«Все наши замыслы превращаются в прах,
если нет у ученика желания учиться».
В.А.Сухомлинский
Образование высокого качества в настоящее время является стратегическим фактором развития общества. Повышение качества образования - важнейшая задача в условиях развития цифровой экономики, мировой конкуренции, демографических преобразований общества, и его можно добиться только путем целенаправленной и систематической работы, которая позволит гарантировать достижение положительных изменений в развитии каждого обучающегося, формирование всех определенных во ФГОС необходимых компетенций, создание механизмов реализации потенциала образования как социального лифта.
Для того чтобы определить факторы риска связанные с низкими результатами ОГЭ обучающихся 9-х классов по математике в 2022 году администрацией школы был проведен SWOT анализ обеспеченности материально-техническими, кадровыми ресурсами, в том числе анализ существующей системы учебной мотивации обучающихся.
На основании полученных результатов были сделаны выводы, чтобы повысить качество образования необходимо решить вопрос дефицита педагогических кадров, повышения их квалификации, а также изменить систему учебной мотивации обучающихся.
В этой связи было принято управленческого решение нивелировать данную ситуацию непосредственно через освоение техники формирующего оценивания педагогическими работниками школы.
В основу административной практики легли следующие ключевые понятия.
Мотивация - это способ быстрого достижения цели, основанный на психофизиологическом процессе, который направляет поведение человека, способствует его активности и работоспособности.
Учебная мотивация - проявляемая учащимися мотивированная активность при достижении целей учения. Наиболее значимыми для учащихся являются следующие мотивы:
- познавательные;
- коммуникативные;
- эмоциональные;
- саморазвития;
- позиция школьника;
- достижения;
- внешние (поощрения, наказания).
Важно отметить, что одним из приемов повышения мотивации к учебной деятельности является привлечение обучающихся к оценочной деятельности.
Индивидуализация и дифференциация обучения, педагогическая и психологическая поддержка требуют трансформации традиционной системы внутришкольного и внутриклассного оценивания, которая остается источником школьной тревожности и не направлена на поддержку учебной мотивации и познавательной активности.
Было выявлено, что не все учителя обладают необходимыми оценочными компетенциями, поскольку ни программы профессиональной подготовки, ни программы повышения квалификации не делают фокуса на методах оценивания.
Для работы с учащимися с риском школьной неуспешности учителю нужно владеть методами формирующего оценивания, поскольку именно это оценивание направлено на выявление учебных проблем и сильных сторон учащихся, постановку индивидуальных учебных целей и поддержку учебной самостоятельности школьников.
Было принято решение освоить инструменты формирующего оценивания и систематически использовать на уроках математики.
Итак, что такое функциональное оценивание? За основу мы взяли следующую дефиницию «Формирующее оценивание - оценивание для обучения.»
Формирующей данная оценка называется потому, что она ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью.
Отличия формирующего оценивания от традиционного:
- Формирующее оценивание сконцентрировано на учении. Оно фокусирует внимание и учителя, и ученика в большей степени на отслеживании и улучшении учения, а не преподавания, и дает им необходимую информацию о том, как лучше развивать этот процесс.
- Формирующее оценивание направляется учителем. Такое оценивание предполагает автономию, академическую свободу и высокий профессионализм учителя. Именно он решает, что оценивать, каким образом и как реагировать на информацию, полученную в результате оценивания. При этом учитель не обязан обсуждать результаты оценивания с кем-либо помимо собственного класса.
- Формирующее оценивание требует активного участия учащихся. Благодаря этому ученики глубже погружаются в материал и развивают навыки самооценки. Поскольку дети видят заинтересованность преподавателей, стремящихся помочь им добиться успехов в учебе, их учебная мотивация растет.
- Результаты формирующего оценивания почти никогда не выражаются в баллах. Его цель - улучшать качество учения, а не обеспечивать основание для выставления отметок.
- Формирующее оценивание определяется контекстом. Иначе говоря, оно не универсально и определяется потребностями учителя, учеников и изучаемых дисциплин. Также то, что хорошо работает в одном классе (с одним учеником), не обязательно работает в другом.
- Формирующее оценивание непрерывно. Оно запускает механизм обратной связи, постоянно поддерживает его в работающем состоянии. Используя широкий ассортимент простых техник, которые можно легко и быстро освоить.
А главное - формирующее оценивание можно сравнить с поливом растения. "Поливаем, чтобы росло, учим, чтобы ученики почувствовали "вкус" к учебе!"
Рассмотрим некоторые техники формирующего оценивания, которые используют учителя математики нашей образовательной организации:
Мини-обзор
Временные затраты: при подготовке к уроку, в классе, после проведения урока - небольшие.
Описание метода. В течение последних нескольких минут урока попросите учеников ответить на листе бумаги на следующие вопросы:
Что в изученном сегодня вам показалось наиболее важным?
Какой момент остался наименее ясным?
Цель - получить данные о том, как ученики освоили пройденный материал.
Что делать с полученными данными?
Просмотреть ответы и отметить наиболее полезные комментарии.
На следующем уроке акцентировать внимание на том, что, согласно комментариям, оказалось для учеников самым непонятным.
Цепочка заметок
Временные затраты: при подготовке к уроку, в классе, после проведения урока - небольшие. Описание метода. Ученики передают друг другу конверт, на котором учитель написал один вопрос (например, «что для меня было трудным при изучении сегодняшней темы?» или «что сегодня мешало мне учиться лучше?»). Получив конверт, ученик пишет на листочке ответ, вкладывает его в конверт и передает дальше. Что делать с полученными данными? Просмотрев все ответы, нужно определить самые типичные затруднения. Обсуждение их с учениками может улучшить качество преподавания и обучения.
Направленная расшифровка
Временные затраты: при подготовке к уроку - небольшие; в классе, после проведения урока - средние.
Описание метода. Ученикам дается задание написать «перевод» с позиций неспециалиста (дать расшифровку) чего-либо, что они только что изучали. Данный метод применяется, чтобы оценить способность учащихся к пониманию и переносу понятий и освоению материала урока.
Что делать с полученной информацией?
Разделить ответы на группы (категории) в соответствии с характеристиками, которые кажутся наиболее важными, и проанализировать их как внутри одной категории, так и в разных. Благодаря этому учитель должен выявить возникшие у учеников проблемы. После этого ему следует:
- предположить возможные причины возникновения проблем;
- поставить задачи и продумать действия по устранению выявленных причин;
- попробовать реализовать эти действия на следующем уроке;
- через небольшое время повторить задание и оценить изменения (если изменений нет, возможно, причины поняты неверно - в таком случае следует вернуться к выявлению причин).
Выбор тем для разработки листов обратной связи
Использование листов обратной связи целесообразно в двух случаях. В первом случае тема, подлежащая контролю по технологии формирующей оценки, содержит материал, крайне важный для реализации задач данного года обучения, без освоения которого учащийся не сможет впоследствии успешно освоить данный предмет. Также следует учитывать, что алгоритм применения листов обратной связи предполагает двух или трехкратное их оценивание, что, способствуя лучшему усвоению материала учащимся, увеличивает объем работы учителя, это еще одна причина, по которой для разработки листов обратной связи следует выбирать самые существенные темы курса.
Во втором случае тема должна быть достаточно большой, содержащей в качестве планируемых результатов не только запоминание и воспроизведение знаний и умений, но их применение в ситуации, отличной от той, в которой эти знания и умения были получены, а также их анализ, синтез и оценку. Именно в этом случае учащийся, получив комментарий учителя, не отправится домой, чтобы списать найденный в учебнике готовый ответ, а будет в режиме самостоятельной работы с комментариями учителя планировать и конструировать свою деятельность по достижению образовательного результата более высокого уровня.
Лист обратной связи как инструмент формирующего оценивания
Лист обратной связи - это документ, используемый учителем для формирования, а также для качественной и количественной оценки промежуточных и итоговых результатов деятельности учащихся по освоению определенных, четко обозначенных результатов образования, позволяющий учащемуся:
- ставить собственные цели в освоении учебного материала и планировать деятельность по их достижению;
- получать обратную связь о результатах своей деятельности без окончательной отметки (до двух раз и более) и, следовательно, сохранять мотивацию на дальнейшую деятельность по освоению учебного материала;
- получать комментарии, позволяющие спланировать деятельность по достижению результата более высокого уровня;
- овладевать алгоритмом оценки собственного продвижения.
Использование таких листов упрощает процесс обратной связи и обеспечивает преемственность в оценке сходных образовательных результатов, достигаемых как в рамках изучения различных тем внутри предмета, так и на материале разных предметов. Листы обратной связи как инструмент формирующей оценки помогают учащемуся задуматься о том, каким образом можно улучшить качество работы и принять осознанное решение о продолжении или прекращении работы по освоению того или иного образовательного результата.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что формирующее оценивание требует активного участия учащихся. Благодаря этому ученики глубже погружаются в материал и развивают навыки самооценки. Поскольку дети видят заинтересованность преподавателей, стремящихся помочь им добиться успехов в учебе, их учебная мотивация растет.
Что, в свою очередь, непосредственно и опосредовано повлияло на повышения качество образования.