В современном мире методическая литература с каждым разом более усовершенствуется, особенно это касается обучения математике на всех этапах ее изучения в школе. Это необходимо для того, чтобы максимально усовершенствовать познавательную деятельность учащихся. Здесь стоит отметить, что это усовершенствование достигается в том случае, если обучение познавательной деятельности используется рационально при решении логических текстовых задач. Именно решение задач помогает развивать у ребенка мышление, память, восприятие, воображение, наблюдательности и другие качества личности и, что немало важно, учит детей правильно излагать свои мысли [4].
Ребенку на ступени начального образования способствуют формированию репродуктивного мышления так называемые нестандартные задачи, с помощью которых дети учатся проводит анализ и синтез, элементарные элементы исследования. В учебниках математики, конечно же, есть такие задачи, но их недостаточно для полноценного развития логического мышления младших школьников. Как их можно определить? Они отличаются от обычных задач по содержанию, форме и методам решения, т.е. своей нестандартностью. У этих задач есть своя особенность, которая отличает их от других задач, - непривычность способа решения. И еще одна особенность нестандартных задач заключается в том, что они совсем не сложные для детей, которых умеют логически мыслить и находить всевозможные пути решения [3].
Немного истории. Нестандартные задачи для развития логического мышления прошли целую эволюцию своего содержания и структуры изменения их роли и места в обучении.
Нестандартными, по мнению Л.М.Фридмана, являются такие задачи, для которых в курсе математики не имеется общих правил и положений, определяющих точную программу их решения. «Нестандартная задача - это задача, алгоритм решения которой учащимся неизвестен, то есть учащиеся не знают заранее ни способов их решения, ни того, на какой учебный материал опирается решение» [1]. Иными словами нестандартные задачи заставляют учащихся быть любознательными и изобретательными. Дети, решая нестандартные задачи, испытывают напряжение ума и довольны своим решениям. Решение таких задач проявляют у детей вкус к умственной работе и на всю жизнь оставляют след в памяти ребенка. А учителю предоставляется прекрасная возможность пробудить любознательность детей с помощью решения нестандартных задач, предлагая им развивать самостоятельное логическое мышление и развитие необходимых для этого способностей.
Ребенок никогда не может сказать, что он любит мороженое, если он его никогда не пробовал. Также и логическая нестандартная задача может быть настолько занимательна и увлекательна, что и умственная работа школьника может быть желанной, как вкусное мороженое. Главное, правильно преподнести нестандартную задачу ребенку, и это может сделать только педагог. Если ребенок испытывает удовольствие от решения логических задач, он их забудет нескоро. И стоит надеяться на то, что вероятно математика станет его любимым предметом, займет определенное место в его жизни.
Использование нестандартных задач в педагогической практике помогает учителю научить детей думать, рассуждать, догадываться, делать правильные умозаключения. Иногда приходится и сочетать несколько способов развития мышления: умение производить анализ, синтез, делать сравнения, сопоставления, обобщения, классифицировать предметы и явления, формулировать выводы, что называется межпредметной связью. Решение нестандартных задач развивает у ребенка такие качества знаний, как глубина и полнота, осознанность и оперативность.
Учащимся совсем неинтересно сталкиваться каждый раз с задачами, способ решения и ответ которых известен. Что называется «они их щелкают, как семечки». Со временем им это надоедает. А когда приходится иметь дело с нестандартными задачами, у ребенка просыпается чувство интереса к получению ответа, к творческой и мыслительной деятельности, так как эти задачи - своего рода стимул к развитию познавательной деятельности. Именно в начальной школе идет полным ходом подготовка учащихся к решению самого разного рода задач в будущем.
Для того чтобы ребенок научился решать нестандартные логические задачи, нужно создать ему для этого определенные условия. Для этого необходимо организовать поисково-исследовательскую деятельность, мысли детей должны быть правильно направлены. Существует очень интересный факт, если ребенок умеет решать нестандартные задачи, с легкостью находит их решение, значит, с обычными задачами он тоже справится с легкостью. Стоит отметить, что существует специальное обучение младших школьников решению нестандартных задач. Эти задачи не что иное, как разновидности исследовательской деятельности с решением определенных проблем, которые требуют постановки определенной цели и задач, поиска решения. Эффективность обучения младших школьников в решении нестандартных задач зависит от нескольких условий:
- Решение нестандартных задач нужно давать детям в определенной последовательности, от более легких к более сложным.
- Учащиеся как можно больше должны самостоятельно находить решение и делать выводы. Пусть даже ответ будет неверным, они сами должны исправить свои ошибки.
- Учащимся нужно помогать только в нахождении способов действий приемов и подходов, чтобы составить правильный алгоритм действий для решения нестандартных арифметических задач.
Курс математики, направленный на развитие и совершенствование познавательных способностей имеет свои особенности и одна из таких особенностей - смещение акцента на усиление роли содержательно-логических заданий для развития познавательных способностей, познавательной активности учащихся [2].
Для получения новых знаний, умений, навыков школьники проявляют познавательную активность, тем самым расширяя свой кругозор, используя разные способы действий.
Существенным педагогическим средством, направленным на развитие внутренней потребности интеллектуального роста и познавательной активности, является использование нестандартных математических задач. Речь идет не о задачах, трудных для решения, а о задачах, нестандартных по своей тематике. А Л.М.Фридман считает, что «Нестандартные задачи - это такие, для которых в курсе математики не имеется общих правил и положений, определяющих точную программу их решения» [5].
Решение нестандартных задач мы можем встретить не только в стандартных учебниках, но и в наглядных пособиях, дидактических материалах, при решении олимпиадных заданий и упражнений и т.д. Только их стоит подбирать для ребенка с учетом его возрастных способностей и требований ФГОС.
Нестандартные задачи - это такие, для которых в курсе математики не имеется общих правил и положений, определяющих точную программу их решения (Л.М.Фридман, Е.Н.Турецкий) [5].
Очень часто нестандарные задачи для развития логического мышления путают с заданиями повышенной сложности. Они отличаются от нестандартных тем, что при их решении учащиеся производят поиск решения совместно с учителем, учитель контролирует процесс. Что же касается нестандартных задач, то их решение находится путем самостоятельного исследования школьниками ситуации. Но, если ребенок не может решить нестандартную задачу, то она для него будет казаться задачей повышенной сложности.
В современной начальной школе учащиеся начинают знакомиться с решением нестандартных логических задач не только на уроке, но и во внеурочной деятельности. Это говорит о том, что с годами потребности детей в познавательной деятельности стремительно растут.
Стоит отметить, что все-таки определенного метода решения нестандартных логических задач, скорее всего не существует. Научить младших школьников решению нестандартных задач возможно, если вызвать интерес у учащихся к их решению, предложить интересные и содержательные по сюжету задачи, для современного ученика. Научить ребенка решать такие задачи возможно, только если он проявит к этому интерес, а для этого задачи должны быть занимательными и интересными. Или предложить ему ситуацию из жизни для решения проблемы. Например, можешь ли ты совершить покупку в магазине и заплатить 150 рублей, если у тебя в наличии две сторублевые купюры, а у продавца для выдачи сдачи только десятирублевые монеты?
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о доказательстве того, что становление логического мышления учащихся начальной школы в процессе решения нестандартных задач формирует умственные приёмы жизнедеятельности, их творческие способности, развитие интеллекта, способствуют повышению успеваемости. Данную работу предполагается использовать в повседневной жизни. Систематическое решение нестандартных логических задач является своеобразной «гимнастикой для ума», находит естественную для каждого разумного человека потребность испытывать и упражнять силу собственного разума.
Список литературы
- Акимова М.К. Упражнения по развитию мыслительных навыков младших школьников. Обнинск: Вираж, 2008. 213 с.
- Бутивщенко Л.Н. Особенности развития мыслительных операций у младших школьников в процессе обучения. - Киев, 1989
- Василевский А.Б. Обучение решению задач по математике / А.Б.Василевский - Минск: Высшая школа, 2001
- Зак А.З. Интеллектика 1 класс. Тетрадь для развития мыслительных способностей/ А.З.Зак. - 2-е изд., 103 стр. - Москва: Издательство «Интеллект-Центр», 2021.
- Фридман Л.М. Сюжетные задачи по математике. История, теория, практика, методика. Учебное пособие для учителей и студентов педвузов и колледжей. - М.: Школьная Пресса. - М., 2002. - 51 с.