Формирование функциональной читательской грамотности у младших школьников

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии

Ключевые слова: смысловое чтение, младшие школьники, читательская грамотность


Функциональная грамотность - это способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач. Важной частью функциональной грамотности является читательская грамотность.

Читательская грамотность (смысловое чтение) - способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, использовать ее при решении различных задач.

Сущность понятия «читательская грамотность» в контексте современного мира:

  • Читательская грамотность - это не перелистывание книги, рассматривание картинок, это умение размышлять над прочитанным текстом, отбирать необходимую информацию в огромном потоке и найти ей применение в своей жизненной ситуации.
  • Читательская грамотность - это первая ступень в функциональной грамотности.

Функциональная грамотность - это фундаментальная основа, способствующая активному участию человека в социальной, культурной политико-экономической деятельности и, конечно же это обучение на протяжении всей жизни.

Учёные давно выяснили, как сохранить ясность ума на протяжении всей жизни: нужно постоянно развивать свой мозг. Один из лучших способов делать это - регулярно и вдумчиво читать. Сегодня люди слишком заняты и все реже находят время для чтения. Ведь намного проще отдыхать, взяв в руки пульт от телевизора или открыв ноутбук, погрузившись в виртуальную реальность компьютерных игр. Смысловое чтение - важнейший метапредметный результат обучения. Каждый параграф учебника - это новый для ученика текст, к которому учитель должен построить группу вопросов, заданий разного уровня сложности, формирующих различные умения, например:

  • умение найти и извлечь информацию из текста;
  • умение осмыслить прочитанный текст, оценить и критически проанализировать содержащуюся в нём информацию;
  • умение использовать полученную информацию для решения любого вида задач - от учебных до практических, жизненных;
  • Умение сделать из полученной информации соответствующие выводы.

При переходе из начальной школы в основную, заканчивается обучение чтению и начинается чтение для обучения. Это значит, что учащимся необходимо овладеть осознанным, осмысленным чтением. Они должны научиться сопоставлять, сравнивать, думать, объяснять, мыслить пошагово, выстраивать стратегию решения задач. Дети должны читать не только на уроках русского языка и литературы. Каждый предмет имеет книгу.

Сборник пособие «Чтение. Работа с текстом» О.Н.Крыловой полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту для начальной школы. Способствует обучению учащихся извлекать из текста требуемую информацию и обрабатывать её. В ходе работы развивается речевое внимание к языковой стороне текста, внимание к деталям. К тексту прилагаются вопросы, с учётом его лингвистического, стилистического и художественного своеобразия. Данный материал можно использовать с любым учебником.

Работа с текстом - это интересный и полезный вид работы, позволяющий проверить не только уровень понимания текста, но и умение его анализировать.

При работе с текстом прослеживается слияние обучения языку и речи: школьник учится видеть и понимать отдельные языковые явления и определять их место в системе языка в целом, учится интерпретировать текст.

К каждому тексту прилагаются вопросы, составленные с учётом его лингвистического, стилистического и художественного своеобразия.

В систему вопросов для работы с текстом включены вопросы по орфографии, фонетике, лексике и пунктуации.

В ходе работы учащиеся:

  • определяют главную мысль текста; озаглавливают текст;
  • определяют последовательность событий, различают абзацы, считают количество предложений;
  • определяют сравнение;
  • вставляют пропущенные буквы, используя и подбирая самостоятельно проверочные слова.

Особое внимание уделено работе со словом, которое включает в себя чтение по слогам, деление слов на слоги для переноса, определение ударного слога. А также проводить фонетический разбор слов (подбираю антонимы и синонимы).

Работа с текстом способствует обучению школьников извлекать из текста требуемую информацию, фрагмент, поясняющий некоторую информацию, обрабатывать её. В ходе работы развивается внимание к языковой стороне текста, к деталям.

Работая с отдельными словами, словосочетаниями, с предложениями, а также с целым текстовым материалом, ученик тренирует свою зрительную память, а значит, развивает орфографическую зоркость.

С целью развития познавательной активности внесены такие виды работы, как заполнение таблицы на основании содержания прочитанного текста, работа с фразеологизмами, разгадывание ребусов, кроссвордов.

При работе с текстом осуществляется системный подход к изучению языка, а также прослеживаются межпредметные связи.

При использовании на уроках литературного чтения данного пособия, указанных форм и методов работы, позволяет учителям нашей школы формировать у обучающихся:

  • навыки мышления и рефлексии;
  • понимать тексты;
  • размышлять над их содержанием;
  • оценивать их смысл и значение;
  • излагать свои мысли о прочитанном;
  • умение ориентироваться в различных источниках информации.

В заключении хочу отметить, что эффективность данной работы прежде всего зависит от педагога, задача которого, выступая организатором учебной деятельности. Стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса. Тогда он уверенно может сказать: «Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами» (И.Г.Песталоцци).

Литература

  1. Дьякова Е.А. Развитие грамотности чтения как компонента функциональной грамотности в школе; под общей редакцией Н.С.Болотновой // Русская речевая культура и текст: материалы XI Международной научной конференции. - 2020. - С. 250-255
  2. Крылова О.Н. Чтение. Работа с текстом: 3 класс. ФГОС/О. Н.Крылова. -12-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Экзамен», 2015. - 93