Цель: поделиться опытом работы по формированию читательской грамотности через разные типы заданий при работе с текстом.
Задачи:
- раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с разными приёмами и типами заданий;
- отработать приемы работы с текстом на деятельностной основе (работа в группах, индивидуальная работа).
Социальная значимость заключается в том, что данные приёмы при работе с текстом при формировании читательской грамотности могут быть использованы учителями, работающими с детьми младшего школьного возраста в образовательном процессе начальной школы.
Ожидаемые результаты: участники мастер-класса получат знания о разных типах заданий по формированию читательской грамотности и смогут использовать приобретенные знания в своей практике.
Оборудование: компьютер, проектор, выделители, файлы с заданиями для работы.
Ход мастер-класса
I. Организационный момент
- Добрый день, уважаемые коллеги! Слайд №1 Начать свой мастер класс я бы хотела со слов А.Н.Толстого «Никогда никакими силами вы не заставите читателя познать мир через скуку. Читать должно, быть интересно».
- Для того чтобы детям на уроке было интересно читать, нужно использовать разнообразные приёмы и задания при работе с тексом.
Слайд №2. И сегодня на нашем мастер - классе «Формирование читательской грамотности, через разные приёмы и типы заданий при работе с текстом» я предложу приемы, которые помогут в развитии читательской грамотности.
II. Знакомство с приемами
- Уважаемые коллеги! Существует множество форм, методов и приёмов работы по формированию читательской грамотности. Сегодня поработаем с некоторыми приёмами, которые направлены на понимание текста.
- Перед тем, как приступить к работе с текстом, я предлагаю вам сгруппироваться. На каждом столе лежат кусочки изображения. Возьмите их, поднимитесь и найдите участников вашей команды, собрав изображение.
- 1 команда - изображение «Белый медведь на льдине».
- 2 команда - изображение «Белый медведь с медвежатами».
- 3 команда - изображение «Белый медведь ест рыбу».
Слайд №3. Начнём мы с Приёма «Ассоциативный куст».
- Посмотрите еще раз на собранную картинку. Возьмите рабочий лист №1, который лежит посередине стола один на группу.Обсудите и запишите ассоциации, которые у вас возникают, гладя на изображение. 1 минута
- Давайте послушаем, какие ассоциации возникли у каждой группы. (выступление групп).
- Молодцы! 1 минута.
- Как вы считаете, какая будет тема текста? Конечно, мы сегодня будем читать текст про белого медведя Приём «Антиципация» (предугадывание) один из важных приёмов до чтения текста.
- У вас у каждого на краю стола лежит лист с текстом. Сейчас вы будете работать индивидуально. Вам необходимо будет ознакомиться с текстом. Обратите внимание, кроме текста вам предложен глоссарий, в котором есть значения трудных для понимания слов. Для ознакомления текста даю 2 минуты.
- С текстом вы ознакомились.
- Возьмите рабочий лист №2. Сейчас вам необходимо записать по одному тонкому или толстому вопросу по содержанию текста. Приём «Тонкий и Толстый вопрос». Это прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса.
Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ. Тонкие вопросы могут начинаться со слов Кто? Что? Как? Когда? Где?
Толстый вопрос предполагает ответ развернутый. Толстые вопросы могут начинаться со слов: Объясните почему ? Почему вы считаете? В чем различие? И т.д.
Записываем вопросы, и ответ на свой вопрос. 1 мин.
Сейчас я попрошу вас встать и под музыку передвигаться в любом направлении, когда остановится музыка, находим себе пару и задаем друг другу свои вопросы, обращая внимание на ответ. Когда ваша пара справится с заданием, покакжите сигнал ,что вы готовы, чтобы можно было продолжить дальше. Опять начинаем двигаться под музыку. (звучит композиция «Песня про белых медведей» из к/ф Кавказская пленница). 5 мин.
- Спасибо! Присаживайтесь на свои места.
- Коллеги я сейчас предлагаю вам активизировать свою память. Возьмите, пожалуйста, лист с текстом. Пробегитесь глазами по тексту ещё раз. Даю 30 секунд. Переверните текст. Задание «Интерпретация текста».
- Возьмите рабочий лист №3 и выделитель. Выделите те сочетания слов, которые точно встречались в тексте. 1 мин.
- Коллеги теперь порошу поменяться с вашим соседом выделителем и свериться с правильным ответом, если вы, что-то не выделили, то выделяем.Если вы ошиблись, то вы провидите линию поверх того цвета, которым вы выделили в начале. Слайд №8. Молодцы!
- Возьмите рабочий лист №4. Работаем в парах. Необходимо выполнить задания на «Соответствие», нужно соединить понятия и события.
- Предлагаю поменяться парами листочками и проверить. Эталон выведен на доску. Слайд №10. Молодцы, коллеги!
- Предлагаю выполнить последнее задание. Возьмите рабочий лист №5. Приём «Реставрация текста». Впишите пропущенные слова в тексте. Сверьтесь с эталоном. Слайд №11. Молодцы.
- Коллеги, наш мастер-класс подходит к концу, я вам представила, некоторые типы заданий, которые я использую на своих уроках при формировании читательской грамотности.
Вы отлично работали. Молодцы!
III. Рефлексия Прием «Всё в твоих руках»
- А теперь возьмите лист №6, обведите левую руку. Каждый палец - это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение. Раскрасьте, пожалуйста, те пальцы позиций, которые соответствуют вашему внутреннему ощущению после нашего мастер класса.
БОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ - для меня было многое важным и интересным.
УКАЗАТЕЛЬНЫЙ - использованные приёмы в мастер-классе буду применять в своей деятельности.
СРЕДНИЙ - для меня было недостаточно данной информации.
БЕЗЫМЯННЫЙ - не все приёмы работы с текстом представлены ясно.
МИЗИНЕЦ - данные приёмы мне известны, но я их не применяю.
- Спасибо большое, коллеги, за вашу активную работу! Слайд № 12.