Коррекционно-развивающая и инновационная деятельность при логопедическом сопровождении образовательного процесса

Разделы: Логопедия


Современная школа нацелена на создание условий для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Хорошо развитая речь в жизни каждого из нас - это и успешность обучения в школе, и качество межличностных отношений с окружающими, и выбор будущей профессии, и психологический комфорт семейной жизни.

Речь - визитная карточка человека.

В связи с этим, логопедическое сопровождение обучающихся с ОВЗ является неотъемлемой частью коррекционно-развивающей работы.

Презентация

слайд Этапы логопедического сопровождения:

Логопедическое сопровождение ребенка начинается с момента его поступления в школу и осуществляется в несколько основных этапов:

  • I этап логопедического сопровождения начинается со всестороннего обследования речи ребенка (устной и письменной речи учащихся).
  • II этап логопедического сопровождения - коррекционная работа
  • III этап - отслеживание динамики речевого развития, мониторинг.

Слайд. Диагностика речевого обследования содержит следующие речевые пробы:

  1. Исследование понимания речи.
  2. Исследование сенсомоторного уровня речи.
  3. Исследование грамматического строя речи и словоизменения.
  4. Исследование словаря и навыков словообразования.
  5. Исследование связной речи.
  6. Исследование общей и мелкой моторики.
  7. Исследование письменной речи.

Все полученные данные анализируются, сопоставляются и фиксируются в речевых картах детей, составляются речевые профили учащихся. С результатами логопедического обследования знакомятся учителя начальных классов. Краткий анализ данных обследования позволяет сделать прогноз и наметить пути дальнейшего логопедического сопровождения.

Со второй половины сентября по май осуществляется II этап логопедического сопровождения. Этот этап самый объёмный и значимый. В зависимости от поставленного диагноза строится дальнейшая коррекционная работа, которая осуществляется на индивидуальных или подгрупповых занятиях.

Слайд. Коррекционно-педагогическая помощь детям с проблемами в речевом развитии включает в себя:

  • устранение дефектов звукопроизношения;
  • обогащение словарного запаса;
  • развитие грамматического строя речи;
  • формирование связной речи;
  • формирование просодической стороны речи;
  • формирование фонематических процессов;
  • развитие общей и мелкой моторики;
  • устранение дисграфии и дизорфографии.

Слайд. Вся коррекционная работа идет в рамках адаптированной образовательной программы. Программы разработаны в соответствии с требованиями ФГОС.

  • Рабочая программа для обучающихся с задержкой психического развития (7.1, 7.2) по коррекционному курсу «Логопедические занятия»
  • Рабочая программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 по коррекционному курсу «Коррекционно-развивающие логопедические занятия»
  • Рабочая программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2 по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация»
  • Рабочая программа для детей с расстройствами аутистического спектра (8.3), (8.4), по коррекционному курсу «Эмоциональное и коммуникативное речевое развитие»
  • Рабочая программа для обучающихся с тяжёлым нарушением речи (5.1) по коррекционным курсам «Логопедические занятия», «Логоритмика»
  • Рабочая программа для обучающихся с тяжёлым нарушением речи (5.2) по коррекционном курсам «Индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа», «Логоритмика», «Произношение», «Развитие речи»
  • Рабочая программа для детей с нарушением слуха по коррекционному курсу «Развитие восприятия и воспроизведение устной речи»
  • Рабочая программа для детей снарушением слуха по коррекционному курсу «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи
  • Рабочая программа для детей с НОО (6.2) по коррекционному курсу «Логопедические занятия»

слайд Особенности логопедической работы с обучающимися

1. В силу того, что нарушения речи у детей с ОВЗ носят стойкий характер, логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки, чем работа с учащимися массовых школ.

2. Ведущим нарушением у данных учащихся является недоразвитие познавательной деятельности, поэтому весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

3. Учитывая логопедическое заключение -планирование составляется таким образом, чтобы коррекционная работа осуществлялась над речевой системой в целом, то есть в каждое занятие включаются задачи на развитие фонетико-фонематической стороны речи, лексико-грамматического строя и связной речи, звуко- буквенного анализа и синтеза.

4. Максимальное включение анализаторов (зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения), а также использование разнообразной наглядности (схемы, муляжи, разрезная, магнитная азбука, игровые упражнения, технические средства обучения).

5. Дифференцированный подход, который предполагает построение коррекционной работы с учётом развития возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка на основе максимальной активизации «зоны ближайшего развития».

6. Учитывая тесную связь ручной и речевой моторики, включаем в занятия упражнения на развитие тонких движений рук, задания по оречевлению действий.

7. Логопедическая работа должна подготавливать детей к усвоению программы по русскому языку, поэтому её содержание находится в соответствии с программой обучения грамоте, изучения родного языка.

8. На занятиях тщательно дозируются задания и речевой материал. Любая задача раскладывается на простейшие задачи. Одно и тоже задание выполняется сначала на простом материале, затем на более сложном.

9.Учитываем быструю утомляемость, склонность к охранительному торможению детей с ограниченными возможностями здоровья, проводим частую смену видов деятельности, переключаем ребенка с одной формы работы на другую.

Для того чтобы разнообразить формы работы, сделать занятия интересными, повысить мотивацию детей мы используем инновационные технологии

Слайд. Я сделала акцент на трёх технологиях: арт-терапевтические, здоровьесберегающие, информационные. Раскрою немного каждую технологию:

Арт-терапевтические технологии

«Арт-терапия» является средством свободного самовыражения. Основная задача арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания человека через творчество и в повышении его адаптационных способностей.

Слайд. Музыкотерапию применяем в логопедии для развития у детей слухового внимания, чувства темпа, ритма, мыслительных способностей и фантазии.

Слайд. Кинезиологические упражнения - комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, когда полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация их работы. А так же эти упражнения способствует улучшению памяти, улучшает мыслительную деятельность.

Слайд. Артикуляционная гимнастика в сочетании с биоэнергопластикой.

Суть метода биоэнергопластики заключается в том, что ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляется движение кисти.

Данная методика позволяет логопеду избежать повторения многократных устных инструкций. Систематически применяя данную технологию у детей значительно ускоряется процесс коррекции звукопроизношения. Это объясняется тем, что работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.

Слайд Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности.

Коррекционные задачи сказкотерапии: создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребёнка; совершенствование лексико-грамматических средств языка; совершенствование звуковой стороны речи; развитие диалогической и монологической речи; эффективность игровой мотивации детской речи; взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;

Слайд. Мнемотехника - это система приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение). Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Слайд. Песочная терапия - способствует более качественной коррекции речи и развитию эмоционально - волевой сферы.

Благодаря играм с песком у детей развивается тактильно-кинетическая чувствительность и мелкая моторика рук; снимаетсямышечную напряжённость; развивается мотивация речевого общения; формируется первичные произносительные умения и навыки; пополняется словарь; формируется связная речь.

Слайд. Техники изо-терапии, используемые для развития речи: техника «кляксография»; пальцевая живопись; рисование мягкой бумагой; рисование тычком жёсткой полусухой кистью; ниткография; рисование на манке; техника отпечатывания ватой; техника «оттиск пробками»; рисование ладонями.

Здоровьесберегающие технологии

Слайд. Сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения - одна из приоритетных задач педагогики. Сохранение и укрепление здоровья, особенно важны для детей с нарушением речи, т.к. они соматически ослаблены, а некоторые имеют хронические заболевания.

Дыхательная гимнастика очень полезна для организма: она улучшает обмен кислородом по всему телу. При выполнении дыхательной гимнастики кровь активно насыщается кислородом, при этом улучшается работа лёгких, головного мозга, нервной системы.

Большим успехом у детей пользуются массажеры Су-Джок. Данная технология направлена на активизацию зон коры головного мозга с целью профилактики и коррекции речевых нарушений, так как стимуляция биоэнергитических точек способствует созреванию нервных клеток и их активному функционированию.

А это способствует повышению работоспособности мозга и, соответственно, улучшению памяти, концентрации внимания, развитию моторики, повышению коэффициента интеллекта.

Слайд. Информационная технология

Использование компьютерных логопедических программ, игр и тренажёров:

ИГРЫ ДЛЯТИГРЫ - компьютерная логопедическая программа, предназначенная для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Игры для тигры содержат:

  • упражнения на дыхание - выработку длительности и силы воздушной струи;
  • уроки на ритмичное повторение заданного звука (слога, слова)
  • занятия по модуляции голоса (управление громкостью и высотой);
  • упражнения на звуковой анализ и синтез;
  • лексические упражнения.

Слайд РАЗВИТИЕ РЕЧИ-УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО - данная программа позволяет научить детей дифференцировать речевые и неречевые звуки, звукоподражания, помогает развивать связанную речь.

Слайд БУКВАРИЯ - комплексное развивающее пособие, ориентированное на решение задач по обучению детей чтению, основам грамоты, а также развитию речи. Программа рассчитана на длительное систематическое использование в педагогической работе с детьми, включает более 160 красочно иллюстрированных вариативных и многоуровневых заданий. Поэтапное изучение звуков и букв русского алфавита возможно благодаря последовательному прохождению всех игр на каждую букву.

Слайд ЛОГО ИГРЫ - логопедический тренажёр помогающий автоматизировать звуки, корректировать речевое дыхание.

Слайд ДЕЛЬФА - 142 - логопедический тренажер позволяет работать с любыми речевыми единицами: от звука до текста, решать разнообразные логопедические задачи: от коррекции речевого дыхания до развития лексико - грамматической стороны речи

Слайд БАБА ЯГА УЧИТ БУКВЫ данная игра помогает формировать навыки звукового анализа и синтеза

Такая деятельность способствует эффективной организации работы с детьми с ОВЗ.