Технологическая карта урока "Чередующиеся гласные А/О в корне -раст-, -ращ-, -рос-"

Разделы: Русский язык

Класс: 5

Ключевые слова: Чередующиеся гласные АО в корне


Класс: 5.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Технологии: проектного метода, групповая технология, ИКТ, технологии развития критического мышления, здоровьесберегающая технология, элементы дифференцированного обучения.

Методы, приемы и формы: частично-поисковый метод, интеллектуальная разминка, проблемный вопрос и проблемная ситуация, формы (фронтальная, парная, групповая, индивидуальная).

Цели урока: расширение знаний о корнях с чередованием, знакомство с чередованием гласных О/А в корнях слов -раст,/-ращ-,/-рос-;

Задачи:

  • выявить условия написания гласных А, О в корнях - раст-, -ращ-, - рос-;
  • научиться применять правила написания вариативного корня

Оборудование: компьютерная презентация, карточки, тесты, учебник, рабочая тетрадь.

УМК: учебник «Русский язык 5 класс». авт: А.Д.Шмелев, Э.А.Флоренская, Ф.Е.Габович, Л.О.Савчук, Е.Я.Шмелева.

Ход урока

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые
(УУД)

Организационный момент

Приветствие
- Добрый день, ребята. На этом уроке мы будем работать в командах.
Учитель предлагает ученикам геометрические фигуры трех цветов, тем самым деля обучающихся на три группы.

Приветствуют учителя и одноклассников. Рассаживаются за столы по группам.
Определяют капитана группы.

Принцип психологической комфортности.
УУД: личностные, коммуникативные.
Цель - создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха

1.Этап мотивации к учебной деятельности.
Результат совместной деятельности: создание учебного настроя

Интеллектуальная разминка. Найти соответствие между словом и его лексическим значением.

Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.

Познавательные: целеполагание; чтение и слушание с целью извлечения нужной информации; выводы, обобщения. Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание. Коммуникативные: выражение своих мыслей, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.Актуализация новых знаний и выявления места и причины затруднений

Результат совместной деятельности: фиксация затруднения

Предлагает проанализировать домашнюю работу.

ИзлАгать мысль, запЕреть дверь, быстро взр?слеть, полАгаться на себя, вр?стать корнями, расстЕлить скатерть, выр?стить ребенка, денежные влОжения, выр?щенный цветок, имя прилАгательное, р?стительное масло, промышленная отр?сль.

-Укажите, какие корни с чередованием вам встретились в домашнем задании
- Назовите правила написания чередующихся гласных е/и в корнях слова -бер-, бира- и др.
- Назовите правила написания чередую-щихся гласных о/а в корне -лаг//-лож-слова.
- Какие еще корни встретились в этом задании?
Знаете ли вы правило написания о/а в корнях -раст// -ращ-//-рос-,?

Готовность мышления и осознают потребность в построении нового способа действия. Высказывают предположения, обсуждают, приходят к общему мнению, что среди корней с чередующимися гласными есть неизученные корни.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и результата
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация собственного мнения, учет мнения окружающих.

3.Постановка
учебной проблемы

Результат совместной деятельности: подведение детей к формулировке темы и постановке цели и задач урока

- Сформулируйте тему урока. Запишите в тетрадях число и тему урока
-Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?
-Какую цель поставим?
-Какие задачи нужно решить?

Тема урока «Чередующиеся гласные А/О в корне
-раст// -ращ-//-рос»
- Знакомство с чередованием гласных в корнях - раст (-ращ-) // - рос;
Задачи:
- выявить условия написания гласных А, О в этих корнях;
- научиться применять правило написания вариативного корня

Познавательные: целеполагание; выводы, обобщения.
Личностные: самоопределение, смыслообразование,
Коммуникативные: выражение своих мыслей, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

4. Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации.

Результат совместной деятельности: построение плана действий

Предлагает учащимся в группах обсудить и составить план действий.
- Для начала вспомним, какие корни с чередованием гласных вам известны?
- Перечислите их.
- Скажите, можно ли проверять безударные чередующиеся гласные в корнях слов проверочными словами?

1.Учащиеся называют корни с чередованием о/а в корнях -лаг-// -лож-; е/и в корнях -бер-//бира- и др и указывают их особые правила проверки
2.По группам составляют примерный план действий, озвучивают его, вносят коррективы.

План
1.Повторим ранее изученного теоретического материала по теме корни с чередованием.
2.Понаблюдаем за корнями -раст, /-ращ-//рос-
3.Сделаем выводы.
4.Сверим с теоретическим материалом учебника.
5.Составим алгоритм действий
6. По алгоритму выполним практические упражнения, которые позволят закрепить навык правописания чередующихся гласных в корнях -раст-, ращ-, -рос-

Познавательные: составление алгоритма собственных действий для реализации задач урока.
Регулятивные: внести коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.
Коммуникативные: устанавливают рабочие отношения, эффективно сотрудничают в группе.

5.Реализация построенного проекта

Результат совместной деятельности: выявление учащимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу и обнаружению нового способа действия

ЗАДАНИЕ 1 (по группам)
1.Понаблюдайте
2.Выскажите свое мнение, аргументируйте его.
3.Сформулируйте правило, которому подчиняется написание корней -раст-, ращ-, рос-
3.Откройте учебник на и прочтите правило. (стр.189 п. 13)
4.Составьте алгоритм

ЗАДАНИЕ 1 (по группам)
1.Наблюдают (работа в группах)
2.Высказывают свое мнение. Предполагают, как можно проверить орфограмму
3.Формулируют правило (по группам)
4.Читают правило на стр. учебника и убеждаются в правильности своего выбора
5.Два учащихся от группы 1,2 составляет алгоритм действия при выборе гласных А, О и указывает, что при написания гласной в корнях с чередованием -раст-, -ращ-, -рос- нужно обращать внимание на букву, которой заканчивается корень.
6.Представитель группы 3 записывает слова-исключения
7.Сверяют с эталоном (СЛАЙД 12)

Познавательные: анализ объектов с целью выявления общих признаков, выбор основания и критериев для классификации объектов.
Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, планирование учебного сотрудничества со сверстником, умение устанавливать рабочие отношения со сверстниками, эффективно сотрудничать, обмениваться знаниями.

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Результат совместной деятельности: освоение нового способа действия

Объясните правописание гласной О/А в корне слова.

ЗАДАНИЕ 2. Комментированное чтение.

Р…сток цветка, подр…стающее поколение, ветви р ..стения, зар…сли дорожки, дети выр...сли, зар…сли шиповника, разр..слись кусты, новая отр…сль, выр..щивать саженцы, р..стет ребенок.

Объясняют условия выбора той или иной буквы в корнях с чередованием

Познавательные: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: уметь связно, логично излагать собственное мнение, слушать и понимать речь других участников

7.Физкультминутка
Смена деятельности

Учитель предлагает выполнить физические упражнения. Если в слове пишется буква О, наклонились влево, если А - вправо, если слово - исключение, то наклонились вперед.

Определяют гласную в корне с чередованием и выполняют упражнения стоя.

Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке

8. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Результат совместной деятельности: осознание каждым учащимся степени овладения полученными знаниями

Учитель предлагает задание на карточках «Выборочно-распределительный диктант» Учащимся работают в парах: первый вариант выписывает слова с гласной буквой А в корне слова, второй - с гласной буквой О. После выполнения необходимо сравнить результаты с эталоном и оценить работу друг друга.

ЗАДАНИЕ 3

Р..стовская область, подр..стающее поколение, классификация р..стений, произр..стать на юге, выр..щенный урожай, зар..сли тростника, жители Р..стова, морские водор..сли, новая отр..сль промышленности, преклонный возр..ст, просьба Р..стислава.

Выполняют задание в тетрадях. Два ученика работают у доски, проговаривая то, что делают. Все остальные обмениваются тетрадями и оценивают друг друга, сравнивая результаты с эталоном.

Познавательные: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: уметь связно, логично излагать собственное мнение, слушать и понимать речь других участников

9. Этап включения в систему знаний и повторение

Результат совместной деятельности: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация новых знаний

Организует самостоятельную работу, предлагает решить тест и проверить по эталону и оценить себя.

ЗАДАНИЕ 4. Тест
(распечатан на листах)

1.Укажите верное объяснение написания пропущенной буквы в ПРЕДЛ..ГАТЬ
а) на месте пропуска пишется О, т.к. это словарное слово
б) на месте пропуска пишется А, т.к. это словарное слово
в) на месте пропуска пишется А, т.к. стоит перед буквой Г
2. Укажите слово или слова с чередующейся гласной, в котором(-ых) пишется О:
а) р..стениеводство
б) р..систый
в) р..сток
3. Укажите слово или слова, где в корне пишется А:
а) р..стение
б) отр.слевой
в) выр..щенный
4. Укажите слово или слова, где в корне пишется О:
а) изл.жение
б) отр..сль
в) р.стовщик
5. Укажите слово или слова, где в корне пишется О:
а) предпол..жение
б) предл..жение
в) сл..гать
6. Укажите слово или слова, где в корне пишется А:
а) сл..жить
б) сл..гать
в) прил..жение

Выполняют работу. Осуществляют самопроверку и самооценку.

1

В

2

В

3

АБВ

4

АВ

5

АБ

6

Б

Регулятивные: оценка-выделение и осознание того, что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.
Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.

10. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Организует беседу, предлагает учащимся высказать свое мнение и определить, что учащиеся усвоили:
-Какие орфограммы изучили?
-От чего зависит выбор гласных в корне -раст- - рос- -ращ-?
-Какие есть слова-исключения?
-В чём сходство между правилами о правописании корней -раст- //-рос- // -ращ- и -лаг- // -лож-
-Что было непонятно?
-Что вызвало трудности?

Прием «Свободный микрофон»
Отвечают на вопросы учителя, указывают причины успеха и неудачи, определяют, достигнуты ли цели урока.

Ответы учащихся:
- Познакомились еще с несколькими корнями с чередованием гласных О,А через наблюдение.
-Сами сформулировали правило; при помощи учебника убедились в правильности своего вывода
-Составили алгоритм действий.
- Закрепили знания через применение их на практике;

Личностные:
самооценка, адекватное понимание причин успеха и неудачи в УД, следование в поведении моральным и этическим требованиям.
Познавательные: контроль и оценка процесса деятельности и результата
- Мы достигли поставленных перед собой целей?
- Подводя итоги, оцените работу друг друга в группах, на сколько баллов каждый выполнили задания.
Цели достигнуты
Самооценка процесса.

11.Домашнее задание

Комментарий к дифференцированному домашнему заданию:
1.Выучить правило на стр.189. п.13.
Задание на выбор:
2.Составить словарный диктант (10 слов) на тему: «Гласные в корнях с чередованием -раст-, -ращ-, -рос-»
3.Выполнить упр100, 101 стр.189.п.13 (на выбор)
4.Сочинить лингвистическую сказку о чередующихся корнях.

Записывают домашнее задание

Коммуникативные: выражение своих мыслей полно и точно.