Пчелы и мед

Разделы: Биология

Ключевые слова: пчёлы


Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Класс Насекомые, Пчелы».

Задачи:

образовательные:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся о приспособленности пчел к среде обитания, о значении в природе

развивающие:

  • продолжить формирование умений решать проблемные задачи, проводить анализ, сравнение.

воспитательные:

  • воспитывать положительную мотивацию к учебе, осуществлять на уроке экологическое воспитание школьников.

Оборудование: карточки-задания, коллекция "Пчелиная семья" (или таблица); распечатанный материал для самостоятельной работы; натуральные препараты (восковые свечи, прополис, мед, пыльца); медицинские препараты, содержащие маточное молочко, пчелиный яд (или упаковка из-под препаратов); схема "Значение пчеловодства .Для исследовательской лабораторной работы: мед, вода, йод, уксусная или соляная кислота, химическая посуда.

Тип урока: обобщение.

ТСО: компьютер, интерактивная доска.

Методы обучения: развивающие, проблемно-поисковые, исследовательские, творческие.

Формы деятельности на уроке: самостоятельная, групповая, индивидуальная.

Этапы урока

I. Организационный момент с элементом психологической настройки на работу.

II. Актуализация знаний

1 этап

Слайд № 1 учитель обращает внимание на загадку и просит ее отгадать.

По полям она летает,
И цветочки опыляет.
В ульях обществом живёт.
Мёд в тех ульях круглый год!
А для тех, кто ей мешает,
Она жало поднимает!
Лапок шесть и два крыла,
Все зовут её…

Слайд № 2.

Учитель: Попробуйте сформулировать цель урока.

Слайд № 3

Систематическое положение пчел

Царство

Животные

Тип

Членистоногие

Класс

Насекомые

Отряд

Перепончатокрылые

Семейство

Пчел

Род

Настоящие пчелы

Вид

Медоносная пчела

Слайд № 4 Отгадай что это?

1.

Есть на свете сладкий дом,
Садом пахнет в доме том.
А жильцы, жужжа от радости,
В домик свой приносят сладости,
Угощая нас потом.
Угадайте - что за дом? (Улей)

2.

Чудо-город-городок -
Шумных домиков рядок.
Целый год янтарный мёд
В бочках не кончается!
И всё лето весь народ
На цветках качается! (Пасека)

2 этап

Кто живет в этих домиках? Все о пчелином государстве. Презентация подготовленная учащимися.

  • Пчела-чистильщица. Функция - чистить, полировать и дезинфицировать соты после того, как она покинула ячейку. Очень трудоёмкая процесс - на уборку одной сотовой ячейки пчела может потратить час работы!
  • Пчела-кормилица - обеспечивает молодняк маточным молочком, хотя ей самой всего 4-6 дней от роду. Функция - вовремя пополнять запасы корма для личинок старшего возраста и поддерживать нужную температуру.
  • Пчела воспитательница - присматривает за личинками помладше, а также кормит их.
  • Пчела - «парикмахер» - ухаживает за своими родственниками, счищая с их пушистых телец пыльцу.
  • Пчела-строительница, она же пчела-приёмщица - принимает от пчёл-сборщиц нектар и распределяет его по сотам. Функция - пополнять запасы переработанного нектара в сотах, чинить старые соты, запечатывать соты с готовым мёдом.
  • Пчела-уборщица - здесь всё предельно ясно. Функция - содержать дно улья в чистоте.
  • Пчёлы-сторожа - охраняют улей от чужих пчел-воровок. Функция - бдеть и радеть за сохранность запасов. Эта профессия занимает у пчелы всего несколько часов - перед первым вылетом за нектаром.
  • Пчела-разведчица - исполняет загадочные танцы и разговаривает языком «жестов» своего тела, который понимают пчёлы и опытные пасечники. Функция - найти место сбора нектара и пыльцы. В это время пчеле 20 дней от роду.
  • Пчела-сборщица или добытчица - собирает нектар с указанного пчёлами-разведчицами места с растениями-медоносами.
  • Самые старые пчёлы, а живут они летом до 45 дней - добывают воду.

3 этап

«Третий лишний". Почему?

пчела, бабочка, наездник
пчела, лесные муравьи, саранча

4 этап

Вспомним строение пчелы. Презентация подготовленная учащимися.

Внешнее строение

Тело пчелы сегментированное. У него можно выделить такие части: голова, грудной отдел, брюшко. Всё тело покрыто волосками, являющимися органом осязания. Кроме этого, они защищают верхний покров тела от загрязнения. Из чего состоит тело, можно увидеть на рисунке:

Голова

Голову защищает толстый слой хитина, под которым находится головной мозг. Его размеры зависят от типа пчелы. У трутня он больше, чем у остальных особей. Размеры и форма головы также зависят от трудовых обязанностей насекомого. У матки она округлая, глаза смещены в лобную часть. У рабочих - треугольная, обычные глаза расположены на темени, у трутней - округлая, а фасеточные глаза огибают голову и сходятся на темени. Простые же смещены в сторону лба. Схематическая иллюстрация головы пчелы (голова матки (А), рабочей пчелы (Б) и трутня (В): 1 - простые глаза, 2 - сложные глаза, 3 - усики, а - основной членик, б - жгутик, 4 - верхняя губа, 5 - верхняя челюсть, 6 - хоботок):

В широкой части головы по бокам располагаются 2 крупных неподвижных фасеточных глаза. Между ними, в верхней части, находятся 3 обычных глаза. Пространство между ними усеяно длинными и густыми волосками. В остальной части головы они покороче. Спереди, над верхней губой, расположены усики. У самок они разделены на 11 члеников, у самцов - на 12. Все они соединены перепонками, что делает усы очень подвижными. В полости каждого усика находится нерв, идущий в обонятельную долю головного мозга. Внешняя оболочка усиков - орган осязания и обоняния. Внизу расположен хоботок, состоящий из двух нижних челюстей и нижней губы, способных смыкаться и расчленяться.

Грудь

Внутри грудного отдела расположены мышцы, отвечающие за все движения насекомого. Состоит он из трёх колец и одного членика от брюшка. Самое маленькое кольцо через тонкую хитиновую плёнку соединено с головой, что позволяет последней совершать свободные движения. Среднее кольцо выполняет роль каркаса. К нему прикреплена передняя пара крыльев. К последнему кольцу крепится задняя пара крыльев. Общее количество крыльев - 4. На каждом кольце есть по одной паре ног и дыхальца, через которые воздух поступает в организм.

Строение крыльев

Крылья представляют собой тонкую эластичную пластинку с жилками (затвердевшими полыми трубочками). Когда пчела летит, обе пары крыльев расправляются, образуя единую плоскость, и скрепляются между собой мелкими крючками. При приземлении крючки отсоединяются, и крылья укладываются вдоль туловища, причём переднее большее крыло накрывает заднее. В движение они приводятся грудными мышцами. В полёте насекомое осуществляет 200-250 взмахов крыльями за секунду.

Брюшко

Имеет 6 колец. Каждое кольцо разделяется на тергит (спинные полукольца) и стернит (брюшные полукольца). Между собой они соединены мягкими мембранами, что позволяет каждой части свободно двигаться. Это позволяет брюшку расти вширь и в длину, если нужно. За брюшком спрятаны основные внутренние органы насекомого.

Ножки

Ножки у пчелы многофункциональные. Они поддерживают туловище, с их помощью пчела перемещается, а также очищает тело. Помимо этого, у рабочих членов семьи ножки помогают собирать пыльцу и формировать шарики из воска. У каждой пчелы по 3 пары ног, состоящих из 5 члеников, соединённых подвижно. Передние лапки имеют щёточки, позволяющие насекомому чистить глаза, рот и усики, а также помогающие соскребать пыльцу с тела. В удалении пыльцы принимают участие и средние ноги. Они покрыты большим количеством мелких волосков, что позволяет хорошо сметать пыльцу. Задние конечности также хорошо подвижны, как и передние. На них, с внешней стороны голени, расположена корзиночка. В ней насекомое формирует обножку, которая будет перенесена в улей. Такое сложное строение конечностей имеют только рабочие особи. У остальных же обитателей улья они более простые.

Внутреннее строение

Анатомия внутренних органов пчелы приспособлена под главную их задачу - производство мёда.

Система кровообращения

Кровеносная система у пчелы незамкнутая, но кровь циркулирует всегда в определённом направлении. Это достигается благодаря слаженной работе сердца, аорты, брюшной и спинной диафрагмы. Сердце похоже на длинную трубку и расположено вдоль спины. В груди находится аорта, доставляющая кровь к голове. Вся трубка разделена на 5 камер, соединённых через перегородки-клапаны, пропускающие кровь в определённом направлении (от брюшка к голове). За минуту в покое сердце пульсирует 60-70 раз. Полёт увеличивает частоту пульсаций до 150. Спинная и брюшная диафрагмы также являются частью кровеносной системы. Они контролируют поток крови в тело. К конечностям, усикам и крыльям кровь движется благодаря пузырькам, находящимся у основания этих частей тела.

Нервная система

Она разделена на три отдела: центральный, периферический и симпатический. К центральному относятся головной мозг и брюшная цепочка нервов, заменяющая спинной мозг. Лобный узел - начало симпатического отдела, отвечающего за функционирование пищеварительной, кровеносной и дыхательных систем. Головной мозг, как главный узел нервной системы, содержит основную часть нейронов. Наибольшее их количество - в зрительной доле и грибовидном теле. Как было упомянуто ранее, размер мозга зависит от функций пчелы. У трутней он самый большой, но при этом больше всего развитых отделов имеет рабочая особь.

Нервная клетка (нейрон) - главная структурная единица нервной системы. Она имеет один длинный отросток (без ответвлений), передающий нервные импульсы, и разветвлённый отросток, способный получать сигналы от неразветвлённого отростка и других нейронов и передавать его путём электрического сигнала своему нейрону. Получается, что первый отросток играет роль выходного канала передачи информации, а второй - входного.

Дыхательная система

Особенности строения дыхательной системы насекомого таковы, что воздух в организм попадает через дыхальца, представляющие собой отверстия в кутикуле. Три пары дыхалец находятся на грудном отделе, 6 пар - на брюшке. Проходя через дыхальца, воздух очищается от пыли и собирается в мешках. Обратно выйти этот воздух не может из-за того, что дыхальца имеют клапаны. Из мешков воздух по трахеям через крошечные кольцевые ответвления разносится ко всем системам организма. Покидает воздух организм только через брюшные дыхальца. Крупные первые дыхальца надёжно защищены густым волосяным покровом, но в них всё же могут попадать клещи и вызывать развитие болезни под названием акарапидоз.

Половая система

У пчёл существует два вида самок: матка и рабочая особь, но производить качественное потомство способен лишь первый вид. Обычно на всю пчелиную семью только одна матка. У рабочих особей половые органы очень репродуцированы. Яичники и яйцеводы не имеют развитых трубочек. Они начинают развиваться в определённых условиях (матка погибла и рабочие пчёлы изменили свой рацион). Это позволит самкам продуцировать яйца, но поскольку у них отсутствует семяприёмник, яйца будут неоплодотворённые и из них могут появиться лишь самцы. У матки же яичник имеет примерно 150 трубок, в которых находится по одной зрелой яйцеклетке. Яичники и влагалище соединены парным яйцеводом. С узкой частью влагалища через канал связан семяприёмник. Канал выполняет роль своеобразного дозатора, который в нужный момент пропускает несколько сперматозоидов. Если оплодотворение произойдёт, то из яйца появится рабочая особь, если нет - трутень. В разрезе половая система матки выглядит так (1 - яичник, 2 - парный яйцевод, 3 - семяприёмник, 4 - придаточная железа семяприёмника, 5 - влагалище, 6 - резервуар большой ядовитой железы, 7 - малая ядовитая железа, 8 - жало)

Строение и функции жала

Жало - средство защиты, обороны пчелы, а также помощь при откладывании яиц. Его имеют только самки. Выглядя как игла, жало представляет собой видоизменённый яйцеклад. Расположено оно на конце брюшка и прикрыто крайними его члениками. К нему подходят три системы желёз: смазочная, малая и большая ядовитые. Поверхность самого жала похожа на пилу, что позволяет ему застревать в тканях противника. Но, к сожалению, из-за этого пчела его теряет и гибнет. Чем дольше жало находится в «жертве», тем больше яда из резервуара попадёт в организм и тем больше нанесёт вреда ему. Яд - бесцветная жидкость с особым ароматом и горьким вкусом. На воздухе он быстро кристаллизуется. Строение жала представлено на рисунке ниже, где 1 - салазки, 2 - отростки салазок, 3 - продолговатая пластинка, 4 - щупик, 5 - треугольная пластинка, 6 - стилетики, 7 - квадратная пластинка, М1-М4 - мускулы жала, Б. Ж.- большая ядовитая железа, Яр - резервуар ядовитой железы, М. Ж.- малая ядовитая железа.

5 этап

Полезные свойства пчелы. Презентация подготовленная учащимися.

1. Значение пчелы в природе.

Какое значение имеют пчелы в природе? Роль пчел в опылении растений просто огромно - это их главная работа в природе. Всего за один полет пчела опыляет больше 100 растений: плодовых, лекарственных и ягодных культур. Она собирает нектар, которым питается ее потомство, и во время перелета с цветка на цветок, пчела переносит на теле и лапках пыльцу для опыления. Данный процесс повышает урожайность растений и увеличивает количество растений на Земле.

Таким образом, другие живые организмы обеспечены пищей растительного происхождения, да и количество кислорода увеличивается. Поэтому если количество пчелиных семей на планеты уменьшится, то могут исчезнуть больше 20 000 видов растений.

Так же пчелы ведут борьбу с вредными насекомыми. Выбирая весь нектар из цветов, пчелы-труженицы лишают других насекомых средств к существованию. Также они косвенно повышают плодородие почвы - увеличивая количество растений из семейства бобовых, тем самым участвуют в обогащении земли азотом и восстанавливают структуру почв.

Без этих насекомых не существовало бы таких растений как: орех, хлопчатник, арбуз, огурец, свекла, черника, виноград, вишни, брокколи, морковь, сельдерей, капуста, лук, груша, яблоко, абрикос, папайя, авокадо, кокосовые орехи, лимон, клубника, лайм и манго, так как пчелы - их главные опылители.

2.Значение пчел в жизни человека.

Пчелы показали себя не только как прекрасные опылители. Это единственные насекомые, которые производя продукты для человека - мед, пергу, воск, пыльцу, прополис, пчелиный яд, маточное молочко и многое другое.

Натуральный мед, производимый пчелами, признан самым вкусным и популярным подсластителем в природе. Мед используют и как лекарственное общеукрепляющее, тонизирующее, восстанавливающее силы средство. Он обладает антибактериальным, бактерицидным, противовоспалительным действием. Его применяют для лечения ран и ожогов. Когда у меня болит горло, мама часто дает мне горячее молоко с медом. Также мед используют в косметологии и кулинарии.

Прополис - это пчелиный клей, которым пчелы заделывают щели в улье. У прополиса приятный аромат, горьковатый вкус. Установлено, что прополисом можно лечить многие заболевания кожи и слизистых оболочек. Лечебные свойства прополиса: обезболивающее, противозудное, противомикробное, тонизирует организм, повышает иммунитет, укрепляет эмаль зубов, обезболивает и размягчает мозоли. На основе прополиса делают настойки, мази, кремы.

Воск пчелиный вырабатывается восковыми железами пчелы. Выделяют его только молодые пчелы. Состав воска сложный и до конца не выяснен. Воск очень богат витамином А, необходимым для развития эпителия кожи, слизистой бронхов, горла, носа, желудка и кишечника, для остроты зрения. Пчелиный воск находит применение в медицине и косметологии. Он входит в состав некоторых пластырей, мазей, кремов. Также воск используют в быту. На основе воска делают свечи, цветные карандаши, вощенную бумагу (для выпечки), средства по уходу за обувью и мебелью (защищают от влаги, придают блеск), натирание металлических инструментов воском защищает их от коррозии.

Пчелиный яд - это своеобразный продукт жизнедеятельности пчел, весьма древнее целебное средство. Пчелиный яд прозрачен, имеет резкий запах, напоминающий запах меда, горький и жгучий вкус. В последнее время в медицине стали применять уколы на основе пчелиного яда, а также мази для втирания. Лечебное действие: противовоспалительное, обезболивающее, противомикробное. Повышает иммунитет, снижает холестерин в крови.

Маточное молочко вырабатывается молодыми рабочими пчелами и предназначается для кормления личинки, из которой развивается молодая матка, и самой матки. Маточное молочко в свежем виде представляет желеобразную массу, которое содержит микроэлементы и витамины. Лечебное действие: повышает аппетит, стимулирует рост волос, улучшает память и зрение, повышает иммунитет.

Перечисленные продукты являются лекарственными препаратами с мягким действием, поэтому их связывают с процветанием, здоровьем и долголетием. Даже существует направление неофициальной медицины, связанное с использованием продуктов пчеловодства - апитерапия. Правда, сначала нужно определить для себя, нет ли на эти продукты аллергии.

6 этап

1.Решение задачи.

Для того чтобы получился 1 г мёда, одна пчела-сборщица должна принести в улей примерно 300 г нектара, то есть 5000 нош.

Задание 1. Сколько граммов нектара должна собрать пчела, чтобы получилось 14 г мёда (одна чайная ложка)? Сколько нош она должна принести для этого?

[Учитель показывает чайную ложку мёда - насколько она мала]

Решение у доски и в тетрадях

1 г мёда - 300 г нектара - 5 000 нош

14 г мёда - ? г нектара - ? нош

300 х 14 = 4 200 г нектара - 4 кг 200 г

5 000 х 14 = 70 000 нош

Ответ: для получения чайной ложки мёда пчеле надо принести 4 кг 200 г нектара, то есть 70 000 нош.

Вывод: насколько мала чайная ложка, но как велик труд пчелы для создания такого количества мёда!

1. «Закончи предложение»

1. Пыльца, пропитанная медом …(перга)

2. Расширение пищевода рабочих пчел, в котором образуется мед … (медовый зобик)

3. Углубление на задних ногах пчелы, где скапливается пыльца … (корзиночки)

4. Участки на брюшке, где образуется воск … зеркальце

5. Щетинки, предназначенные для счесывания пыльцы … щеточки

2. Заполните таблицу:

Признаки сравнения

матка

трутень

рабочая пчела

количество

Из каких яиц

кормление

Отделы тела

Особенности строения

роль

7 этап

Слайд 5. Пчёлы в искусстве.

8 этап

Исследовательская лабораторная работа (проводится демонстрация при помощи учащихся)

«Определение наличия в меде примесей: крахмала, мела.

Слайд 7. Определение примесей.

В химический стаканчик помещаем небольшое количество меда и воды. Перемешиваем.

Что наблюдаем? Выпал ли осадок? Если осадок появился, значит, в меде присутствует примесь.

Слайд 8. Определение крахмала.

В химический стаканчик помещаем небольшое количество меда и воды. Перемешиваем. Добавляем несколько капель йода.

Что наблюдаем? Если появляется синее окрашивание раствора меда - значит мед содержит примесь - крахмал или муку.

Слайд 9. Определение мела.

В химический стаканчик помещаем небольшое количество меда и воды. Перемешиваем. Добавляем несколько капель уксусной кислоты.

Что наблюдаем?

Если произошло вскипание вследствие выделения углекислого газа, значит, мед содержит мел.

III. Заключение

9 этап

- С каким насекомым мы познакомились?

- Что нового узнали о медоносной пчеле?

- Самое главное значение пчел?

- Подведение итогов, оценки

10 этап

Домашнее задание, подготовить презентацию на тему «Муравьи».

Список используемой литературы

  1. Все о пчеловодстве. Практические советы пчеловодам. Сост. А.С.Забоенко.- Донецк: ПКФ «БАО», 2000.
  2. Мед щедрый дар природы. Оздоровительные рецепты. - СПб.:»Издательство «ДИЛЯ», 2004.
  3. Буренин Н.Л., Котова Г.Н. Справочник по пчеловодству. - М.: Агропромиздат, 1986.
  4. Т.В. Вахонина. Пчелиная аптека. С-П.Лениздат. 1992
  5. Донцов В.В., Донцов И.В., «Лекарственные растения и продукты пчеловодства: целебные свойства лекарственных трав и меда» Нижний Новгород: Издательство «Флокс», 1992 г.
  6. А.З. Злотин. Всё о пчёлах. Киев. Наукова думка.1990
  7. Ивлев А. В чудесном мире пчел. Л.,1988.
  8. Шабаршов И.А. «Пчеловодство» Москва «Просвещение» 1996.
  9. Новиков В.Б. Пчелы, цветы и здоровье. - М: ПРЕССА, 2005г.
  10. Ю.А.Черевко, Г.А. Аветисян. Пчеловодство АСТ Астрель. М.2003
  11. А.В. Суворин. Пчёлы и пасека. Ростов-на-Дону. «Феникс». 2011