Развитие мелкой моторики рук дошкольников с использованием наглядно-дидактических игр (мастер-класс для педагогов)

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


В последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. На сегодняшний день в арсенале педагогов, имеется обширный практический материал, включающий традиционные методы так и нетрадиционные технологии.

В России с давних пор было принято с раннего возраста учить ребенка играть со своими пальчиками. Это были такие игры как «Ладушки», «Сорока-белобока» и т.д. После мытья ручки малыша вытирали полотенцем, как бы массируя каждый пальчик по отдельности. Доказано, что тонкая работа пальцами способствует развитию речи у детей. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребенка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно - надо обратить их в интересные и полезные игры.

От того, насколько ловко, научиться, ребёнок управлять своими пальчиками в самом раннем возрасте, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развивается память, внимание, а также словарный запас, а также мы можем подготовить руку ребёнка к письму, рисованию умению, пользоваться ножницами, одеваться и выполнять другие действия, для которых важны ловкие пальцы.

Мастер: Обращается к участникам мастер класса: «Что включает в себя понятие - мелкая моторика рук? Какие виды игр смогут продуктивно развивать мелкую моторику рук». После выступления коллег. Обращает внимание на презентацию:

Мелкая моторика - способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук.

Сегодня, я хочу вас познакомить с особенностями и результатами работы с малышами по развитию мелкой моторики рук:

Работая в первой младшей группе, я уделяю особое внимание, развитию мелкой моторики, отвожу для этих занятий больше времени.

В своей работе по развитию мелкой моторики я использую пальчиковые игры, различные игры, сделанные своими руками и приобретенными в магазине.

Хочу коротко рассказать о некоторых особенностях проведения некоторых из них:

1) Игра «Прищепки» задание состоит в том, чтобы на края круга нацепить обычные белье прищепки тремя пальцами. Это хорошее упражнение для развития мелкой моторики рук, которые одновременно является и тактильным упражнением; (цвет, форма и т.д.) картинки можно придумать огромное количество: иголочки на спине у ежика, лучики для солнышка, лапки гусенички.

2) Игра «Рисование на манке» - для детей такая техника - это новшество, которое завораживает каждого ребенка. С помощью нее развивается творческое мышление, фантазия, воображение, мелкая моторика и многое другое.

3) «Цветные резиночки»;

4) «Картинки «Обводилки»;

5) «Цветные шарики»

6) прием Су-Джок

Приемами Су-Джок являются массаж кистей специальными шариками и эластичными кольцами, массаж стоп. Су-Джок представляет собой шарик - две соединенные полусферы, внутри которого, как в коробочке, находятся два специальных кольца, сделанных из металлической проволоки так, что можно их легко растягивать, свободно проходить ими по пальцу вниз и вверх, создавая приятное покалывание.

Формы работы с Су-Джок - самые разнообразные. Прежде всего, это различные пальчиковые упражнения как шариком Су-Джок, так и с эластичным кольцом. Движения могут быть различными - круговые движения шарика между ладонями, перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони, вращение шарика кончиками пальцев, сжимание шарика между ладонями, сжимание и передача из руки в руку, подбрасывание шарика с последующим сжатием между ладонями и т.д. Каждое упражнение сопровождается небольшим стишком, потешкой и т.д.

Кроме этого, совершенствования навыков пространственной ориентации, дети выполняют инструкции: Проведение шарика по дорожкам различной конфигурации в заданном направлении.

Написание геометрических фигур, дорожек, прокатыванием шарика по поверхности стола, на ладони, работа по образцу, игры на закрепление цвета

Эту работу можно проводить в течение 1-2 минут перед выполнением заданий, связанных с рисованием, лепкой, письмом, проводить в качестве пальчиковой гимнастики во время динамической паузы на занятиях. Упражнения с использованием Су-Джок обогащают знания ребенка о собственном теле, развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, опосредованно стимулируют речевые области в коре головного мозга, а так же способствуют общему укреплению организма и повышению потенциального энергетического уровня ребенка. Кроме того, они помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее, создают благоприятный психофизиологический комфорт детям во время занятия.

В результате использования Су-Джок массажера происходит:

  • благоприятное воздействие на весь организм;
  • стимуляция речевых зон коры головного мозга;
  • развитие координации движений и мелкой моторики.

Развитие произвольного поведения, внимания, памяти, речи и других психических процессов, необходимых для становления полноценной учебной деятельности.

Цель: передача коллегам личного профессионального опыта по направлению развитие мелкой моторики дошкольников с использованием наглядно- дидактических игр и методики Су-Джок терапии.

Задачи: познакомить педагогов с особенностями совершенствования речевых умений младших дошкольников посредством организации и проведения занятий по развитию мелкой моторики с использованием наглядного дидактических игр и Су-Джок терапии.

Материалы: манка, прищепки, мягкие шарики, резинки, цветные скрепки (набор рассчитан на мастера и всех участников мастер-класса)


Этапы мастер-класса

Содержание этапа

Деятельность мастера

Деятельность участников

1. Ориентировочно-мотивационный

Задача: постановка целей и задач мастер-класса: обеспечение мотивации участников мастер-класса

Приветствие, вступительное слово.
Определение темы, задач занятия. Вовлечение участников в целеполагание. Мотивация участников на совместную деятельность.

Мастер с использованием мультимедийной презентации рассказывает об актуальности развития мелкой моторику детей. Ссылается на имеющийся опыт педагогической деятельности, обращает внимание на эффективность использования Су-Джок терапии.

Участники: педагоги детского сада. Активно участвуют в определении личностно-значимой цели мастер-класса. Включаются в организацию предстоящей практической деятельности. Вступают в диалоговое общение с мастером мастера класса, задают вопросы.

2. Актуализация субъектного опыта участников

Задача: заинтересовать участников мастер-класса предстоящим практическим освоением педагогической деятельности по направлению развитие мелкой моторики рук, как результат повышение речевой активности дошкольников, обеспечение активности участников мастер-класса в предстоящей деятельности.

Мастер представляем вниманию коллег материал по актуальности педагогической деятельности, обучение которой он планирует организовать в рамках мастер класса.

Мастер, используя изречение мысли известного педагога В.Сухомлинского цитирует: «Ум ребенка находиться на кончиках его пальцев». Мастер активизирует аналитические способности участников мастер-класса посредством рассказа об особенностях обучения ребенка используя их тактильные умения (массаж пальчиков).
Мастер: «В России с давних пор было принято с раннего возраста учить ребенка играть со своими пальчиками. Это были такие игры как «Ладушки», «Сорока-белобока» и т.д. После мытья ручки малыша вытирали полотенцем, как бы массируя каждый пальчик по отдельности. Доказано, что тонкая работа пальцами способствует развитию речи у детей. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребенка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно - надо обратить их в интересные и полезные игры.

Участники мастер-класса внимательно слушают информацию об актуальности, разработанной мастером направленности по развитию речи дошкольников посредством развития мелкой моторики рук.
Участвуют в беседе, делятся подобными педагогическими проблемами и способами их практического решения

3. Целеполагание

Задача: постановка целей участниками и выявление их ожиданий

Мастер, используя метод беседы подводит участников мастер класса к пониманию ценности использования методов и приемов по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.

Мастер, обращая внимание на мультимедийную презентацию, обозначает: почему именно развивая мелкую моторику рук малышей, мы сможем получить развитие речевой активности детей???
Обращается к участникам мастер класса: «Что включает в себя понятие - мелкая моторика рук? Какие виды игр смогут продуктивно развивать мелкую моторику рук». После выступления коллег. Обращает внимание на презентацию:
Мелкая моторика - способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук.

Мастер обобщая, называет предложенные педагогами виды игр, дополняет ответы аудитории. Подводит коллег к осознанию направлению предстоявшей деятельности.

Участники мастер класса отвечают на вопросы мастера, обращаясь к своему личному педагогическому опыту, называют вид игр по развитию мелкой моторики рук.

4. Информационно-деятельностный этап

Задача: Знакомство с технологией проведение НОД по развитию мелкой моторики рук (приемами, методами, способами деятельности); создание атмосферы коллективного взаимодействия по формированию определенных умений; обеспечение практической деятельности участников по освоению.

Знакомство с этапами проведения НОД с использованием наглядно - дидактических игр по развитию мелкой моторики рук (Приемами, способами деятельности)
Применение на практике полученных знаний: конструктивных фрагментов занятия с использованием освоенной методики
(разработанной мастером мастер-класса) (способов, приемов, методов, форм, методики)

Мастер наглядно показывает этапы проведения наглядно - дидактических игр, элементов Су-Джок терапии по направлению развитие мелкой моторики рук. Свою деятельность комментирует с опорой на мультимедийную презентацию. (способ, прием, метод, форму, методику, разработанную для решения задачи по развитию мелкой моторики рук дошкольников).
Организует самостоятельную работу участников мастер-класса и управляет ею. Мастер организует обсуждение, обмен мнениями участников, дает оценку происходящему.

Группа педагогов-участников мастер-класса, анализируют, предложенную методическую разработку, мастера, (способы, приемы, методы, форму, методика).

Участники мастер-класса осваивают технологию, представленную мастером (способ, прием, метод) в практической деятельности, где они выполняют непосредственно роль дошкольников.

5. Рефлексивный

Задача: оценка эффективности взаимодействия Мастера и участников мастер-класса: определение значимости полученных знаний и умений для использования в дальнейшей педагогической деятельности.

Подведение итогов

Проводиться дискуссия по результат совместной деятельности Мастера и участников. Мастер использует разработанные карты рефлексии.

Коллеги, результаты проведенной мною работы, хочу увидеть и услышать (как обратная связь) в ходе заполнения вами карт рефлексии сегодняшнего мастер-класса.

Участники мастер класса делают вывод об эффективности взаимодействия участников мастер-класса, актуальности полученных знаний результативности достижения цели. Оценивает полученный опыт возможность применения в дальнейшей практике.