Пояснительная записка
Цели программы:
- развитие и поддержка способностей ребёнка в соответствии с его возможностями;
- развитие познавательных навыков;
- смягчение сенсорного и эмоционального дискомфорта.
Задачи программы:
- создания благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями;
- ориентация умственно отсталого ребёнка во внешнем мире;
- обучение ребёнка более сложным формам поведения;
- развитие самосознания и личности умственно отсталого ребёнка;
- развитие познавательных процессов;
- развитие межполушарного взаимодействия;
Рабочая программа составлена на основе:
- Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования с ограниченными возможностями здоровья, вариант №1.Одобренная федеральным научным методическим центром от 22 декабря 2015 год;
- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями ) (вариант 1) МОУ Усть-Ордынская СОШ №1 им В.Б.Борсоева;
Данный курс разработан на основе учебного пособия А.В.Семенович «Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте»; А.Л. Сиротюк «Обучение детей с учетом психофизиологии»: Практическое руководство для учителей и родителей.
Несмотря на ряд особенностей, дети с выраженной умственной отсталостью не являются однородной группой, большинство из них при условии направленного воспитания способны овладеть коммуникативными умениями, навыками социального поведения и жизнедеятельности. Занятия выстроены на комплексной основе с обеспечением самых широких возможностей использования разных видов деятельности. В процессе занятий можно использовать различные виды деятельности: игровую, конструктивную, изобразительную (лепка, рисование), которые будут способствовать расширению, повторению и закреплению предъявляемого материала. Необходимо учитывать, что динамика овладения детьми данной категории понятиями и умениями крайне низка. Поэтому программа составлена таким образом, что расширение объема изучаемого содержания и увеличение степени его сложности происходит очень медленно. Изучаемый материал постоянно повторяется в различных предметно-практических и игровых ситуациях.
Задачи коррекции и развития решаются, так же через кинезиологический подход. Кинезиологические упражнения - это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. Причем, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения.
Сроки реализации: 2 часа в неделю 68 часов.
1. Планируемые результаты
У ученика должны сформироваться базовые учебные действия:
Личностные учебные действия:
Личностные учебные действия ― осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия:
Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик-ученик, ученик-класс, учитель−класс);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
- сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
- договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия включают следующие умения:
- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия:
К познавательным учебным действиям относятся следующие умения:
- выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
- устанавливать видо-родовые отношения предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
- читать; писать; выполнять арифметические действия;
- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).
2. Содержание предмета
1 класс
№ |
Наименование раздела |
Кол-во часов |
1 |
Развитие мелкой и крупной моторики |
8 |
2 |
Тактильно-двигательное восприятие |
5 |
3 |
Развитие межполушарного взаимодействия. |
10 |
4 |
Зрительный гнозис |
5 |
5 |
Конструирование и копирование |
6 |
6 |
Графические способности |
8 |
7 |
Фонематический слух |
4 |
8 |
Память |
6 |
9 |
Соотнесение образа со словом |
4 |
10 |
Причинно- следственные отношения |
5 |
11 |
Внимание, мышление |
7 |
12 |
68 |
2 класс
№ |
Наименование раздела |
Кол-во часов |
1 |
Развитие мелкой и крупной моторики |
7 |
2 |
Тактильно-двигательное восприятие |
7 |
3 |
Развитие межполушарного взаимодействия. |
11 |
4 |
Зрительный гнозис |
5 |
5 |
Пространственные представления |
3 |
6 |
Конструирование и копирование |
6 |
7 |
Графические способности |
8 |
8 |
Последовательность. Время |
2 |
9 |
Фонематический слух |
6 |
10 |
Память |
3 |
11 |
Причинно-следственные отношения |
3 |
12 |
Внимание |
3 |
13 |
Мышление |
3 |
14 |
Итоги |
1 |
68 |
3 класс
№ |
Наименование раздела |
Кол-во часов |
1 |
Развитие мелкой и крупной моторики |
3 |
2 |
Тактильно-двигательное восприятие |
7 |
3 |
Развитие межполушарного взаимодействия. |
12 |
4 |
Пространственные представления |
6 |
5 |
Графические способности |
4 |
6 |
Последовательность. Время |
6 |
7 |
Фонематический слух |
4 |
8 |
Память |
6 |
9 |
Причинно- следственные отношения |
7 |
10 |
Внимание |
6 |
11 |
Мышление |
6 |
12 |
Итоги |
1 |
13 |
68 |
4 класс
№ |
Наименование раздела |
Кол-во часов |
1 |
Развитие мелкой и крупной моторики |
4 |
2 |
Тактильно-двигательное восприятие |
6 |
3 |
Развитие межполушарного взаимодействия. |
10 |
4 |
Зрительный гнозис |
5 |
5 |
Графические способности |
5 |
6 |
Последовательность. Время |
4 |
7 |
Фонематический слух |
4 |
8 |
Память |
7 |
9 |
Соотнесение образа со словом |
4 |
10 |
Причинно- следственные отношения |
8 |
11 |
Внимание |
5 |
12 |
Мышление |
5 |
13 |
Итоги |
1 |
68 |
3. Календарно-тематическое планирование
Перечень учебно-методического обеспечения. Список литературы.
Используются различные виды методической продукции:
- демонстрационный материал;
- различные методические пособия;
- игры для детей младшего школьного возраста;
- Тетрадь с заданиями для развития детей. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. в двух частях; Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления;
Технические средства обучения:
- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок;
Экранно звуковые пособия:
- слайды (диапозитивы), соответствующие тематике;
- мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике;
Литература
- А.В.Семенович «Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте»; Москва, 2002 г.
- А.Л.Сиротюк «Обучение детей с учетом психофизиологии»: Практическое руководство для учителей и родителей. Москва, 2001 г.