Тип урока по ФГОС: урок рефлексии.
Цели урока:
- обобщить и закрепить полученные знания о группах местоимений в русском языке;
- активизировать самостоятельное мышление учащихся с целью выявления и устранения учебных дефицитов по теме «Виды местоимений».
Формируемые универсальные учебные действия (УУД):
- познавательные - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели урока; поиск и использование на практике необходимой информации из учебника; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
- коммуникативные - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- регулятивные (р.) - постановка учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; самостоятельное оценивание качества и уровня усвоения материала;
- личностные (л.) - установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Оборудование:
- учебник «Русский язык. 5 класс» - Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др.;
- интерактивная доска;
- карточки с заданиями;
- принтер (при необходимости допечатать карточки).
Ход урока
Организационный момент - 2 мин. Проверка готовности к уроку, создание позитивного настроя учащихся.
Оформление тетради и запись под диктовку словосочетаний и предложений - 5 минут: кое о чем сообщить, ничему не научился, услышали его песню, встретили их в театре, винить себя, самый знаменитый бас, в те времена; Сколько зим, сколько лет! Не знаю, какая сейчас погода.
Работа с интерактивной доской - 8 минут: вспоминают группы местоимений, называют, параллельно заполняя готовую пустую блок-схему на доске. В розовых полях пишут примеры из предыдущего задания. Объясняют, почему два окна объединены (вопросительные и относительные), почему Сколько зим, сколько лет! содержит вопросительные местоимения (это риторический вопрос), определяют, что это фразеологизм и разъясняют его значение.
Самодиагностика - 1 минута: сравнивают записи в тетради с доской и определяют свои учебные дефициты: 1-2 группы местоимений, с которыми испытывают сложности.
Выбор задания для восполнения дефицитов - 2 минуты: 3 наиболее сильных ученика обходят класс с набором заданий, разложенных лицевой стороной вверх, учащиеся выбирают задания по сложной для себя теме (одно или два, по желанию).
Выполнение выбранных заданий - 15 минут. Учащиеся выполняют выбранные задания, сильные ученики консультируют тех, кто испытывает сложности, используя учебник (по одному сильному ученику на ряд). Желающие отсаживаются на задние парты и выполняют работу в паре с последующей взаимопроверкой. Выполнившие задание досрочно получают дополнительные карточки с темой на выбор.
Формирующее оценивание - 3 минуты: сильные ученики оценивают свой ряд, учитель - слабых и проблемных учеников, работавшие в паре - друг друга. Дежурные собирают тетради с работой и оценками.
Рефлексия - 4 минуты: учащиеся оценивают, насколько урок был полезен и интересен, предлагают, что можно улучшить и изменить в следующий раз, благодарят друг друга за помощь и совместную работу.
Приложение 1. Блок-схема для заполнения на интерактивной доске.
Приложение 2. Карточки с заданиями на выбор.
№
|
Число карточек |
Текст на лицевой стороне карточки |
Текст на оборотной стороне карточки |
1 |
5 |
Личные местоимения |
1. Просклоняйте местоимение я по падежам.
2. Прочитайте предложения. Кого обозначают выделенные местоимения 2 лица в данных предложениях?
3. Вставьте пропущенное местоимение 3 лица в нужном падеже:
4. Укажите лицо, число и падеж личных местоимений.
5. Спишите текст, заменяя, где это уместно, существительные личными местоимениями.
|
2 |
5 |
Возвратное местоимение |
1. Просклоняйте местоимение себя по падежам. Сколько падежных форм у вас получилось? 2. Подчеркните возвратное местоимение как член предложения и обозначьте его падеж: Мы пошли к себе домой. Он взял деньги себе. Я долго ругал себя за эту оплошность. Она всегда недовольна собой. 1. Придумайте и запишите 1-2 предложения с фразеологизмом себе на уме, постарайтесь придумать такие предложения, чтобы из них был ясен смысл фразеологизма. 2. Исправьте речевые недочеты (устраните двусмысленность) в предложениях: Косте понравился свой новогодний подарок. Жилец попросил дворника отнести вещи к себе. Профессор предложил ассистенту прочитать свой доклад. |
3 |
12 |
Вопросительные и относительные местоимения |
1. Переделайте предложения так, чтобы относительные местоимения стали вопросительными. Я не знаю, кто сегодня дежурит. Надо посчитать, сколько дней до каникул. Учитель уже решил, кому поручить это задание.
2. Расставьте знаки препинания. Вопросительные местоимения подчеркните одной чертой, относительные - двумя.
3. Исправьте ошибки в употреблении форм глаголов и местоимений. Подчеркните грамматические основы в предложении 1 и 2.
4. Составьте и запишите два предложения с местоимением чей так, чтобы в одном предложении оно было вопросительным, а во втором - относительным. |
4 |
12 |
Неопределенные местоимения |
1. Спишите, раскрыв скобки, обозначьте орфограммы:
2. Вставьте подходящие по смыслу неопределенные местоимения с суффиксами -то, -либо, -нибудь, с приставкой кое-.
3. Исправьте ошибки в употреблении неопределенных местоимений.
|
5 |
15 |
Отрицательные местоимения |
1. Подчеркните отрицательные местоимения, поставьте в них ударения, раскройте скобки.
2. Вставьте нужное отрицательное местоимение:
3. Выберите одну пословицу, спишите ее. Придумайте ситуацию, в которой ее можно употребить. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этой пословицы.
|
6 |
8 |
Притяжательные местоимения |
1. Просклоняйте словосочетание наша родная земля, выделив окончания местоимения и прилагательного. Сделайте вывод о сходстве склонения притяжательных местоимений и прилагательных. 2. Спишите предложения в две колонки: 1 - с личными местоимениями, 2 - с притяжательными местоимениями. Сделайте вывод. Мы были в восторге от его песни. Я встретил его вчера. Всем понравилось ее платье. Обними ее и поцелуй. Я игнорирую их насмешки и оскорбления. Их лица слились в одно размытое пятно. 3. Исправьте ошибки в употреблении местоимений. Иной раз там и слышу разговоры ихние, да все мимо ушей… (В.Короленко) Я предложил ему взять свою книгу. |
7 |
8 |
Указательные местоимения |
1. Просклоняйте словосочетание столько мнений по падежам. Сделайте вывод о сходстве склонения вопросительного местоимения сколько и указательного местоимения столько. 2. Спишите, подчеркнув указательные местоимения как члены предложения. Спрашивать дорогу нужно у того, кто не торопится. Этот, как всегда, нисколько не решителен. У него был такой же велосипед, как у меня. Приговор был таков: казнить нельзя, помиловать. 3. Спишите, обозначив указательные местоимения буквой у, а относительные - буквой о. Сделайте вывод о роли указательных местоимений в сложных предложениях. Я прочитал ту книгу, о которой ты говорил; Вечера были такими тёплыми, какими бывают только в разгаре лета; Я решил столько задач, сколько мне задали. |
8 |
12 |
Определительные местоимения |
1. Укажите разряды местоимений, подчеркните определительные местоимения как члены предложения. 2. Всё будет хорошо! 2) Каждый охотник желает знать, где сидит фазан. 3) Всякий человек сам себя воспитать должен. 4) Сам с ноготок, борода с локоток. 5) Москва - самый большой город в Европе. 6) Любая проблема - это замаскированная удача. 3. Просклоняйте словосочетания сам певец и самый громкий (сверяйтесь с учебником, стр. 93). Сделайте вывод об ударении в этих определительных местоимениях. 4. Определительное местоимение сам встречается в таких выражениях: сам не свой, сам себе хозяин, сам по себе, сам с усами, само собой. Придумайте предложение с одним из этих фразеологизмов. Постарайтесь, чтобы из вашего предложения было понятно лексическое значение фразеологизма. |
9 |
8 |
Все понял хорошо, хочу проверить себя |
1. Спишите текст. Укажите разряды местоимений. В предложениях 1-6 подчеркните местоимения как члены предложения. 1.Что случилось с природой? Всё вокруг ожило, словно кто(то) её ра…красил. 2.Потрудилась художница-Весна! 3.У этой художницы есть свои краски, которые она подарила природе. 4.Своим любимым зелёным цветом она ра…красила р…стущую травку. 5.Таким же цветом покрыла лес. 6.Голубой она под…рила небу, а белый - тем д…лёким облакам. 7.Но впереди у Весны ещё столько работы! 8.Разные краски понадобят…ся ей, чтобы создать пр…крас…ный орнамент, чтобы завершить чудес…ные пр…вращения! 2. Посмотрите на задание 1. Какие разряды местоимений не встречаются в тексте? Приведите примеры словосочетаний с местоимениями этих разрядов. |