Конспект урока по русскому языку «Виды местоимений». 6-й класс

Разделы: Русский язык

Классы: 5, 6

Ключевые слова: местоимение


Тип урока по ФГОС: урок рефлексии.

Цели урока:

  • обобщить и закрепить полученные знания о группах местоимений в русском языке;
  • активизировать самостоятельное мышление учащихся с целью выявления и устранения учебных дефицитов по теме «Виды местоимений».

Формируемые универсальные учебные действия (УУД):

  • познавательные - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели урока; поиск и использование на практике необходимой информации из учебника; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
  • коммуникативные - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • регулятивные (р.) - постановка учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; самостоятельное оценивание качества и уровня усвоения материала;
  • личностные (л.) - установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Оборудование:

  • учебник «Русский язык. 5 класс» - Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др.;
  • интерактивная доска;
  • карточки с заданиями;
  • принтер (при необходимости допечатать карточки).

Ход урока

Организационный момент - 2 мин. Проверка готовности к уроку, создание позитивного настроя учащихся.

Оформление тетради и запись под диктовку словосочетаний и предложений - 5 минут: кое о чем сообщить, ничему не научился, услышали его песню, встретили их в театре, винить себя, самый знаменитый бас, в те времена; Сколько зим, сколько лет! Не знаю, какая сейчас погода.

Работа с интерактивной доской - 8 минут: вспоминают группы местоимений, называют, параллельно заполняя готовую пустую блок-схему на доске. В розовых полях пишут примеры из предыдущего задания. Объясняют, почему два окна объединены (вопросительные и относительные), почему Сколько зим, сколько лет! содержит вопросительные местоимения (это риторический вопрос), определяют, что это фразеологизм и разъясняют его значение.

Самодиагностика - 1 минута: сравнивают записи в тетради с доской и определяют свои учебные дефициты: 1-2 группы местоимений, с которыми испытывают сложности.

Выбор задания для восполнения дефицитов - 2 минуты: 3 наиболее сильных ученика обходят класс с набором заданий, разложенных лицевой стороной вверх, учащиеся выбирают задания по сложной для себя теме (одно или два, по желанию).

Выполнение выбранных заданий - 15 минут. Учащиеся выполняют выбранные задания, сильные ученики консультируют тех, кто испытывает сложности, используя учебник (по одному сильному ученику на ряд). Желающие отсаживаются на задние парты и выполняют работу в паре с последующей взаимопроверкой. Выполнившие задание досрочно получают дополнительные карточки с темой на выбор.

Формирующее оценивание - 3 минуты: сильные ученики оценивают свой ряд, учитель - слабых и проблемных учеников, работавшие в паре - друг друга. Дежурные собирают тетради с работой и оценками.

Рефлексия - 4 минуты: учащиеся оценивают, насколько урок был полезен и интересен, предлагают, что можно улучшить и изменить в следующий раз, благодарят друг друга за помощь и совместную работу.

Приложение 1. Блок-схема для заполнения на интерактивной доске.

Приложение 2. Карточки с заданиями на выбор.

Число карточек

Текст на лицевой стороне карточки

Текст на оборотной стороне карточки

1

5

Личные местоимения

1. Просклоняйте местоимение я по падежам.

2. Прочитайте предложения. Кого обозначают выделенные местоимения 2 лица в данных предложениях?
А) Знаете ли вы украинскую ночь? Нет, вы не знаете украинской ночи! (В.Маяковский)
Б) «Весна!» - читаешь в каждом взоре; и ты, как празднику, ей рад. (А.Плещеев)

3. Вставьте пропущенное местоимение 3 лица в нужном падеже:
Ждать его - ждать у …,
Обнять ее - забрать у …
Отправить ему - послать к …
Какая особенность есть у местоимений 3-го лица, употребляемых с предлогами?

4. Укажите лицо, число и падеж личных местоимений.
От меня - … У тебя - … К нам - … Вами - … О нём - …

5. Спишите текст, заменяя, где это уместно, существительные личными местоимениями.
Увидев Татьяну, Герасим сперва, по обыкновению, с ласковым мычаньем закивал головой; потом вгляделся, вскочил, подошел к Татьяне, придвинул свое лицо к самому ее лицу... Татьяна от страха еще более зашаталась и закрыла глаза... Герасим схватил Татьяну за руку, помчал через весь двор, войдя с нею в комнату, толкнул ее прямо к Капитону. Татьяна так и обмерла... Герасим постоял, поглядел на Татьяну, махнул рукой, усмехнулся и пошел в свою каморку... (По И.С.Тургеневу)

2

5

Возвратное местоимение

1. Просклоняйте местоимение себя по падежам. Сколько падежных форм у вас получилось?

2. Подчеркните возвратное местоимение как член предложения и обозначьте его падеж:

Мы пошли к себе домой. Он взял деньги себе. Я долго ругал себя за эту оплошность. Она всегда недовольна собой.

1. Придумайте и запишите 1-2 предложения с фразеологизмом себе на уме, постарайтесь придумать такие предложения, чтобы из них был ясен смысл фразеологизма.

2. Исправьте речевые недочеты (устраните двусмысленность) в предложениях:

Косте понравился свой новогодний подарок. Жилец попросил дворника отнести вещи к себе. Профессор предложил ассистенту прочитать свой доклад.

3

12

Вопросительные и относительные местоимения

1. Переделайте предложения так, чтобы относительные местоимения стали вопросительными.

Я не знаю, кто сегодня дежурит. Надо посчитать, сколько дней до каникул. Учитель уже решил, кому поручить это задание.

2. Расставьте знаки препинания. Вопросительные местоимения подчеркните одной чертой, относительные - двумя.
1) Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. Что ищет он в стране далёкой что кинул он в краю родном? 2) Сколько сегодня было народу на площади? 3) Я знаю что вы будете делать сегодня вечером. 4) Она сегодня была в таком состоянии духа какое невозможно и представить. 5) Какое чувство вы испытываете когда читаете стихи об осени? 6) А это пшеница которая в тёмном чулане хранится. 7) Мама знает сколько времени готовится этот пирог.

3. Исправьте ошибки в употреблении форм глаголов и местоимений. Подчеркните грамматические основы в предложении 1 и 2.
Кто из девочек оставила здесь свою спортивную форму? Чего ты здесь забыл? Сколько много здесь людей!

4. Составьте и запишите два предложения с местоимением чей так, чтобы в одном предложении оно было вопросительным, а во втором - относительным.

4

12

Неопределенные местоимения

1. Спишите, раскрыв скобки, обозначьте орфограммы:
(Не)кто взял у вас одно яблоко. Купи (не)сколько апельсинов. Я (кое)что тебе принес. Под кроватью кто(то) чихнул! Я хочу быть хоть сколько(нибудь) полезен своей Родине. Кое(у)кого слишком много конфет, а у меня ни одной нет. Какой(то) странный вкус у этой пиццы. У меня нет желания говорить с кем(либо) на эту тему.
Нарисуйте схему, отражающую особенности правописания неопределенных местоимений (в схеме должны быть отражены приставки не-, кое-, суффиксы -то, -либо, -нибудь).

2. Вставьте подходящие по смыслу неопределенные местоимения с суффиксами -то, -либо, -нибудь, с приставкой кое-.
1. Поздно вечером ___ постучался к нам. 2. На берегу реки росла ___ пышная зелень. 3. Расскажите ___ о вашей поездке по стране. 4. Товарищ вытащил из шкафа ___ книгу. 5. Вскоре мы заметили на дороге ___ черное.

3. Исправьте ошибки в употреблении неопределенных местоимений.
Захвати мне что-то вкусное на кухне. Если кое-кто не будет выключать свет, мы переплатим за электричество. Я тебе что-нибудь интересное принес, угадай, что.

5

15

Отрицательные местоимения

1. Подчеркните отрицательные местоимения, поставьте в них ударения, раскройте скобки.
1) Я окликнул хозяев - (н...) кто не отвечал мне. Я отправился на двор, и там (н...) кого не было. 2) Долго не находил я (н...) какой дичи. 3) Я (н...) чего не слышал, кроме шума листьев. 4) Мне н... (на) кого пенять - сам виноват. 5) Подружиться, действительно сблизиться он н... (с) кем не мог. 6.) Оба они н... (к) чему не имели особой страсти или привязанности.

2. Вставьте нужное отрицательное местоимение:
1. Вчера я видел всех, а сегодня я _________ не видел. 2. Он получает письма от родителей и от друзей, а я _________ не получаю писем. 3. Том знаком со всеми, а Джон________ не знаком. 4. Мой друг был у всех, а моя подруга _________ не была. 5. С вами мы говорим обо всём, а с ними я ________ не могу говорить. 6. Я всем занимаюсь: спортом, музыкой, танцами, а он ______ не занимается.

3. Выберите одну пословицу, спишите ее. Придумайте ситуацию, в которой ее можно употребить. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этой пословицы.
Кто поздно приходит, тот (ни)чего (не)находит. Кто привык бранит(?)ся, тому ни(с)кем (не)ужит(?)ся.

6

8

Притяжательные местоимения

1. Просклоняйте словосочетание наша родная земля, выделив окончания местоимения и прилагательного. Сделайте вывод о сходстве склонения притяжательных местоимений и прилагательных.

2. Спишите предложения в две колонки: 1 - с личными местоимениями, 2 - с притяжательными местоимениями. Сделайте вывод.

Мы были в восторге от его песни. Я встретил его вчера. Всем понравилось ее платье. Обними ее и поцелуй. Я игнорирую их насмешки и оскорбления. Их лица слились в одно размытое пятно.

3. Исправьте ошибки в употреблении местоимений.

Иной раз там и слышу разговоры ихние, да все мимо ушей… (В.Короленко) Я предложил ему взять свою книгу.

7

8

Указательные местоимения

1. Просклоняйте словосочетание столько мнений по падежам. Сделайте вывод о сходстве склонения вопросительного местоимения сколько и указательного местоимения столько.

2. Спишите, подчеркнув указательные местоимения как члены предложения.

Спрашивать дорогу нужно у того, кто не торопится. Этот, как всегда, нисколько не решителен. У него был такой же велосипед, как у меня. Приговор был таков: казнить нельзя, помиловать.

3. Спишите, обозначив указательные местоимения буквой у, а относительные - буквой о. Сделайте вывод о роли указательных местоимений в сложных предложениях.

Я прочитал ту книгу, о которой ты говорил; Вечера были такими тёплыми, какими бывают только в разгаре лета; Я решил столько задач, сколько мне задали.

8

12

Определительные местоимения

1. Укажите разряды местоимений, подчеркните определительные местоимения как члены предложения.

2. Всё будет хорошо! 2) Каждый охотник желает знать, где сидит фазан. 3) Всякий человек сам себя воспитать должен. 4) Сам с ноготок, борода с локоток. 5) Москва - самый большой город в Европе. 6) Любая проблема - это замаскированная удача.

3. Просклоняйте словосочетания сам певец и самый громкий (сверяйтесь с учебником, стр. 93). Сделайте вывод об ударении в этих определительных местоимениях.

4. Определительное местоимение сам встречается в таких выражениях: сам не свой, сам себе хозяин, сам по себе, сам с усами, само собой. Придумайте предложение с одним из этих фразеологизмов. Постарайтесь, чтобы из вашего предложения было понятно лексическое значение фразеологизма.

9

8

Все понял хорошо, хочу проверить себя

1. Спишите текст. Укажите разряды местоимений. В предложениях 1-6 подчеркните местоимения как члены предложения.

1.Что случилось с природой? Всё вокруг ожило, словно кто(то) её ра…красил. 2.Потрудилась художница-Весна! 3.У этой художницы есть свои краски, которые она подарила природе. 4.Своим любимым зелёным цветом она ра…красила р…стущую травку. 5.Таким же цветом покрыла лес. 6.Голубой она под…рила небу, а белый - тем д…лёким облакам. 7.Но впереди у Весны ещё столько работы! 8.Разные краски понадобят…ся ей, чтобы создать пр…крас…ный орнамент, чтобы завершить чудес…ные пр…вращения!

2. Посмотрите на задание 1. Какие разряды местоимений не встречаются в тексте? Приведите примеры словосочетаний с местоимениями этих разрядов.