Сценарий урока биологии в 7-м классе по теме "Факторы среды и их влияние на биоценозы"

Разделы: Биология, Общепедагогические технологии, Экология

Класс: 7

Ключевые слова: экология


Тип урока: комбинированный.

Класс: 7.

Предметная область: биология.

Учебно-методический комплекс: Биология. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ В.В.Пасечник, С.В.Суматохина, Г.С.Калинова.

Цель урока: создание условий для формирования экологической культуры обучающихся.

Задачи:

  • Сформировать представления об экологических факторах среды, научиться их распознавать и оценивать их влияние на биогеоценозы;
  • Развивать умения целеполагания, планирования своей учебной деятельности, следования определенному алгоритму действий, оценивания своей учебной деятельности;
  • Воспитание коммуникативной культуры, умения высказывать и аргументировать свою точку зрения.

Планируемые результаты:

  • Личностные: у учащихся появится возможность повысить мотивацию в изучении экологических проблем современности, сформировать личную морально-нравственную позиции по отношению к объектам природы.
  • Метапредметные: у учащихся появится возможность формирования навыков сотрудничества, умения работать с разного рода информацией, выполнения операций сравнения, обобщения, анализа, синтеза.
  • Предметные: у учащихся появится возможность распознавать и классифицировать экологические факторы среды, оценивать последствия антропогенной деятельности на биогеоценозы, применять знания и умения в оценочной учебной деятельности.

Ход урока

Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня в одной из газет я прочитала интересную новость: «21 мая стартуют Олимпийские игры для животных. Хозяева чемпионата - птицы. Белоплечий орлан будет участвовать в соревнованиях по прыжкам в воду, крот попробует свои силы в стрельбе из лука, тихоокеанский лосось планирует победить в соревнованиях по хоккею с мячом, а таёжный клещ прошел регистрацию в конкурсе пловцов!» Как вы думаете, есть ли шансы у этих животных на победу? Почему? Верно, ведь братья наши меньшие собираются соревноваться в тех средах обитания, выжить в которых просто не смогут.

Так что же такое среда обитания?

(Дети отвечают).

Учитель: Верно, среда обитания - это дом, это то место и та часть природы, которая окружает живые организмы. И в каждой среде обитания есть определённые условия, которые влияют на живущих в ней обитателей. Давайте предположим, какие условия оказывают влияние на организмы?

(Обучающиеся высказывают свои предположения).

Учитель: Верно! Вода, свет, движение воздуха, почва, рельеф, содержание кислорода, плотность и многое другое, например, другие организмы. Это - условия среды. Как вы думаете, почему я спросила вас об этом?

(Дети строят предположения, высказывают гипотезы).

Учитель: верно, условия среды и станут сегодня предметом нашего изучения, называются они «Экологические факторы или факторы среды». Эти факторы присущи всем сообществам живых организмов, называемых в биологии «биогеоценозами». Например, биогеоценозам - лесу, степи, океану, пустыне. Разберем это слово по составу на доске (корень «био» - по-гречески жизнь, корень «гео» - земля, корень «ценоз» - сообщество). Таким образом, полная тема нашего урока «Факторы среды и их влияние на биогеоценозы». Скажите, какова цель нашего урока?

(Дети высказывают идеи, формулируют цель урока).

Учитель: Верно, мы познакомимся с понятием факторы среды, узнаем, какие факторы бывают, как они влияют на организмы. У нас появится возможность понять, что произойдет, если влияние какого-то фактора окажется слишком сильным. Мы попытаемся выяснить, могут ли факторы привести к разрушению среды обитания, биогеоценоза? Как много вопросов мы поставили сегодня, но самый главный, на мой взгляд, вопрос: «А нужно ли это нам знать? Зачем эти вопросы изучать?»

(Дети высказывают свою точку зрения и приводят аргументы в её защиту).

Учитель: Отлично! А как мы с вами можем достичь цели?

(Дети высказывают свои предположения, проговаривают способы организации учебной деятельности на уроке. Выстраивают алгоритмы собственных учебных действий).

Учитель подтверждает предложения учащихся: Мы действительно будем читать, анализировать текстовую информацию, будем дружно работать в группах, рассуждать, а также мы будем смотреть видеофрагменты и напишем в итоге тест, который сами и проверим и выставим себе оценки! Я буду вам во всем помогать. Уверена, что мы обязательно достигнем цели урока, и он станет для нас настоящим событием.

Учитель: предлагаю всем встать и подойти ко мне за карточками с изображениями. Ваша задача, взяв карточку, подумать и разделиться на 3 группы. А по какому принципу, вы мне позже объясните.

(Дети подходят, берут карточки, общаются, обсуждают свой выбор группы, объясняют принцип группирования).

Учитель: Таким образом, у нас получились три группы, связанные общими понятиями. Объясните принцип образования групп.

Дети объясняют, что на карточках изображены условия среды обитания: солнечный свет, вода, извергающийся вулкан, животные, растения, мусорная свалки и т.д., т.е. эти изображения можно распределить на группы: факторы живой природы, факторы неживой природы, и факторы, т.е. связанные с хозяйственной деятельностью человека (дети получают название групп: биотические факторы, абиотические, антропогенные факторы).

Учитель: Сядьте, пожалуйста, в созданные группы.

Дети садятся, организуют рабочее место.

Учитель: Перед вами на столах лежат индивидуальные карты. Кроме того, на столах лежат инструкции для группы, которые позже пригодятся в работе. А сейчас подпишите свою инд. карту: сверху в углу напишите фамилию, имя. Те, кто помнит, запишите тему урока и подскажите тем, кто её уже забыл.

Дети подписывают карты, пишут название темы урока.

Учитель: Послушайте небольшую историю… Встретились однажды ученые: географ, биолог и эколог, и начали спорить о важности факторов среды. Каждый утверждал, что фактор науки, которую он представляет, гораздо важнее. Географ заявил, что именно факторы неживой природы оказывают наибольшее влияние на организмы: «Ведь при изменении температуры многие организмы просто погибнут, не выдержав резкого похолодания или чрезмерной жары». Биолог отвечал: «При бесконтрольном размножении насекомых - вредителей и отсутствии у них естественных врагов все растительные сообщества будут молниеносно уничтожены этой живой силой, а ведь растения это фундамент жизни!» Эколог же утверждал, что из-за выбросов углекислоты изменяется не только температура среды, но и условия становятся непригодными для всех обитателей нашей планеты». Предлагаю разрешить их научный спор. Попытаемся выяснить, какой же фактор среды самый важный? Как вы думаете, какая из групп будет изучать факторы, как биолог? А как географ? А как эколог? Молодцы!

Чтобы справиться с поставленной задачей, предлагаю вам поработать с текстом на обороте вашего информационного листа. Поможет вам инструкция на столах. Результатом вашей работы будет заполненная схема под названием «Фишбоун», или рыбья кость, которую придумал японский профессор Исикава. Эта схема позволит вам наглядно продемонстрировать понятие конкретного фактора среды, привести примеры данных факторов, оценить степень их влияние на организмы, и сделать вывод о важности этого фактора для жизни. Демонстрировать «Фишбоун» будет лидер группы, которого вы выберете. И, в конечном счете, мы разрешим таки спор ученых.

Вперед, за знаниями!

Дети работают в группе.

Дети демонстрируют схему «Фишбоун».

Учитель: Ребята, обратите внимание, что каждый из представленных вами факторов имеет свой предел, после которого он может стать ограничивающим для жизни организма.

Учитель: Как вы считаете, достигли ли мы своей цели? Давайте проверим? Предлагаю к просмотру видеофрагменты, чтобы вы смогли определить, о каком факторе идет в них речь.

Учитель демонстрирует видеонарезки из фильмов, мультфильмов. Дети определяют группу факторов и поясняют свой выбор ответа.

Учитель: И какой же из экологических факторов самый важный?

Дети отвечают на вопрос.

Учитель: Верно, все факторы равнозначны и все они одинаковы по силе своего влияния на живые организмы. И все таки, какой ответ вы бы дали нашим ученым-спорщикам?

Дети отвечают, что ученые должны были признать важность каждого фактора для жизни биоценоза.

Учитель: Для того чтобы закрепить полученные знания, выполните тестовую работу в форме игры «Да-нет» в своих рабочих листах. Проверьте себя по эталону на слайде. Поставьте себе оценку по 5-балльной системе.

Дети выполняют тест.

Учитель: А теперь ребята поднимите руки те, кто получил за тест оценку «5». Поделитесь, как у вас это получилось? Те, кто получил «4»? Как вы думаете, что надо было сделать, чтобы было 5? Есть ли те, у кого сегодня оценка «3»? В чем причина ваших затруднений? Скажите, пожалуйста, какая информация сегодня показалась вам самой интересной? Что вы узнали абсолютно нового для себя? Что уже вам было известно? Могли бы вы поделиться этой информацией с кем либо? С кем?

Предлагаю оценить свою деятельность цели на уроке по 10-балльной шкале с помощью мишени на доске. Выстрелите стикером туда, каков по-вашему мнению Ваш личный результат.

В заключение урока хочу рассказать вам очень важную новость, я её прочитала в новостном сайте Сахалинской области. На острове Кунашир при строительстве дороги срубили великолепное хвойное дерево тис, возраст которого был примерно 500 лет. Огромный урон нанесен природе, вырублено краснокнижное взрослое редчайшее растение, талисман целого острова. Жители Кунашира обеспокоены этой ситуацией и привлекают внимание власти к проблеме сохранения редких уникальных растений. О каком факторе идет речь? Как можно было предотвратить такую ситуацию?

Это вопрос нашего нового занятия. Спасибо за урок!