми данной категории понятиями и умениями крайне низка. Поэтому программа составлена таким образом, что расширение объема изучаемого содержания и увеличение степени его сложности происходит очень медленно. Изучаемый материал постоянно повторяется в различных предметно-практических и игровых ситуациях.

Задачи коррекции и развития решаются, так же через кинезиологический подход. Кинезиологические упражнения - это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. Причем, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения.

Сроки реализации: 2 часа в неделю 68 часов.

1. Планируемые результаты

У ученика должны сформироваться базовые учебные действия:

Личностные учебные действия:

Личностные учебные действия ― осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Коммуникативные учебные действия:

Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:

  • вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик-ученик, ученик-класс, учитель−класс);
  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
  • обращаться за помощью и принимать помощь;
  • слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
  • сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
  • договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Регулятивные учебные действия:

Регулятивные учебные действия включают следующие умения:

  • адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
  • активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
  • соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные учебные действия:

К познавательным учебным действиям относятся следующие умения:

  • выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
  • устанавливать видо-родовые отношения предметов;
  • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
  • пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
  • читать; писать; выполнять арифметические действия;
  • наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
  • работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).

2. Содержание предмета

1 класс

Наименование раздела

Кол-во часов

1

Развитие мелкой и крупной моторики

8

2

Тактильно-двигательное восприятие

5

3

Развитие межполушарного взаимодействия.

10

4

Зрительный гнозис

5

5

Конструирование и копирование

6

6

Графические способности

8

7

Фонематический слух

4

8

Память

6

9

Соотнесение образа со словом

4

10

Причинно- следственные отношения

5

11

Внимание, мышление

7

12

68

2 класс

Наименование раздела

Кол-во часов

1

Развитие мелкой и крупной моторики

7

2

Тактильно-двигательное восприятие

7

3

Развитие межполушарного взаимодействия.

11

4

Зрительный гнозис

5

5

Пространственные представления

3

6

Конструирование и копирование

6

7

Графические способности

8

8

Последовательность. Время

2

9

Фонематический слух

6

10

Память

3

11

Причинно-следственные отношения

3

12

Внимание

3

13

Мышление

3

14

Итоги

1

68

3 класс

Наименование раздела

Кол-во часов

1

Развитие мелкой и крупной моторики

3

2

Тактильно-двигательное восприятие

7

3

Развитие межполушарного взаимодействия.

12

4

Пространственные представления

6

5

Графические способности

4

6

Последовательность. Время

6

7

Фонематический слух

4

8

Память

6

9

Причинно- следственные отношения

7

10

Внимание

6

11

Мышление

6

12

Итоги

1

13

68

4 класс

Наименование раздела

Кол-во часов

1

Развитие мелкой и крупной моторики

4

2

Тактильно-двигательное восприятие

6

3

Развитие межполушарного взаимодействия.

10

4

Зрительный гнозис

5

5

Графические способности

5

6

Последовательность. Время

4

7

Фонематический слух

4

8

Память

7

9

Соотнесение образа со словом

4

10

Причинно- следственные отношения

8

11

Внимание

5

12

Мышление

5

13

Итоги

1

68

3. Календарно-тематическое планирование

Перечень учебно-методического обеспечения. Список литературы.

Используются различные виды методической продукции:

  • демонстрационный материал;
  • различные методические пособия;
  • игры для детей младшего школьного возраста;
  • Тетрадь с заданиями для развития детей. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. в двух частях; Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления;

Технические средства обучения:

  • классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок;

Экранно звуковые пособия:

  • слайды (диапозитивы), соответствующие тематике;
  • мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике;

Литература

  1. А.В.Семенович «Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте»; Москва, 2002 г.
  2. А.Л.Сиротюк «Обучение детей с учетом психофизиологии»: Практическое руководство для учителей и родителей. Москва, 2001 г.